В общем виде классификация объектов и субъектов государственной информационной политики представлена на рис. 3.
Объектом государственной информационной политики является любой объект социальной и политической сферы общества, в отношении которого возможно применение управляющего информационно-психологического, либо иного (политического, экономического и т.д.) воздействия со стороны органов государственной власти и управления, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.
Общим признаком объекта, который может рассматриваться как объект государственной информационной политики, является любая форма использования информации в его функционировании.
Объектом государственной информационной политики может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе:
массовое и индивидуальное сознание граждан;
социально-политические системы и процессы;
информационная инфраструктура;
информационные ресурсы;
|
|
психологические ресурсы, включающие в себя следующие основные компоненты:
а) систему ценностей общества;
б) психологическую толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);
в) индивидуальное и массовое сознание граждан;
г) психологическую толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);
д) психическое здоровье граждан;
е) толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).
Объекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.
1. Организации:
государственные органы и структуры;
негосударственные общественно-политические организации;
религиозные организации;
негосударственные субъекты экономической деятельности;
СМИ и МК.
2. Население, в состав которого входят отдельные граждане и различные социальные группы, выделяемые по следующим категориям:
возраст;
пол;
уровень образования;
социальное положение;
экономическая активность;
виды и направления социальной деятельности;
формы информационной активности (информационно активные, информационно пассивные).
В системе объектов государственной информационной политики организации (как государственные, так и не государственные), в свою очередь, разделяются на три категории по способам реализации своих интересов в СМИ и МК:
|
|
на владеющие СМИ и МК;
на не владеющие СМИ и МК, но информационно активные;
на не владеющие СМИ и МК, но информационно пассивные.
Соответственно, существование перечисленных выше различных категорий объектов, имеющих заметно отличающиеся по характеру и содержанию интересы в информационно-психологической сфере, обосновывает необходимость формирования отдельных отраслей государственной информационной политики, связанных с регулированием деятельности каждой из указанных категорий в информационно-психологическом пространстве:
государственной информационной политики в отношении деятельности государственных органов и структур, негосударственных общественно-политических организаций, религиозных организаций, негосударственных субъектов экономической деятельности, СМИ и МК;
государственной информационной политики в отношении деятельности различных категорий населения: различных возрастных групп, групп с различным уровнем образования, групп, занимающих различное социальное положение, экономически активных или пассивных, занимающихся различными видами и направлениями социальной деятельности, информационно активными или пассивными.
Субъекты государственной информационной политики – органы государственной власти и управления, в компетенцию которых входит регулирование социально-политических отношений в информационно-психологической сфере, а также негосударственные субъекты данной деятельности, привлекаемые органами государственной власти и управления для решения задач государственного регулирования в информационно-психологической сфере.
Субъекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.
1. Государственные субъекты государственной информационной политики.
2. Субъекты массового информирования и коммуникации.
В системе субъектов государственной информационной политики государственные субъекты разделяются на группы по следующим категориям:
уровни власти и управления (федеральный, региональный, местный);
ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная);
направления деятельности органов власти (органы гражданского, экономического управления, «силовой блок», культура, внешнеполитические ведомства).
В системе субъектов государственной информационной политики субъекты массового информирования и коммуникации разделяются на группы по следующим категориям:
по виду собственности (государственные СМИ и МК, контролируемые российскими физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК, контролируемые иностранными физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК);
по способу распространения информации (электронные СМИ и МК, печатные СМИ и МК, Internet-СМИ и Internet-МК).
Соответственно, существование перечисленных выше различных категорий субъектов реализации государственной информационной политики обосновывает необходимость формирования отдельных отраслей государственной информационной политики, связанных с разграничением компетенции каждой из указанных категорий субъектов в государственном регулировании системы социально-политических отношений в информационно-психологическом пространстве:
Государственная информационная политика, реализуемая на федеральном, региональном и местном уровнях государственной власти и управления;
Государственная информационная политика, реализуемая законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
Государственная информационная политика, реализуемая различными органами государственной власти и управления по направлениям их деятельности;
Государственная информационная политика, реализуемая при участии электронных СМИ и МК;
|
|
Государственная информационная политика, реализуемая при участии печатных СМИ и МК;
Государственная информационная политика, реализуемая при участии Internet-СМИ и Internet-МК;
Государственная информационная политика, реализуемая при участии государственных СМИ и МК;
Государственная информационная политика, реализуемая при участии контролируемых российскими физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК;
Государственная информационная политика, реализуемая при участии контролируемых иностранными физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК.