Заключение

Стратегический менеджмент представляет собой важную составляющую жизни современной организации. Необходима выработка и осуществление стратегии в отношении даваемого организацией продукта и, наконец, выработка стратегии в отношении персонала организации.

Определение стратегии организации зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Однако существуют некоторые единые подходы к формулированию стратегии и некоторые общие черты, присущие стратегиям вообще. В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, в то время как для более высокого уровня она служит лишь cpeдством. При определении стратегии организации руководство сталкивается с тремя основными проблемами, определяющими положение фирмы на рынке:

. какой бизнес прекратить;

. какой бизнес продолжить;

. в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия базируется на том, что организация делает и чего не делает, и определяет, что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Основные элементы стратегии: планы, цели, политика. Система целей включает миссию, а также общие организационные и специфические цели. Политика — совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение целей. Планы— система конкретных действий по реализации принятой политики.

В зависимости от условий стратегических решений различают 3 вида стратегий:

§ Базовая- распределение ресурсов между бизнес- единицами,

§ Конкурентная(деловая)— решение о диверсификации производства;

§ Функциональная — изменение структуры предприятия.

Когда именно обращение к стратегии становится жизненно необходимым? Возникновение внезапных изменений во внешней среде организации, обусловленных насыщением спроса, крупными измене в технологии внутри или вне организации, неожиданным возникновением многочисленных новых конкурентов – вот те причины, при которых наличие стратегии необходимо. В таких ситуациях традиционные принципы и опыт организации не соответствуют задачам по использованию новых возможностей и не обеспечивают предотвращения опасностей. Если у организации нет единой стратегии, то не исключено, что отдельные подразделения выработают разнородные, противоречащие и неэффективные решения. Служба сбыта будет бороться за продолжение прежнего спроса на продукцию организации, производственные подразделения - делать капитальные вложения в устаревающие производства, а служба НИОКР — разрабатывать новую продукцию на базе старых технологий.

Процесс выбора стратегии включает следующие этапы:

1. Уяснение текущей стратегии;

2. формирование стратегических альтернатив;

3. Выбор стратегии предприятия и ее оценка.

Исходя из существующей в настоящее время практики за разработкой стратегии обычно следует фаза организационного развития, в рамках которой принимаются меры, направленные на то, чтобы улучшить положение дел в организации, повысить ее конкурентоспособность и готовность к дальнейшему развитию. При этом вполне отчетливо просматривается тенденция деятельности по разработке стратегии от собственно предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство и деятельность стратега - по существу одно и то же, с той лишь разницей, что последняя требует более широкого кругозора и дальновидности, чем любой другой вид предпринимательской деятельности.

Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

В зависимости от выбранной стратегии предлагаются следующие способы управления организацией:

ü 1.У правление на основе контроля за исполнением (постфактум).

ü 2. Управление на основе экстраполяции (темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого).

ü 3.Управление на основе предвидения изменений (возникают неожиданные явления и темп изменений ускоряется, но не настолько, чтобы нельзя было вовремя проследить тенденции и разработать ответную реакцию на них).

ü 4.Управление на основе экстренных решений (многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно ни предусмотреть, ни вовремя разработать aдeкватное их решение).

Тем не менее следует отметить, что системы более раннего происхождения, включая долгосрочное планирование, сейчас широко применяются в управленческой практике. Стратегическое планирование в США внедрялось медленно и трудно в течение 20 лет, но теперь и оно все чаще входит в практику организаций. Периодически стратегическим управлением начинают интересоваться организации, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Управ. ление на основе ранжирования стратегических задач все больше завоевывает к себе внимание в Японии и США, а вот управление по слабым сигналам еще только складывается.

Российским предприятиям, действующих в крайне сложной социально-политической и экономической обстановке, динамичной среде, необходимо использовать накопленный управленческий опыт в странах с развитой рыночной экономикой с учетом специфики национальных условий.

Искусство стратегии состоит в том, чтобы результаты умственной работы воплотились в конкретные действия, которые на этапе реализации замыслов позволили бы добиться высокой эффективности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: