Разряды местоимений по грамматическим признакам

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое - или суффиксами - то, -либо, -нибудь.

Употребление личных местоимений:

1. Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не формально порядком слов, например: Туристы побывали во многих городах страны: они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа. Это правило нарушено, например, в предложении: «В митинге участвовало множество народа; они требовали прекращения войны на Кавказе». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (...участвовало множество людей; они требовали...).

2. При выборе одного из вариантов в парах я гуляю – гуляю, ты прочти – прочти и т.п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп.

Подлежащее-местоимение обычно опускается при формах повелительного наклонения. Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления. Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придавать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно... ты мне дай совет...

3. Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить... В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ,он культуры требует.

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются.

4. Нормативной является форма у нее; форма у ней придает высказыванию разговорный характер

Не рекомендуется употреблять формы без ней, для ней, до ней, от ней.

5. При выборе варианта в парах внутри них – внутри ихн перед местоимением 3-го лица или без н) следует исходить из того, что в современном языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако такие предлоги, как внутри, вне, употребляются в основном без начального н.

Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; благодаря ему.

Не требуют после себя вставки н также сложные предлоги в сочетании с местоимением, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее; также: наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше ее, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь то допустимы обе формы (со встречным н и без него,), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них

Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними.

Употребление в тексте притяжательного местоимения свой.

· Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам.

· При наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат — остаётся неясным, чей же реферат — профессора или ассистента — следовало прочитать.

· Поэтому если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение — существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их: Я застал товарища в своём кабинете (неправильно) — Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов: Сергей застал сестру в своём кабинете (неправильно)— Сергей застал сестру в её кабинете.

Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат (неправильно) — Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат;

· Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой – свой, например: Я предаюсь моим мечтам. Я не потерплю в своем доме воров

· Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой

· Ч асто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их у потребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний. С ледует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


13. Изобилующая и дефектная парадигмы глагола. Нормы употребления причастных и деепричастных форм.


14. Нормы словообразования. Основные способы словообразования в русском языке. Зоны словообразовательных трудностей в современном русском языке. Активные процессы в современном словотворчестве. Отступление от словообразовательных норм.

Нормы образования слов (обычно на базе однокоренных) по существующим в языке моделям, с помощью аффиксов, словосложения (значимых частей слова) и др. формальных слов.

Способы словообразования:

- суффиксальный

- приставочный

- приставочно-суффиксальный (по-рыночному)

- постфиксальный

- приставочно-постфиксальный (вчитаться)

- сложение основ и слов, в т.ч. аббревиация (НЛО, банкомат)

Словообразовательная модель – это сочетание морфем, по которой образуется новое слово (ягодник – тот, кто собирает ягоды и ягодник – место, где растут ягоды)

В разное время популярными становятся те или иные способы словообразования.

Зоны словообразовательных трудностей:

- образование существительных-названий жителей от географич. Названий

- относительны прилагательные от географич. Названий (Болонский, Неаполетанский, Бакинский, Генуэзский)

Причины ошибок:

- незнание норм

- неполное усвоение классификации прилагательных по разрядам

- ограниченность кругозора учащихся


15. Синтаксические нормы в области словосочетания. Выбор падежной и предложно-падежной формы управляемого слова.


16. Нормы сочетания однородных членов. Предлоги при однородных членах предложения.

1. в качестве однородных членов предложения должны сочетаться сопоставимые понятия (я люблю бананы и гимнастику)

Зевгема – языковая игра на основе этой ошибки, намеренное использование этого приема.

2. должны сочетаться непересекающиеся понятия (люди и дети убирали улицы)

3. нельзя сочетать существит. и инфинитив, а так же полную и краткую форму прилагат. (красив и высокий, любит читать и чистоту)

4. при обобщающем слове однородные члены должны быть согласованы с ним в падеже (плоды на деревьях: яблонях, грушах, вишнях)

5. повторяющиеся или составные союзы должны соединять именно однородные члены! (Раскольников не только убил старуху, но и ее сестру)

6. Составные союзы должны быть одинаковыми (или-или, либо-либо)

7. в современном русс. Языке нельзя соединять на правах однородных членов члены предложения и простые предложения в составе сложного: Девушка, тонко чувствующая и которая способна ощущать чужие страдания.


17. Колебания и нормы в системе простого предложения. Координация главных членов предложения.


18. Колебания и нормы в системе простого предложения. Оформление причастного оборота и деепричастного оборота.

Оформление причастного оборота:

1. Не разрушать целостность причастного оборота (вариант, когда определяемое слово стоит перед прич. Оборотом, воспринимается легче – нормализация)

2. причастный оборот характерен для письменной речи и литературы.

3. Обороты, затрудняющие восприятие предложения, лучше заменить придаточным или исключить.

Оформление деепричастного оборота:

1. Деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действие одного и того же лица. (подъезжая к станции, у меня слетела шляпа)

2. Если добавочное действие предшествует основному, используется деепричастие совершенного вида, особых ограничений в использовании нет (Закончив объяснение, учительница предлагает (предложила) решить задачу)

3. Если добавочное действие одновременно с основным, обязательно согласование! Деепричастие несов. Вида (попадая в грязь, Миша испачкал брюки)

4. Сочетание дееприч. несовершенного вида с глаголом совершенного вида возможно только, если добавочное действие по временным рамкам шире основного (Изучая мир животных, ученые сделали открытия)


19. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

1. Некорректное употребление указательных местоимений (Я объяснил о том, что экзамен состоится. – недопустимо; Я знал о том, что экзамен состоится – допустимо; я договорился о том, что экзамен состоится – обязательно)

Глаголы, не допускающие при себе указательных местоимений (придаточные-изъяснительные)

Видеть

Доказать

Засвидетельствовать

Заключить

Объяснить ЧТО

Подтвердить

Подчеркнуть

Полагать

Утверждать

Чувствовать

Глаголы, допускающие указательные местоимения:

Говорить

Думать

Заявить

Знать

Известить (О ТОМ), ЧТО

Писать

Помнить

Сказать

Сообщить

Спорить

Глаголы, требующие наличия указательного местоимения:

Дискутировать

Договориваться

Доказательство (того, что)

Задуматься

Начать О ТОМ, ЧТО

Разговаривать

Решение (о том, что)

Свидетельствовать

Сделать вывод

Сообщить (сообщение)


20. Норма и нормализация в синтаксисе. Синтаксические конструкции, затрудняющие понимание текста. Синтаксические конструкции, создающие возможность двоякого восприятия текста.

Нормализация - в основном связана с наличием большого количества вариантов.

1) Нормализуемые синтаксические конструкции:

- затрудняющие понимание текста (доска покрыта маляром кистью столярным лаком)

- создающие двоякое восприятие текста (Дар российской молодежи)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: