Рецензия на спектакль «. А я остаюся с тобой. »

В новом театральном сезоне,в канун Нового года на Малой сцене Центрального академического театра Российской Армии состоялась премьера спектакля по одной из самых репертуарных на сегодняшних день пьес Владимира Гуркина «Cаня, Ваня, с ними Римас». Режиссер-постановщик-Андрей Бадулин, Сценография-М.Смиронова,музыка-Р.Затикяна, костюмы-Е.Предводителевой.

Спектакль называется «...А я остаюся с тобою...».Эта известная песенная строчка выбрана совсем не случайно,потому что все персонади спектакля,выжившие в войну и первые послевоенные годы, остаются друг с другом и со своей родной страной.Несмотря на весь ход событий мастерски сплоченного сюжета о пропавшем после войны муже героини,явившемся домой в тот самый день,когда она решила связать свою судьбу с другим,не смотря на то,что довелось им всем пережить.Хочется отметить, что пьеса Владимира Гуркина,написанная им уже в новом веке-в 2005 году, стала показателем того, что отечественная драматургия все же не сдается модным и душевно пустым форматам.К сожалению работа «Саня, Ваня с ними Римас» стала последней работой Владимира Гуркина,человека,который был и актером, и драматургом, и автором более десятка киносценариев и пьес.Она завершает цикл «деревенских историй», в который вошли «Любовь и голуби» (По этому сценарию в 1948 году была снята всенародно любимая одноименная трагикомедия режиссером Владимиром Меньшиковым) и «Прибалтийская кадриль»

Успех пьес Владимира Гуркина,конечно, и в великолепном знании религий,о которых он пишет.Чтобы без пафоса и фальши рассказать о мужестве и благородстве людских сердец, о подлости и мелочности человеческой,о том, что жизнь-это любовь, надежда и вера, и что надо душевно это прочувствовать.Прототипы героев пьесы-дед и бабка самого сценариста.Сюжет рассказывает истоию его семьи.Об этом говорит и сам Владимир Гуркин: «Я написал историю жизни,которую собрал из рассказов Дяди Вани,бабы Шуры, мамы, а так же из сохранившехся писем.В пьесе даже все имена реальные.Я только имя мамы изменил,потому что она жива,слава боогу. «Саня, Ваня, с ними Римас» - не про войну.Эта пьеса про любовь.Про то,как люди жили и,кстати,живут сейчас»

Время действия в пьесе -Великая Отечественная война.Она добирается и до далекой деревни на Урале.В пьесе два действия -два дня из жизни нескольких деревенских семей.Первый день -из июля 1941 года, второй -спустя четыре года после Победы.В центре истории три сестры.Владимир Гуркин показывает все земные радости деревенской жизни-искрометные отношения любящих друг друга людей,прелести русской баньки,жизненный,но такой тонкий юмор,без пошлости и грязи!Муж старшей сестры уходит из жизни,его нет в пьесе,но образ показан автором через других героев так,что он становится близким и дорогим.Мне эта пьеса показалась живой,после того как я увидела как актеры воплотили ее на сцене.Для меня герои стали и частью моей памяти,потому что их жизнь -это в том числе и история нашей страны.Эта пьеса не документальная повесть,а «художественный памятник мои дедам,погибшем в войну»

Талант режиссера-постановщика Андрея Бадулина помогла актерам сыграть роли с такой эмоциональной силой, что буквально видишь себя жителем той сибирской деревни,начинаешь жить ее счастьем и бедами.Живой говорок главной героини -Александры,Сашки-так точно передает заслужанная артистка России Людмила Татарова-Джигурда,что просто не верится,что сидишь в зале в центре столицы, а не подслушиваешь диалог сельских жительниц в июле 1941 года на берегу речки Чусовой.И здесь надо отметить интересную находку актеров-проходит время и речь героев становится как бы современной,без языковых особинок.И это еще больше приближает нас к ним.

Людмиле Татаровой-Джигурде(Александра),актерам Анне Киреевой (Софья), Александру Горячеву(ее муж Петр Рудаков), Сергею Колесникову (муж Александры-Иван Краснощеков), Инне Серпокрыл (Анна), Марии Белоненко (Женя,дочь Рудаковых) и Андрею Новикову (миллиционер,холостяк Римас Патис) удалось через их героев показать нам мудрую житейскую философию,любовь, и мужество обыкновенных деревенских труженников,приблизить через них понимание загадочной русской души.Понять как же в момент тяжелейших для страны испытаний можно сохранить истинно народную мудрость в понятии самых сложных решений.А война привнесла в их жизнь страшную позицию.Мужья Софьи и Александры уходят на фронт.Петр погибает под Сталинградом,а Иван возвращается домой.Только вот через четыре года после войны.И в день свадьбы своей жены Александры с Римасом, который по состоянию здоровья на передовую не попал.Только его тыл был не легче-голод, смерти, жизнь- «все для фроната, все для победы».Человек глубоко порядочный, немногословный, он тоже достоин личного счастья.Но как же было поступить в такой ситуации Александре?Как понять мужа?Как не придать любовь Римаса?Как жить дальше?Нам этот спектакль преподает очень важный урок, как в любые времена можно остаться человеком,как не опуститься до подлости.Андрей Новиков, исполняющий роль Римаса при всей скупости текста играет судьбу.Каждый его взгляд,каждое его движение подчинены на редкость точно выстроенному характеру.А эпизод,когда Александра оставляет их с Иваном в избе, чтобы они решили, кому из них остаться с ней, -просто ювелирно ограничен режиссером и артистами: мы видим их глаза, мы ощущаем их внутреннее напряжение.Слов нет,они и не нужны- мы видим перед собой две судьбы, две истрадавшиеся жизни и удивительное мужское достоинство и благородство, сыграть которые нельзя, можно только прожить. Андрей Новиков и Сергей Колесников стали нравственным центром спектакля,а это особенно сложно в наше время, когда понятие нравственности приобрело едва ли не оскорбительный смысл.Весь актерский ансамбль на высоте.При скупой сценографии, практически без декораций, каждым словом, репликой, движением, какой-то яркой и живой подробностью каждого образа наращивается «плоть» и сила спектакля,поднимая его на духовную высоту подвига человеческих сердец. Ощущения чем- то похожи высказыванием Уильима Шекспира «Быть или не быть?» Возможно, это и потому, что режиссер ненавязчиво оставляет актерам возможность импровизации.

Режиссер- постановщик Андрей Бадулин и замечательные артисты центрального академического театра Российской Армии словно дарят нам надежду. Простую и чистую,как созданный ими спектакль!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: