| Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект экономики, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли на вложенный труд и капитал.
|
| Под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов).
|
| Предприятие – основное звено экономики
|
| ♦ на предприятии изготавливается продукция, выполняются работы, услуги, которые составляют основу жизнедеятельности как человека, так и общества в целом;
♦ предприятие выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются в процессе производства и реализации продукции между различными участниками;
♦ предприятие не только экономическая, но и социальная организация, так как основу ее составляет человек или трудовой коллектив;
♦ на предприятии переплетаются интересы общества, собственника, коллектива и работника, развертываются и разрешаются их противоречия;
♦ предприятие, осуществляя производственно - хозяйственную деятельность, оказывает влияние на окружающую среду, определяя состояние сферы обитания человека.
|
| Правовые аспекты «предприятия»
|
| ♦ предприятием как объектом прав признается комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности;
♦ предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью;
♦ предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав;
♦ в состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а так же права на обозначения индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
|
| ♦ предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;
♦ предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
♦ предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
♦ предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
♦ предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
♦ предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
|
Рис. 1.7. Понятие «организация»
| Задачи предприятия (фирмы)
определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри предприятия (фирмы), внешней средой.
|
| ♦ возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
♦ недопущение сбоев в работе Предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
♦ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
♦ обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;
♦ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
♦ охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
♦ стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
|
| Формирование целей предприятия
должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемые с точки зрения персонала фирмы.
|
| ♦ общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека;
♦ конкретные цели определяются сферой и характером бизнеса;
♦ стратегические – определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации этих целей требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражаются сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества;
♦ текущие – определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.
|
| Целями, менее приоритетными по отношению к основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть названы следующие:
♦ наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг;
♦ использование достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого уровня производства и выпускаемой продукции (услуг);
♦ маневренность и мобильность деятельности, т. е. способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних изделий на другие или выпускать их параллельно в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, конкуренции по уровню качества продукции;
♦ гибкая ценовая политика;
♦ рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокой эффективности производства;
♦ полное использование отходов производства;
♦ создание предпосылок и возможностей участия работников в управлении производством, оперативное разрешение трудовых конфликтов между администрацией предприятия и работниками;
♦ обеспечение оптимальных условий труда и социального развития участников производства;
♦ экологичность всех видов производственно-хозяйственной деятельности.
|
| Для достижения поставленных целей предприятия должны:
|
|
♦ выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
♦ разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
♦ обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции.
|
| Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.
|
Рис. 1.8. Цели и задачи предприятия
| Основные принципы организации предприятия
|
| Организационно-административная обособленность
|
| Финансово-экономическая самостоятельность
|
| Производственно-техническое единство
|
Рис. 1.9. Основные принципы организации предприятия
Производственный процесс - есть основа деятельности каждого предприятия, это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда, в результате которых создаются материальные блага.
Производственное предприятие является единственной реальной основой функционирования экономики. Именно за счет наличия предприятий сферы производства существуют все остальные сферы и отрасли экономики:
1) непосредственно сам рынок;
2) рыночная инфраструктура;
3) предприятия сферы услуг и др.
Производственное предприятие создает реальный, а не фиктивный капитал.
Фиктивный капитал – особый тип самовозрастающей стоимости экономических благ, при котором увеличение стоимости происходит без ее создания (за счет рыночных механизмов перераспределения стоимости экономических ресурсов через ценообразование) – капитал, обращающийся в торговле.
Реальный капитал – процесс увеличения стоимости капитала за счет ее создания.
| Цели и задачи
предприятия
|
Рис. 1.10. Факторы, определяющие формирование предприятия
Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.
Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.
Рис. 1.11. Внутренняя среда предприятия
Таблица 1.5. Элементы внутренней среды
| Элемент внутренней среды
| Содержание
|
| Производство
| Объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.
|
| Персонал
| Квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.
|
| Организация управления
| Структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
|
| Маркетинг
| Доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
|
| Финансы
| Вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия.
|
| Культура и имидж
| Привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.
|
Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера
| Государственные центральные и местные органы власти
|
| Поставщики компонентов производства
|
Рис. 1.12. Внешняя среда предприятия
Таблица 1.5. Элементы внешней среды
| Элемент внешней среды
| Содержание
|
| Экономическое состояние в обществе
| Оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.
|
| Политические факторы
| Оказывают влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.
|
| Культурная среда
| Главными ее элементами является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.
|
Таблица 1.6. Функции предприятия
| Функция
| Содержание
|
| Управление финансами
| Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом работы любого предприятия. Его цель - обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности.
|
| Управление персоналом
| Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соответствии с потребностями бизнеса, решении всех вопросов, касающихся его эффективного использования.
|
| Исследования и разработки
| Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улучшению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
|
| Маркетинг
| Обеспечивает исследование рынка, определяет нужды и запросы потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.
|
| Производствен-ная
| Вытекает из главной задачи предприятия - получение прибыли. Это возможно только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых обществу.
|
| Материально-техническое обеспечение
| Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудования и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности.
|
| Экологическая функция
| Предусматривает выпуск экологически чистой продукции и снижение ее природоемкости.
|
| Социальная функция
| Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результатах труда.
|
| Функция управления финансами
|
| Рынок ценных бумаг
и капитала
|
| Функция исследования и разработки
|
| Функция материально-технического обеспечения
|
| Рынок средств производства
|
| Экономические, правовые, технологические, экологические условия деятельности
|
Рис. 1.13. Взаимосвязь функций предприятия и внешней среды
Предприятия можно классифицировать по многим признакам (рис. 1.14.).
| предприятия, находящиеся в республиканской собственности
|
| По отраслевой принадлежности
|
| добывающая промышленность
|
| перерабатывающая промышленность
|
| ♦ отрасли легкой,
♦ пищевой,
♦ тяжелой промышленности и т. д.
|
| На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:
|
| С участием иностранного капитала
|
| Классификация предприятий
|
| единоличные частные предприятия
|
| семейные частные предприятия
|
| По характеру потребляемого сырья
|
| предприятия добывающей промышленности
|
| предприятия обрабатывающей промышленности
|
| По характеру деятельности
|
| - Общественные и религиозные
- Фонды
-Некоммерческие партнерства
- Учреждения
- Автономные некоммерческие организации
|
| Хозяйственные товарищества
|
| Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
|
| Общество с ограниченной ответственностью
|
| Общество с дополнительной ответственность
|
| Открытое акционерное общество
|
| Закрытое акционерное общество
|
| Производственные кооперативы
|
| унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
|
| унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
|
Рис. 1.14. Классификация предприятия

Рис. 1.15. Понятие “юридическое лицо”
Таблица 1.8. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий
| Виды организацион- но-правовых форм
| Достоинства
| Недостатки
|
| Хозяйственные товарищества
| ♦ Высокая степень ответственности по обязательствам.
♦ Самостоятельность, свобода и оперативность действий при принятии решений.
♦ Возможность привлечь капиталы иностранных инвесторов.
♦ Простая структура и система управления.
| ♦ Нестабильность функционирования, обуслов ленная тем, что при выходе одного из участников деятельность общества, как правило, прекращается.
♦ Отсутствие профессионального менеджмента.
♦ Непривлекательность полной имущественной ответственности
|
| Общества с ограниченной и дополнительной ответствен- ностью
| ♦ Самостоятельность, свобода, и оперативность принятия решений.
♦ Возможность привлечь дополнительный капитал других инвесторов.
♦ Низкие издержки по управлению производством.
| ♦ Недостаточная устойчивость и стабильность.
♦ Ограниченность возможности привлечения внешних источников финансирования.
♦ Отсутствие специализированного менеджмента.
|
| Акционерные общества
| ♦ Возможность привлечь неограниченное количество финансовых ресурсов для реализации любых технологических проектов.
♦ Наиболее устойчивая форма объединения капиталов.
♦ Безвозвратность акций спо-собствует сохранению собст- венного капитала, что обес- печивает жизнеспособность и динамизм акционерных обществ.
♦ Ораниченность риска зарание обусловленной денежной суммой делает акционерное общество привлекательной формой вложения капитала.
| ♦ Несовпадение интересов управ-ляющих акционерным обществом и акционеров.
♦ Сложность контроля акционеров над действиями менеджеров ввиду дробления акционерного капитала.
♦ Двойная система налогооблажения.
|
| ООО, ОДО, АО, УП с участием иностранного капитала
| ♦ Снижение риска предприни- мательской деятельности.
♦ Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе.
♦ Ускорение проникновения на зарубежние рынки.
♦ Разделение расходов на научные разработки.
♦Расширение доступа к современной технике и технологии.
♦ Изучение новых методов управления.
♦ Повышение квалификации персонала.
♦ Диверсификация технологий.
♦ Льготы по налоговым и таможенным платежам.
| ♦ Многоступенчатость принятия решений.
♦ Расхождение между партнерами по стратегии развития СП.
♦ Двойное налогообложение.
|