Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий.
Бюджетному регулированию присущи 2 метода:
Первый метод – путем межбюджетных трансфертов.
Из федерального бюджета:
· Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
· Субсидии бюджетам субъектов РФ
· Субвенции бюджетам субъектов РФ
· Иные межбюджетные трансферты субъектам РФ
· Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов
Из региональных бюджетов
· Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
· Субсидии местным бюджетам
· Субвенции местным бюджетам
· Субсидии федеральному бюджету
· Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы РФ
|
|
Из местных бюджетов:
· дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
· субсидии, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
· субсидии, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
· иные межбюджетные трансферты
Второй – путем правового закрепления доходов бюджетов на постоянной основе за тем или иным уровнем власти
этапов становления системы межбюджетных отношений Российской Федерации.
Современная система межбюджетных отношений в Российской Федерации начала свое фо рмирование с 1991 г. Изменения государственного устройства привели к реформе бюджетной системы и межбюджетных отношений в том числе.
Экономисты по-разному смотрят на время начала формирования системы межбюджетных отношений, а также на этапы ее становления, но большинство авторов сходятся в выделенииследующих этапов:
1. 1991-1993 гг. – создание новой бюджетной системы страны, формирование основ межбюджетных отношений.
2. 1994-1998 гг. – снижение роли государственного регулирования экономики, преодоления кризиса межбюджетных отношений.
3. 1999-2001 гг. – расширение налоговых полномочий.
4. 2002-2005 гг. – упорядочение бюджетного устройства РФ, четкое разграничение расходных полномочий, четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников, формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
|
|
5. 2006-2008 гг. – укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов, улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, повышение прозрачности региональных и местных финансов.
6. 2009-2013 гг. – создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам власти, совершенствование системы и разграничения расходных обязательств, дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований [3, с. 40].
Этап 1. Значительные изменения законодательной базы в этот период способствовали резкому росту доли региональных и местных доходов бюджетов в доходах консолидируемого бюджета.
Федеральные органы власти начали процесс передачи части расходных полномочий федерального бюджета на региональный уровень, что отразилось на увеличении доли расходов бюджетов субъектов РФ в консолидируемом бюджете РФ.