Гигиенические требования к палатным отделениям больницы

Каждое палатное отделение предназначено для больных с одинаковыми заболеваниями. Оно состоит из палатных секций на 25-30 коек, с 6-8 палатами на 2-4 койки площадью 7 м2 на одну койку, не менее двух однокоечных палат площадью 9-12 м2 для тяжелых соматических и инфекционных больных, кубатурой на одного больного 20-25 м3, объемом вентиляции 40-50 м3/час. Кроме палат в палатной секции предусматривается комната для дневного пребывания больных площадью 25 м2, застекленная веранда (30 м2), лечебно-вспомогательные помещения: кабинет врача (8-9 м2), процедурная или манипуляционная (12-15м2), пост медицинской сестры (4 м2), а в секциях отделений хирургического профиля - перевязочная (чистая и гнойная). Кроме этого, должны быть: буфетная со столовой (на две палатные секции площадью 18 м2), комната для чистого и грязного белья (по 4 м2), санитарный узел с ванной (10 м2), туалетом для больных и персонала, санитарная комната (6-8 м2), коридор. Коридор может быть боковым, с окнами на северные румбы или центральным, со световыми разрывами (холлами).

Оптимальной ориентацией окон палат в северном полушарии является юго-восточная и южная. Однако должно быть предусмотрено 1-2 палаты с ориентацией на северные румбы для тяжелых больных и больных с лихорадкой. Размещение коек должно быть параллельное светонесущей стене для того, чтобы больной имел возможность отвернуться от ослепляющего действия прямой солнечной радиации. Показатели естественного освещения (у внутренней стены) должны быть: коэффициент естественного освещения - 1,3-1,5%, световой коэффициент - 1:4 - 1:6, угол падения – не менее 27°, угол отверстия – не менее 5°, коэффициент углубления - не более 2. Искусственное освещение должно быть общее, 50-60 лк, и ночное дежурное - 10-15 лк со светильниками в нижней части стен.

Вентиляция палат должна обеспечиваться вытяжными вентиляционными каналами, наличием форточек и окон, которые открываются, а в современных больницах и кондиционированием воздуха.

В отделениях инфекционного профиля оборудуют: боксированные палаты (с изоляцией каждой койки), полубоксы (изолированные палаты с общим туалетом и ванной), полные боксы (изолированные палаты с ванной и туалетом).

Операционный блок отделений хирургического профиля размещают в пристройке или отдельном крыле больничного здания. В операционном блоке должны быть предусмотрены операционная – 36 м2 (из расчете 1 на 30-50 хирургических коек в отделении; для сложных операций - площадь не менее 48 м2), предоперационная - 10-20 м2, стерилизационная (одна на две операционные), наркозная - 15 м2, инструментальная, кабинет хирурга (протокольная), лаборатория экстренных анализов, гипсовая перевязочная, кабинет передвижной диагностической и реанимационной аппаратуры, анестезиологического оборудования, помещение для чистого и грязного операционного белья, моечная и душевая для операционной бригады, послеоперационные реанимационные палаты, туалеты для персонала, комната операционной сестры и другие в зависимости от профиля хирургического отделения.

Существуют определенные особенности планирования детских отделений и больниц, туберкулезных, психиатрических и других специфических лечебно-профилактических заведений, которые рассматриваются в нормативных документах и могут быть выучены при необходимости.

При проведении предупредительного санитарного надзора необходимо осуществлять контроль за разработкой нормативно-технической документации на новое оборудование, технологические процессы, химические вещества.

Текущий санитарно-гигиенический надзор в лечебных учреждениях включает наблюдение за состоянием производственных факторов (физических, химических, биологических, психофизиологичесиких) на рабочих местах медицинского персонала.

При осуществлении контроля за условиями и охраной труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения необходимо:

1. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ данных микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, температура внутренней поверхности ограждающих конструкций),

2. проведение лабораторно-инструментальных исследований и анализ показателей воздушной среды (запыленность, загазованность, бактериальная обсемененность, пары ртути и др.);

3. оценка эффективности приточно-вытяжной вентиляции,

4. оценка состояния естественной и искусственной освещенности,

5. оценка уровней шума,

6. оценка уровней ультразвука,

7. оценка уровней электромагнитного и рентгеновского излучения и др.

8. оценка эргономических мероприятий по совершенствованию рабочих мест медицинского персонала.

Эффективным средством улучшения условий труда, преодоления усталости, сохранения устойчивой работоспособности медперсонала является оптимизация режима труда и отдыха, с организацией внутрисменного отдыха в специально оборудованных помещениях, что в сочетании с микроклиматическим комфортом и психофизической разгрузкой позволит снять избыточное эмоциональное и психическое напряжение и в значительной мере восстановить работоспособность.

В соответствии с эргономическими требованиями, а также, исходя из наблюдений за работой врача и медицинской сестры, мебель и оборудование врачебного кабинета рекомендуется размещать, руководствуясь следующими правилами:

l рабочий стол врача и медицинской сестры должен находиться в наиболее освещенной части;

l вокруг стола необходимо иметь пространство, обеспечивающее свободное перемещение врача и медсестры от стола к любому предмету в кабинете;

l кушетка для обследования пациента должна располагаться таким образом, чтобы правая половина его тела находилась со стороны врача (кушетку необходимо отгородить от входной двери ширмой и вплотную к ней поставить стул для пациента);

l расположение каждого предмета должно быть продумано так, чтобы свести до минимума затраты на передвижение и обеспечить соблюдение эстетических требований в оформлении кабинета;

l дверь кабинета должна быть доступна обозрению, чтобы врач мог видеть входящего.

Снижению утомляемости, улучшению самочувствия, повышению профессиональной работоспособности медицинских работников способствует использование разнообразных средств и форм физической культуры в режиме их труда и отдыха. Важным средством совершенствования профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций медперсонала может явиться разработка и внедрение комплекса мероприятий профессионально-прикладной физической подготовки для конкретной врачебной специальности.

Профилактические осмотры являются частью медико-профилактического обеспечения работающих, в т.ч. и медицинских работников. Предварительные профосмотры имеют целью выявить медицинские противопоказания к тому или иному виду трудовой деятельности и предотвратить распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, что особенно важно в условиях стационара.

Периодические профосмотры, кроме того, имеют целью выявить факт и степень воздействия на работающего вредных производственных факторов для определения необходимых реабилитационных мероприятий.

Предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры проводятся территориальными лечебно-профилактическими учреждениями. Центры Госсанэпиднадзора осуществляют контроль за полнотой контингентов, определяемых администрацией ЛПУ и аптек к обследованию, и контроль за полнотой и своевременностью прохождения профилактических медицинских обследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: