При выяснении смысла техники в философии оказалось, что технику воспринимали по-разному в различные времена истории. Рассмотрены наиболее существенные и интересные интерпретации техники и подходы к ее пониманию. Большинство ученых и мыслителей, которые вели исследование этой проблемы, соглашаются, что
· техника отражает в себе человека, поэтому она такая же противоречивая, как и человек;
· человек не должен возвышать технику, давать ей возможность уничтожить себя;
· ключ к решению проблемы человека в информационно-техническом мире нужно искать только в гармонии техники и человека.
Проведенное исследование проблем информационно-технического мира и его угроз для человека выявило следующие тенденции:
· многие информационно-технические достижения не могут трактоваться исключительно с положительной стороны, они при детальном рассмотрении имеют отрицательные стороны, которые в совокупности способны разрушить человека;
· часто положительные достижения информационно-технического развития носят локальный характер, и при этом их отрицательные стороны - глобальный или вообще скрытый, что способно привести к катастрофическим для человека последствиям в будущем.
· в мире происходит определенный количественный рост технического развития, который, достигая критической точки, переходит в качество, и тогда техника вступает в некоторую новую фазу, важно, чтобы эта фаза не была губительной для человека, для этого необходимо уже сейчас обращать особое внимание и поддавать критике любые научные и информационно-технические предложения;
· ученые и инженеры в любой отрасли науки обязаны следить за своей деятельностью, чтобы она не принесла человечеству беды ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем, а, следовательно, они несут ответственность за свою деятельность;
· в информационно-техническом мире техническая элита (ученые и инженеры) получает своеобразную власть, потому что обладает специализированным знанием, а значит, ответственность этой элиты за судьбу человечества возрастает еще больше;
· выявилось существование определенного барьера между естествоиспытателями, представителями технических наук и учеными-гуманитариями, который является результатом узкой специализации технических наук и помехой инженерам в понимании и осмыслении роли техники в жизни человечества; преодолением этого барьера могут быть междисциплинарные исследования и гуманизация инженерного образования.
· одним из способов снижения чрезмерно пагубного влияния результатов достижений научного и информационно-технического прогресса служат «Кодексы инженерных сообществ», которые представляют собой совокупность норм поведения ученого или инженера, прежде всего, в интересах человечества.
Для преодоления негативных тенденций информационно-технического мира необходимо всесторонне исследовать феномен техники и специфику информационных достижений, увеличить гуманитарную составляющую в узкотехническом образовании при подготовке инженеров. А самое главное - независимо от профессиональной деятельности быть человеком моральным и дорожить общечеловеческими ценностями.
Литература:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. - М.: ЛОГОС, 2000. - 344 с.
2. Філософія. Навчально-методичний посібник для студентів технічних вузів (російською мовою). Під ред. Л.О. Алексєєвої, Р.О. Додонова, Д.Є. Музи, Т.Б. Нечипоренко, В.Г. Попова. - Донецьк: ДонНТУ, 2004. - 180 с.
3. Барсуков В.Л., Яншин А.Л. В.И. Вернадский - великий ученый и мыслитель//Вестник АН СССР. 1988. № 6. c. 56-59.
4. Кутырев В.А. Естественная и искусственная борьба миров. - Н.Новгород.: Издательство “Н. Новгород”, 1994. - 200 с.
5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества //Новая технократическая волна на Западе./Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988.
6. Соhеn R.S. Sосiаl Imрliсаtiоn оf Rесеnt Тесhnоlоgiсаl Innоvаtiоns. --Рhilоsорhу аnd Тесhnоlоgу. Еd. by Р. Durbin, F. Rарр. Воstоn studies in thе рhilоsорhу оf sсiеnсе, vоl. 80. Dоrdrесht еtс., Веidеl, 1983.
7. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002. - 623 с.
8. Философия: учебник для высших учебных заведений. / Авт. колл.: Ватин И.В., Давыдович В. Е., Драч Г.В. и др. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. - 576 с.
9. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М: ЧеРо, 1999. - 230 с.
10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.






