Организация: понятие и классификация

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект экономики, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли на вложенный труд и капитал.  
Под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов).
  Организация
Предприятие – основное звено экономики
♦ на предприятии изготавливается продукция, выполняются работы, услуги, которые составляют основу жизнедеятельности как человека, так и общества в целом; ♦ предприятие выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются в процессе производства и реализации продукции между различными участниками; ♦ предприятие не только экономическая, но и социальная организация, так как основу ее составляет человек или трудовой коллектив; ♦ на предприятии переплетаются интересы общества, собственника, коллектива и работника, развертываются и разрешаются их противоречия; ♦ предприятие, осуществляя производственно - хозяйственную деятельность, оказывает влияние на окружающую среду, определяя состояние сферы обитания человека.  
Правовые аспекты «предприятия»
♦ предприятием как объектом прав признается комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности; ♦ предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью; ♦ предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав; ♦ в состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а так же права на обозначения индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Признаки предприятия
♦ предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия; ♦ предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом; ♦ предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами; ♦ предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде; ♦ предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность; ♦ предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.  

Рис. 1.7. Понятие «организация»

Задачи предприятия (фирмы) определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.  
♦ возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица); ♦ недопущение сбоев в работе Предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия); ♦ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом; ♦ обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников; ♦ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия; ♦ охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов); ♦ стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.  
Формирование целей предприятия должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемые с точки зрения персонала фирмы.
общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека; ♦ конкретные цели определяются сферой и характером бизнеса; ♦ стратегические – определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации этих целей требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражаются сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества; ♦ текущие – определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.  
Целями, менее приоритетными по отношению к основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть названы следующие: ♦ наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг; ♦ использование достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого уровня производства и выпускаемой продукции (услуг); ♦ маневренность и мобильность деятельности, т. е. способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних изделий на другие или выпускать их параллельно в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, конкуренции по уровню качества продукции; ♦ гибкая ценовая политика; ♦ рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокой эффективности производства; ♦ полное использование отходов производства; ♦ создание предпосылок и возможностей участия работников в управлении производством, оперативное разрешение трудовых конфликтов между администрацией предприятия и работниками; ♦ обеспечение оптимальных условий труда и социального развития участников производства; ♦ экологичность всех видов производственно-хозяйственной деятельности.  
Предприятие
Для достижения поставленных целей предприятия должны:  
  ♦ выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; ♦ разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; ♦ обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции.  
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.  

Рис. 1.8. Цели и задачи предприятия

Основные принципы организации предприятия  
Организационно-административная обособленность  
Финансово-экономическая самостоятельность  
Производственно-техническое единство  

Рис. 1.9. Основные принципы организации предприятия

Производственный процесс - есть основа деятельности каждого предприятия, это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда, в результате которых создаются материальные блага.

Производственное предприятие является единственной реальной основой функционирования экономики. Именно за счет наличия предприятий сферы производства существуют все остальные сферы и отрасли экономики:

1) непосредственно сам рынок;

2) рыночная инфраструктура;

3) предприятия сферы услуг и др.

Производственное предприятие создает реальный, а не фиктивный капитал.

Фиктивный капитал – особый тип самовозрастающей стоимости экономических благ, при котором увеличение стоимости происходит без ее создания (за счет рыночных механизмов перераспределения стоимости экономических ресурсов через ценообразование) – капитал, обращающийся в торговле.

Реальный капитал – процесс увеличения стоимости капитала за счет ее создания.

Капитал предприятия
Внутренняя среда
Владелец предприятия
Внешняя среда
Цели и задачи предприятия

Рис. 1.10. Факторы, определяющие формирование предприятия

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды.

Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

 
Средства производства
    Производство
  Продукция (товар)  
Внутренняя среда
Результат деятельности
Люди (персонал)  

Рис. 1.11. Внутренняя среда предприятия

Таблица 1.5. Элементы внутренней среды

Элемент внутренней среды Содержание
Производство Объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.
Персонал Квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.
Организация управления Структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Маркетинг Доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы Вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия.
Культура и имидж Привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.

Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера

Государственные центральные и местные органы власти
Поставщики компонентов производства
Предприятие
Потребители продукции
Население

Рис. 1.12. Внешняя среда предприятия

Таблица 1.5. Элементы внешней среды

Элемент внешней среды Содержание
Экономическое состояние в обществе Оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.
Политические факторы Оказывают влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.
Культурная среда Главными ее элементами является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Таблица 1.6. Функции предприятия

Функция Содержание
Управление финансами Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом работы любого предприятия. Его цель - обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности.
Управление персоналом Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соответствии с потребностями бизнеса, решении всех вопросов, касающихся его эффективного использования.
Исследования и разработки Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улучшению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
Маркетинг Обеспечивает исследование рынка, определяет нужды и запросы потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.
Производствен-ная Вытекает из главной задачи предприятия - получение прибыли. Это возможно только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых обществу.
Материально-техническое обеспечение Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудования и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности.
Экологическая функция Предусматривает выпуск экологически чистой продукции и снижение ее природоемкости.
Социальная функция Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результатах труда.

    предприятие
Функция управления финансами
Государство
Рынок ценных бумаг и капитала
Рынок труда
Управление персоналом
Социальная функция
Функция исследования и разработки
Производственная функция
Функция материально-технического обеспечения  
Функция маркетинга  
Функция экологическая  
Рынок «ноу-хау»
Рынок средств производства  
Рынок товаров и услуг  
Экономические, правовые, технологические, экологические условия деятельности  

Рис. 1.13. Взаимосвязь функций предприятия и внешней среды

Предприятия можно классифицировать по многим признакам (рис. 1.14.).


По форме собственности
Частные  
Государственные  
предприятия, находящиеся в республиканской собственности
коммунальные предприятия  
По отраслевой принадлежности
Промышленные
Транспортные
Торговые  
Предприятия связи
Сельскохозяйственные    
добывающая промышленность  
перерабатывающая промышленность  
♦ отрасли легкой, ♦ пищевой, ♦ тяжелой промышленности и т. д.  
На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:  
Узкоспециализированные
Многопрофильные
Комбинированные  
С участием иностранного капитала
Совместные
Классификация предприятий
Индивидуальные
единоличные частные предприятия
семейные частные предприятия  
Коллективные
специализированные
универсальные
смешанные
По характеру потребляемого сырья
предприятия добывающей промышленности
предприятия обрабатывающей промышленности
По характеру деятельности
Некоммерческие  
- Общественные и религиозные - Фонды -Некоммерческие партнерства - Учреждения - Автономные некоммерческие организации  
Коммерческие  
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество  
Товарищество на вере (коммандитное товарищество)  
Хозяйственное общество  
Общество с ограниченной ответственностью  
Общество с дополнительной ответственность  
Акционерное общество  
Открытое акционерное общество  
Закрытое акционерное общество
Производственные кооперативы  
Унитарное предприятие  
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления  
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Рис. 1.14. Классификация предприятия


Рис. 1.15. Понятие “юридическое лицо”

Таблица 1.8. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий

Виды организацион- но-правовых форм Достоинства Недостатки
Хозяйственные товарищества ♦ Высокая степень ответственности по обязательствам. ♦ Самостоятельность, свобода и оперативность действий при принятии решений. ♦ Возможность привлечь капиталы иностранных инвесторов. ♦ Простая структура и система управления. ♦ Нестабильность функционирования, обуслов ленная тем, что при выходе одного из участников деятельность общества, как правило, прекращается. ♦ Отсутствие профессионального менеджмента. ♦ Непривлекательность полной имущественной ответственности
Общества с ограниченной и дополнительной ответствен- ностью ♦ Самостоятельность, свобода, и оперативность принятия решений. ♦ Возможность привлечь дополнительный капитал других инвесторов. ♦ Низкие издержки по управлению производством. ♦ Недостаточная устойчивость и стабильность. ♦ Ограниченность возможности привлечения внешних источников финансирования. ♦ Отсутствие специализированного менеджмента.
Акционерные общества ♦ Возможность привлечь неограниченное количество финансовых ресурсов для реализации любых технологических проектов. ♦ Наиболее устойчивая форма объединения капиталов. ♦ Безвозвратность акций спо-собствует сохранению собст- венного капитала, что обес- печивает жизнеспособность и динамизм акционерных обществ. ♦ Ораниченность риска зарание обусловленной денежной суммой делает акционерное общество привлекательной формой вложения капитала. ♦ Несовпадение интересов управ-ляющих акционерным обществом и акционеров. ♦ Сложность контроля акционеров над действиями менеджеров ввиду дробления акционерного капитала. ♦ Двойная система налогооблажения.
ООО, ОДО, АО, УП с участием иностранного капитала ♦ Снижение риска предприни- мательской деятельности. ♦ Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе. ♦ Ускорение проникновения на зарубежние рынки. ♦ Разделение расходов на научные разработки. ♦Расширение доступа к современной технике и технологии. ♦ Изучение новых методов управления. ♦ Повышение квалификации персонала. ♦ Диверсификация технологий. ♦ Льготы по налоговым и таможенным платежам. ♦ Многоступенчатость принятия решений. ♦ Расхождение между партнерами по стратегии развития СП. ♦ Двойное налогообложение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: