Проблема ответственности ученых и инженеров

Значительную долю гуманитарных проблем развития информационно-технического мира составляют проблемы, по существу этические или тесно связанные с таковыми. К области этики относят такие понятия как «благо» и «зло», «ответственность», «справедливость», «свобода». Этика техники подразумевает рассмотрение аспектов техники сквозь призму этих понятий. Основным фактором развития информационно-технического мира можно считать научную и инженерную деятельность, которая в современном обществе, как показано выше, играет важную и возрастающую роль. Проблемы повышения эффективности научных исследований и разработок, их практического использования выдвигают сегодня инженерную деятельность как важнейшее условие развития экономики государств и планеты в целом.

Огромное количество технических вузов готовит инженеров различного профиля для разных отраслей хозяйствования. Современное развитие профессионального сознания инженеров предполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальности не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности вообще, её целей и задач, а также изменений её ориентаций и приоритетов в культуре и ценностях человечества. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение знаний, полученных в научной деятельности для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. Однако современный инженер, как и любой современный ученый, должен прислушиваться к голосу собственной совести, общественному мнению, потому что результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни человека, нарушить равновесие в живой природе. Особенно остро стает эта проблема именно сейчас, когда «искусственный мир» человека может сравниться своими масштабами с естественным миром природы. Когда результаты инженерной деятельности становятся глобальными, то проблема влияния этой деятельности на окружающую нас среду и мир в нас, внутри человека, перестает быть узко профессиональной и становится предметом всеобщего обсуждения. Информационные системы, радио, телевидение, компьютеры и Интернет также можно отнести к таким результатам инженерной деятельности. Проблемы негативных социальных и других последствий техники, проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Леонардо да Винчи, например, был обеспокоен возможным нежелательным характером своего изобретения и не захотел предать гласности идею аппарата подводного плавания, указав, что человек имеет злую природу и может использовать этот аппарат для совершения убийств на дне морском путем потопления судов.

Конечно, подобные решения тормозили технический и экономический прогресс, приходили в противоречие с требованиями рыночной экономической системы. Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации, когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации. Кроме того, человечество находится на той стадии научно-технического развития, когда такие последствия необходимо, хотя бы частично, предусмотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки новой техники. Ученый или инженер, обладая колоссальными знаниями, может сделать больше, чем он имеет на то право. В конечном итоге техника лишит человека его статуса. Поэтому, возникает вопрос о том, каким должен быть человек, прежде всего ученый и инженер, в информационно-техническом мире? Ответ на такой вопрос один: необходимо быть человеком моральным, ответственным!

Ответственность - это ключ к решению этических проблем техники, который позволит разрешить кризис человека, и, возможно, ближе подойти к решению проблемы вполне реальной экологической катастрофы, которая может быть результатом технологической деятельности человечества. Необходимо предусмотреть такие общественные механизмы и изменить так структуру научной и инженерно-технической деятельности, чтобы позволить обществу контролировать последствия научно-технических проектов. К таким механизмам отчасти можно отнести «Кодексы инженерных сообществ», которые предусматривают нормы деятельности и самоконтроля инженеров и ученых. Контроль и влияние со стороны общества на инженерную и научную деятельность осуществляется по средствам государства, общественных организаций, средств массовой информации, которые, кстати, являются также результатом технического прогресса. Принятые во многих государствах мира инженерные кодексы базируются на общечеловеческих ценностях (честность, справедливость, счастье и свобода) и профессиональных качествах (солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе), а моральным идеалом выступает этика ответственности.

Итак, проблема социальной ответственности ученых и инженеров может быть решена путем высокой моральности и ответственности этих людей перед собой и обществом. Кроме того, инженеры и ученые должны понимать важность своей работы, они должны быть проникнуты общечеловеческими ценностями и должны стремиться к гармонии между человеком, техникой и природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: