Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципальные, общинные и генеральные) имели лишь совещательные функции, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.
1Похоронив, по сути дела, выборные демократические принципы, провозглашенные в период революции, конституция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации республики и восстановления авторитарных и бюрократических методов управления, характерных еще для эпохи абсолютизма.
Бонапарт прозорливо увидел опасности, проистекающие от мощной бюрократической системы, тяготеющей к произволу и деспотизму. В качестве "гарантии" от злоупотреблений всесильной администрации конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности".
Руководствуясь принципом, что "никто не может быть судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при префектах, всемогущих главах местной администрации, специальные Советы префектур, наделенные правом рассматривать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административной юстиции, характерному и для последующих этапов развития государственного строя Франции.
Первая империя и бюрократизация государственного аппарата
Конституция 1799 г., предоставив первому консулу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок разгромить остатки якобинского движения и обезвредить деятельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.
Продемонстрировав респектабельным кругам общества, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собственникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I). Вновь был использован испытанный прием плебисцита, и третья наполеоновская Конституция была практически единодушно одобрена "французским народом".
Государственное управление
Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопросы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический расчет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению дореволюционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.
Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта с неизбежностью привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в своеобразную монархию (империю). Правда, и с установлением императорского титула первоначально сам термин "республика" продолжал использоваться в законодательстве ("управление республикой вверяется императору") но он имел не больший смысл, чем в императорском Риме, постепенно стал выходить из употребления.
Персонификация государственной власти достигла своего наивысшего предела. Личность Наполеона ассоциировалась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.
Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.
С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препятствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею система государственных органов, которая неоднократно преобразовывалась по усмотрению императора. Так, например, были изменены состав и компетенция Государственного совета, Сената и т. д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.
С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Проголосовав за порядок и империю, французский народ был вынужден в качестве своеобразной политической платы согласиться с предельно ограниченной сферой действия демократии, с утерей права на всякую легальную оппозицию бонапартистскому режиму.
Во время Первой империи во Франции в основном завершился процесс становления современного, построенного на рационалистических началах государства, освободившегося от теологического и сословного наследия. Это государство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чиновников императора. В условиях авторитарного режима оно все более отчуждалось от общества, превращалось в способный к саморазвитию всесильный механизм, контролирующий многие стороны не только публичной, но и частной жизни французов.
Откровенно протекционистская экономическая политика наполеоновского государства способствовала быстрому росту капитализма и пользовалась на первых порах поддержкой широких кругов предпринимателей.
Созданное Наполеоном государство имело своим стержнем бюрократически организованный чиновничий аппарат. Некоторые звенья этого аппарата были унаследованы от старого режима и от эпохи революции, но в основном они были продуктом административного творчества самого императора.
Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и жесткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промышленной, фискальной, военной и карательной политики.