Обществе

Конфликт является одной из наиболее распространенных форм взаимодействия отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций и иных социальных субъектов в обществе, находящемся на любой стадии эволюционного развития. Причинами возникновения конфликтов, как правило, являются различия в точках зрения на решение тех или иных вопросов, затрагивающих интересы социальных субъектов, либо непосредственная реализация отдельными субъектами общественной деятельности своих прав и свобод, прямо или косвенно ограничивающих права и свободы иных субъектов. Правовые взаимоотношения социальных субъектов позволяют обозначить и выделить противоречия, возникающие в процессе реализации субъектами собственных прав и свобод, которые затем либо устраняются (полностью или частично) в результате совместной деятельности всех участников конфликта по поиску возможных в данной ситуации компромиссных решений, либо становятся основной для изменения характера взаимоотношений субъектов в направлении эскалации конфликта, а также создают условия для вовлечения в расширяющийся конфликт иных социальных субъектов, ранее в нем не участвующих.

В социальном обществе конфликты могут играть конструктивную и деструктивную роль. Незначительные по своим масштабам конфликты позволяют обратить внимание общества на возникающие изменения и нарушения в функционировании системы социальных отношений (носят сигнальную функцию), что позволяет устранять выявляемые таким образом противоречия на ранних стадиях – до наступления того момента, когда эти противоречия способны превратиться в угрозу безопасности общества. Конфликты высокой степени интенсивности, затрагивающие значительные части общества, несут разрушительную роль и представляют угрозу государственной и общественной безопасности. Возникновение таких конфликтов может привести к разрушению или модификации всей структуры общественных отношений, к хаосу и кровопролитию, а также может стать почвой для возникновения других конфликтов.

В любом обществе конфликты возникают наиболее часто и имеют самую высокую интенсивность в той сфере социальной деятельности, которая является определяющим фактором в формировании облика и структуры общественных отношений. В информационном обществе конфликты возникают в сфере информационно-психологических отношений и могут принимать характер прямой агрессии, в том числе – агрессии вооруженной, которую принято называть информационной войной. Отметим, что в индустриальном обществе, в котором информационно-психологические отношения играют вспомогательную роль в разрешении конфликтов, а основным средством оказания воздействия является применение вооруженной силы и методов экономической экспансии или блокады, не было оснований для проведения параллелей между методами информационно-психологического воздействия и традиционными военными действиями, а термин «информационная война» впервые появляется на последних стадиях существования постиндустриального общества, когда уже четко видны направления дальнейшего эволюционного развития всей системы социальных отношений.

В социальной конфликтологии информационного общества особенный интерес представляет генезис информационно-психологического конфликта – с момента его зарождения до кульминации и постепенного угасания или трансформации в новую форму существования. Информационное общество породило новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые фактически не были известны в обществе индустриальном или, во всяком случае, не носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой угрозы для безопасности общества. Создание эффективной системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны требует исследования процессов зарождения и развития информационно-психологических конфликтов на всех стадиях развития и выделения тех характерных особенностей протекания конфликтогенных процессов на каждой из выделенных стадий конфликта, которые определяют их уязвимость для внешнего конструктивного воздействия, использование которых позволяет нарушить течение этих процессов, замедлить их развитие, локализовать влияние, или, в случае невозможности устранения конфликта, – направить конфликтогенные процессы в другое русло.

С нашей точки зрения, в процессе возникновения и развития конфликтов в информационно-психологической сфере можно выделить следующие основные стадии.

1. Информационное противоборство – в той его части, которая может включать экспансию, но не включает и предшествует агрессии и войне.

Информационное противоборство низкой степени агрессивности является основной формой мирного взаимодействия социальных субъектов в информационно-психологической сфере. На этой стадии конфликтогенного процесса любые возникающие противоречия (микроконфликты) между социальными субъектами носят конструктивную роль и устраняются в рабочем порядке собственными силами субъектов информационно-психологических отношений, т.е.

происходит осознание различными силами конкретного противоречия, выраженного в более или менее конфликтной форме;

сформировывается отношение сторон к проблеме;

определяются стратегия, тактика, формы и методы информационно-психологической борьбы сторон в целях разреше­ния имеющихся противоречий.

2. Конфликт интересов субъектов информационно-психологических отношений, возникающий в результате противоречий, разрешение которых не может быть реализовано в рабочем порядке (без придания данному обострению взаимоотношений между субъектами особого статуса конфликта) в силу следующих условий:

существование противоречий, неустранимых в короткие сроки;

существование противоречий, требующих со стороны конфликтующих субъектов значительных уступок для выработки компромиссного решения;

если возможное компромиссное решение конфликта связано с различными по своей значимости уступками со стороны участников конфликта (социальная несправедливость);

если необходимые для достижения компромисса уступки могут стать для идущего на эти уступки субъекта основой для возникновения новых конфликтов или иных негативных последствий.

В конфликт вовлекаются другие участники через политические блоки, союзы и коалиции, а сам конфликт проходит ряд последовательных стадий развития вплоть до кризиса, охватывающего всех участников конфликта.

Следует иметь в виду, что конфликт может быть прерван на любой из стадий его развертывания, если будут изжиты его коренные причины. Особенно важное значение в целях безопасности имеет предотвращение перерастания конфликта в стадию практического применения силы. Своевременное прогнозирование политического столкновения с упреждением его по времени во многом способствует ре­шению этой задачи.

3. Информационно-психологическая агрессия – стадия развития конфликта, при которой предпочтение отдается силовым средствам оказания воздействия на участников конфликта с целью получения дополнительных преимуществ при последующем выборе компромиссного решения.

4. Информационно-психологическая война – заключительная стадия информационно-психологического конфликта, которую можно рассматривать как вооруженную форму информационно-психологической агрессии, основным признаком которой является применение агрессором информационного оружия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: