Местное управление

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и ком­мунальной администрации. Местные чиновники всецело за­висели от центральной администрации: в департаментах пер­вый консул назначал префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муници­пальные, общинные и генеральные) имели лишь совещатель­ные функции, их решения подлежали утверждению соот­ветствующей администрацией.

1Похоронив, по сути дела, выборные демократические принципы, провозглашенные в период революции, консти­туция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации рес­публики и восстановления авторитарных и бюрократиче­ских методов управления, характерных еще для эпохи аб­солютизма.

Бонапарт прозорливо увидел опасности, проистекающие от мощной бюрократической системы, тяготеющей к произволу и деспотизму. В качестве "гарантии" от злоупотреблений всесильной администрации конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоря­жения, относящиеся к деятельности публичной админист­рации, "разрешать затруднения, возникающие в админист­ративной деятельности".

Руководствуясь принципом, что "никто не может быть судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при пре­фектах, всемогущих главах местной администрации, специ­альные Советы префектур, наделенные правом рассматри­вать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административной юстиции, характерному и для последующих этапов развития государственного строя Франции.

Первая империя и бюрократизация государственного аппарата

Конституция 1799 г., предоставив первому консу­лу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок раз­громить остатки якобинского движения и обезвредить дея­тельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.

Продемонстрировав респектабельным кругам общест­ва, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собст­венникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бона­парт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Соглас­но Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был при­своен титул императора (Наполеон I). Вновь был использо­ван испытанный прием плебисцита, и третья наполеонов­ская Конституция была практически единодушно одобрена "французским народом".

Государственное управление

Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопросы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический рас­чет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению до­революционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.

Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта с неизбежностью привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в своеобразную монархию (империю). Правда, и с установлением императорского титула первоначально сам термин "республика" продолжал использоваться в законодательстве ("управление республикой вверяется императору") но он имел не больший смысл, чем в императорском Риме, постепенно стал выходить из употребления.

Персонификация государственной власти достигла сво­его наивысшего предела. Личность Наполеона ассоциировалась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.

Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родствен­ники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.

С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция, поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препятствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею система государственных органов, которая неоднократно пре­образовывалась по усмотрению императора. Так, например, были изменены состав и компетенция Государственного совета, Сената и т. д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прес­сой и т. д.

Проголосовав за порядок и империю, французский на­род был вынужден в качестве своеобразной политической платы согласиться с предельно ограниченной сферой действия демократии, с утерей права на всякую легальную оппозицию бонапартистскому режиму.

Во время Первой империи во Франции в основном завершился процесс становления современного, построенного на рационалистических началах государства, освободившегося от теологического и сословного наследия. Это государство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чинов­ников императора. В условиях авторитарного режима оно все более отчуждалось от общества, превращалось в способный к саморазвитию всесильный механизм, контролирующий многие стороны не только публичной, но и частной жизни французов.

Откровенно протекционистская экономическая политика наполеоновского государства способствовала быстрому рос­ту капитализма и пользовалась на первых порах поддержкой широких кругов предпринимателей.

Созданное Наполеоном государство имело своим стержнем бюрократически организованный чиновничий аппарат. Некоторые звенья этого аппарата были унаследованы от старого режима и от эпохи революции, но в основном они были продуктом административного творчества самого императора.

Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и жесткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промыш­ленной, фискальной, военной и карательной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: