Основные выводы и заключения к разделу III

1. Информационно-психологическая война появилась как форма информационного противоборства на определенной стадии развития средств и методов информационно-психологического воздействия и в настоящее время представляет собой наиболее социально опасную форму данного противоборства, осуществляемого насильственными средствами и способами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения стратегических задач.

Концепция информационной войны – это система взглядов военно-политического руководства государств-субъектов информационного противоборства на способы достижения информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба в результате проведения комплекса информационно-психологи­ческих операций и мероприятий. Концепции информационных войн иных, негосударственных, субъектов информационного противоборства (например – радикальных исламских организаций и группировок) также представляют определенный интерес, так как, располагая меньшими экономическими, интеллектуальными и иными возможностями для организации и проведения масштабных информационно-психологических операций, они, как правило, не скованы в своих действиях (и в выборе средств достижения собственных целей) жесткой системой национального законодательства.

Прогнозируя развитие международной обстановки с учетом того, что Россия продолжает рассматриваться развитыми государствами Запада в качестве потенциального военного противника, важно иметь в виду, что опыт применения информационного оружия для будущих информационных войн приобретается иностранными военными и иными ведомствами в современных вооруженных конфликтах. Данное обстоятельство требует тщательного изучения информационной и психологической составляющих указанных конфликтов.

2. В настоящее время термин «информационная война» носит дискуссионный характер. В целом все существующие определения информационной войны можно разделить на три основные группы.

Авторы первой группы сводят понятие ИВ к отдельным информационным мероприятиям и операциям, информационным способам и средствам корпоративной конкуренции или ведения межгосударственного противоборства либо вооруженной борьбы.

Авторы второй группы относят ИВ к сфере военного противоборства: ИВ – это межгосударственное военное противоборство, осуществляемое преимущественно или исключительно путем программно-технического, радиоэлектронного и физического поражения военной и гражданской информационной инфраструктуры государства-противника, дезорганизации его систем государственного и военного управления, дезориентации военно-политического руководства, оказания управляющего информационно-психологического воздействия на личный состав армии и гражданское население как государства-противника, так и его союзников и соседних государств при одновременной защите собственных аналогичных объектов. Сущность такой ИВ состоит в нанесении военного поражения противнику путем достижения и использования информационного превосходства над ним.

Авторы третьей группы определений ИВ считают ее явлением внешне мирного периода межгосударственного противоборства, позволяющего решать внешнеполитические задачи несиловым в традиционном понимании путем. Большинство авторов относит ИВ к сфере геополитического противоборства, Г.В. Емельянов и А.А. Стрельцов высказывают следующее мнение: «Под информационной войной понимается особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств» [46, с. 34]. Специалисты МИД России под информационной войной понимают «противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства» [123].

С этой точки зрения информационная война является наиболее острой формой информационного противоборства между государствами, осуществляемого насильственными средствами и способами воздействия на информационную сферу противника с целью решения стратегических задач. Сущность информационной войны в современный период состоит в скрытном управлении политическими, экономическими, военными и иными процессами государства-противника. Важнейшим свойством акций ИВ является отсутствие доказательных свидетельств причастности воздействующей стороны к нанесению ущерба противостоящей стороне. Главным отличительным признаком акций ИВ являются подрывные действия в отношении информационной сферы государства-противника со стратегическими целями.

Целью информационной войны называется оказание воздействия на системы знаний и представлений противника. Объектами поражения в ИВ являются: сознание, воля и чувства населения страны-противника, особенно в периоды выборов, всенародных референдумов, кризисных ситуаций; системы принятия управленческих решений в политической, экономической, социальной, научно-технической сферах, в сферах обеспечения безопасности и обороны; информационная инфраструктура страны-противника. Основными субъектами ведения ИВ выступают внешнеполитические ведомства и спецслужбы зарубежных государств, информационно-пропагандистские структуры.

В целом, средства и способы ведения ИВ включают в себя информационное оружие, средства и способы политического, правового и экономического влияния на формирование информационного пространства противостоящей стороны, традиционного физического разрушения элементов информационного пространства, неатакующие средства и способы защиты информационной сферы. При этом основное средство информационной войны – информационное оружие (ИО).

Основной формой осуществления акций ИВ являются тайные информационно-психологические операции, которые осуществляются путем оказания управляющего информационного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, чувства, волю граждан другой стороны, дезинформирования субъектов принятия политических, экономических и иных решений, в осуществлении подрыва информационной инфраструктуры другой стороны.

Разновидностью информационной войны, ведущейся преимущественно против социальных систем, является психологическая (информационно-психологическая) война – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на население с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.

Следует отметить, что все три группы существующих определений информационной войны не позволяют однозначно выделить достаточно небольшую группу наиболее социально опасных видов и форм информационного противоборства, относимых к информационной войне, из всего многообразия реализаций и проявлений информационной борьбы между государствами и иными субъектами указанного противоборства – практически любая заурядная дипломатическая акция из разряда рутинных, текущих внешнеполитических отношений подпадает под категорию «отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств», «противоборства между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, …, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства» и других определений. Отнесение же операций ИВ только к сфере военного противоборства (в качестве его составной части) и выдвижение этого признака (ИВ – любое психологическое воздействие, осуществляемое в рамках военных действий) в качестве основного критерия операций ИВ из информационного противоборства, как предполагается, неоправданно сужает предмет исследования, позволяет относить к ИВ такие обычные, социально неопасные формы, как радиоэлектронная борьба (РЭБ,) и исключает технологии тайного управления в мирный период.

3. Анализ определений понятия «информационное оружие» показывает, что большинство определений ИО построено на основе перечисления или видов, или объектов воздействия ИО. Западноевропейские эксперты в определениях ИО делают особый упор на средства скрытого манипулирования информацией, обеспечивающие принятие противником необходимых управленческих решений на высшем уровне.

В понятие ИО включаются: информационные средства, методы и способы воздействия на психику человека; дезинформация; организационно-правовые средства и способы воздействия на информационные ресурсы и потоки противника; средства радиоэлектронной борьбы; программно-технические средства деструктивного воздействия на компьютерную информацию, компьютерные системы и телекоммуникационные сети, системы связи, управления и разведки, другие критически важные системы государства.

Полагаем, что формулирование определения ИО путем перечисления его конкретных видов и объектов поражения мало продуктивно, так как с развитием науки и техники появляются новые виды и объекты ИО. Как представляется, существующие сегодня определения ИО все же недостаточно однозначно выделяют информационное оружие в качестве самостоятельного класса средств поражения.

4. Строгая классификация элементов арсенала информационно-психологического воздействия операций ИВ крайне затруднена, так как те фрагменты информационно-психологических операций и мероприятий, которые можно наблюдать, анализируя дипломатические акции, различные пропагандистские, пиаровские, избирательные кампании, поражают воображение видовым разнообразием используемых в них приемов и технологий. Однако, полагаем, что одним из путей разработки классификации элементов информационно-психологического воздействия, определяющих содержание информационно-психологической войны, может быть выделение из их разнообразия конечного числа аксиоматически простых, наиболее часто встречаемых, «типичных» элементов, таких, что любую сложную, нетипичную акцию информационно-психологической войны можно было бы представить в виде комбинации этих элементов, – т.е. по ним разложить. В качестве таких основных элементов можно предложить взять шесть составляющих агрессивного информационно-психо­логического воздействия: дезинформирование; лоббирование; манипулирование; пропаганда; управление кризисами; шантаж.

5. В целом любую операцию информационно-психологической войны можно представить в виде совокупности четырех основных составляющих:

руководство операцией – деятельность по организации, управлению и координации акций и мероприятий информационно-психологической войны, маневрированию силами и средствами, задействованными в операции;

акции проникновения к чужим информационным ресурсам (информационно-техническое воздействие), которые могут быть прямыми (например, использование потенциала хакеров для взлома защищенных сетевых ресурсов) или опосредованными (например, использование вредоносных программ) и иметь непосредственной целью хищение, уничтожение, модификацию информации, принадлежащей этим ресурсам, или совершение различного рода диверсий (например, временное нарушение работоспособности сетевой инфраструктуры);

акции психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание общества и отдельных его граждан (дезинформирование, манипулирование, пропаганда, лоббирование, управление кризисами, шантаж, а также различные комбинации этих элементов в рамках более сложных психологических операций);

вспомогательная деятельность (обеспечение требований безопасности и конспирации информационно-психологических операций, материально-техническое и кадровое обеспечение и т.д.).

В принципе, все акции проникновения к чужим информационным ресурсам сводятся к так называемым компьютерным преступлениям и в основном охватываются действующим уголовным законодательством.

Акции психологического воздействия, используемые в операциях психологической войны, практически не охватываются действующим законодательством, не прописаны в явном виде в уголовном кодексе Российской Федерации и, в принципе, в большинстве случаев не являются уголовно наказуемыми деяниями, что заметно затрудняет организацию эффективного противодействия этим деяниям. Предполагается, что первым шагом к разработке соответствующих дополнений в действующее российское законодательство (например, в уголовный кодекс) станет разработанная нами юридическая квалификация (объект, субъект, объективная, субъективная сторона) таких противоправных деяний, позволяющих отнести их к преступлениям.

6. Концепция информационного противоборства в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными участниками противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психоло­гической войны в политических целях, разработанная в рамках данного научного исследования, представляет совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления информационного противоборства и государственной информационной политики его субъектов в условиях определения информационным обществом новых геополитических приоритетов, форм и методов геополитической конкуренции.

Данная концепция является в структуре исследовательской работы разделом концентрированных выводов и может быть практически полностью включена в состав окончательных выводов и заключений раздела III.

В концепции определены цели, задачи, принципы и направления, сущность и содержание информационного противоборства в условиях формирования информационного общества, изменения сложившейся в индустриальном обществе устойчивой геополитической картины мира в результате определения информационным обществом новых геополитических приоритетов и распространения использования методов информационно-психологической войны в качестве основного инструмента достижения политических целей.

Концепция информационного противоборства в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными участниками противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологи­ческой войны в политических целях, включает:

характеристику качественных изменений в политической борьбе, отражающих новые условия и содержание геополитической конкуренции в информационном обществе;

приоритеты геополитической конкуренции в информационном обществе, определяющие основные направления, характер и содержание геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве на современном этапе развития социальных формаций;

определение сущности и содержания информационного противоборства, его целей, задач, принципов, основных способов и направлений в условиях информационно-психологической войны;

классификацию объектов и субъектов информационного противоборства, характеристика субъектов информационного противоборства по сформулированной в концепции системе критериев оценки способности участвовать в информационном противоборстве;

классификацию основных видов информационного противоборства в условиях политических конфликтов высокой степени напряженности и социальной опасности: внешнего тайного управления информационно-психологическими процессами, информационно-психологической агрессии, информационно-психологической войны;

определение сущности и содержания, целей, задач, признаков, принципов и способов каждого из указанных видов информационного противоборства (новая парадигма информационно-психологической войны, тайного управления и информационно-психологической агрессии), особенности организации и проведения информационно-психологических операций и мероприятий в рамках каждого из рассматриваемых видов информационного противоборства, отличительные особенности информационно-психологической войны по сравнению с войной традиционной;

определение и классификацию основных видов и источников информационно-психологической агрессии, составляющих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационно-психологической сфере;

определение и классификацию информационного оружия;

определение и классификацию информационно-психологических операций как организационной формы реализации концепции информационно-психологической войны;

принцип информационного сдерживания.

Разработанная в данной монографии концепция развивает положения Концепции национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации применительно к сфере информационного противоборства в условиях информационно-психологической войны и служит основой для:

формирования государственной политики в условиях информационно-психологической войны;

формирования концепции деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления в условиях информационно-психологической войны и в угрожаемый период;

методик оценки и видовой классификации акций внешней информационно-психологической агрессии (войны);

методик по выявлению, предупреждению и пресечению внешней информационно-психологической агрессии (информационно-психологи­ческой войны);

формирования структуры и облика, определения целей и задач государственной системы информационного противоборства и обеспечения безопасности личности, общества и государства в условиях информационно-психологической войны;

разработки целевых программ обеспечения информационно-психоло­гической безопасности Российской Федерации в условиях обострения геополитической конкуренции в информационном пространстве и широкого использования субъектами геополитической конкуренции арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: