Информационно-психологической агрессии

(войне) на ранних стадиях

В силу повышенной опасности поражающей способности арсенала сил, средств и методов информационной войны для государства, общества и граждан акции информационно-психологической агрессии и операции информационно-психологической войны необходимо выявлять и пресекать на ранних стадиях подготовки условий для реализации агрессии и развертывания сил и средств информационно-психологического нападения, к которым, в первую очередь, относятся специальные силы информационно-психологических операций ВС и спецслужб иностранных государств и находящееся в их распоряжении информационное оружие.

В период относительного спада активности таких сил и подразделений важное место в системе информационно-психологической борьбы занимает система мер предупреждения и профилактики информационно-психологической агрессии. В случае отражения агрессии в деятельности должна вступать программа локализации нанесенного агрессией ущерба, восстановления наступательного и оборонительного потенциала государственной системы информационного противоборства, восполнение потерь в силах и средствах и перегруппировке национальных сил постоянной готовности в соответствии с новыми выявленными направлениями возможной агрессии.

Система мер противодействия акциям информационно-психологи­ческой агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях можно условно разделить на три составляющие.

1. Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

2. Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

3. Пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны.

Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

склонение возможных противников к отказу от реализации собственных агрессивных планов и намерений в отношении государства с помощью арсенала сил и средств информационно-психологической войны;

дискредитацию в глазах потенциальных противников наиболее опасных для безопасности государства направлений информационно-психоло­гической агрессии;

непрерывный поиск и устранение уязвимостей в государственной системе информационного противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности (мониторинг состояния информационно-психологической безопасности);

выявление и ликвидацию условий, благоприятных для реализации иностранными государствами своих агрессивных намерений в форме развязывания информационно-психологической агрессии (войны);

непрерывный поиск новых очагов информационно-психологической напряженности, отслеживание перемещения и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных зон информационно-психологических конфликтов (мониторинг распределения конфликтогенного потенциала в информационной сфере), а также их зон влияния и оценку угроз безопасности государства, связанных с возможным вовлечением в один из таких конфликтов;

мониторинг процессов укрупнения геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций у границ государства, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. Определение истинных целей создания таких коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению;

мониторинг пространственного распределения и положения очагов сосредоточения сил и средств потенциальных противников (соперников) из числа иностранных государств и иных субъектов геополитической конкуренции вблизи жизненно важных объектов информационно-психологи­ческой инфраструктуры государства;

выявление и пресечение условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, процессов инициирования и поддержки извне информационно-психологического и геополитического сепаратизма;

оценка и анализ уровня присутствия и влияния – финансового, технологического, информационного, идеологического – иностранных структур над национальными ОТКС и СМИ, целью которого может быть установление полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;

поиск и пресечение попыток создания негативного психологического фона в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления;

выявление попыток установления информационной (информационно-психологической) блокады;

демонстрация (пропаганда) собственной силы (мощи) государства в информационно-психологическом пространстве (в виде, например, оперативно-тактических учений сил специальных информационно-психологи­ческих операций с использованием информационного оружия) в целях сдерживания потенциальных агрессоров;

сосредоточение сил быстрого реагирования (постоянной готовности) в областях информационно-психологического пространства, ставших объектом внимания сил информационно-психологических операций ВС, спецслужб и иных организаций иностранных государств, участвующих в информационном противоборстве; маневрирование силами и средствами, предназначенными для отражения внешней информационно-психологической агрессии, в соответствии с выявленными угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических атак противника направлениями ударов;

противодействие разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб в национальном информационно-психологическом пространстве;

обеспечение собственной информационно-психологической безопасности;

информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах развязывания информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.

Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

непрерывный поиск (мониторинг) внешних угроз информационно-психологической безопасности государства, возможных признаков, следов и внешних проявлений осуществления акций информационно-психо­логической агрессии или операций информационно-психологической войны;

выявление направлений экспансии иностранных государств в информационной (информационно-психологической) сфере, противодействие попыткам иностранных государств с помощью информационно-психоло­гической экспансии создать условия для организации скрытого управления социальными и политическими процессами государства извне;

выявление иных попыток создания условий для организации скрытого управления системой социальных, экономических, политических отношений государства, системой государственной власти и местного самоуправления – к таким попыткам, например, может относиться создание условий для побуждения государственной власти к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько – в чужих интересах, а также – информационно-психологические провокации;

аналитическая реконструкция (по выявленным признакам, следам, внешним проявлениям и логико-структурным связям) акций информационно-психологической агрессии или тайных операций информационно-психологической войны, определение их целей, задач, планов на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, последовательности реализации мероприятий, задействованных сил и средств, а также возможные последствия этой агрессии. Как правило, деятельность сил информационно-психологических операций или воздействие на них в той или иной форме проявляются (отражаются) в информационно-психологическом пространстве (например, в материалах СМИ и МК), а значит, могут быть выявлены и идентифицированы прежде всего соответствующими аналитическими методами;

информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о источниках, целях, масштабах выявленной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.

Пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях включает в себя:

уничтожение источников информационно-психологической агрессии (войны);

нейтрализацию источников информационно-психологической агрессии (войны);

локализацию масштабов и степени опасности информационно-пси­хологической агрессии (войны).

Уничтожение источников информационно-психологической агрессии (поражение сил и средств информационно-психологических операций агрессора обычным и информационным оружием, поражение командных пунктов и центров управления агрессией) может быть полным (если в результате воздействия на него источник прекращает свое существование) или частичным (если поражаются силы и средства информационно-психологической агрессии, задействованные противником в конфликте) и выражаться в прекращении противником информационной агрессии или войны в отношении данного государства или, в случае частичного поражения источников, – приводить к изменению интенсивности агрессии, активности сил и средств противника, а также планов реализации агрессивных действий на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.

Нейтрализация источников информационно-психологической агрессии может быть полной или частичной.

Полная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:

парализацию источника агрессии (войны);

побуждение противника к отказу от агрессивных действий (или ведения войны);

скрытое управление источником агрессии (войны);

проникновение в кадровый состав сил и средств информационно-психологических операций агрессора.

Частичная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:

дестабилизацию деятельности источника агрессии (войны);

замедление активности источника агрессии (войны);

дезинформацию военно-политического руководства сил информационно-психологических операций агрессора;

разложение личного состава сил информационно-психологических операций;

побуждение руководства сил информационно-психологических операций агрессора к изменению целей и задач агрессии, а также основных ее направлений;

отвлечение сил и средств агрессора на негодный объект и т.д.

Локализация масштабов и степени опасности информационно-психо­логической агрессии (войны) включает в себя:

изоляцию очага агрессии относительно не затронутых агрессией областей информационно-психологического пространства;

полную или частичную изоляцию сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) относительно источников управляющего воздействия, информационно-телекоммуникационных коммуникаций противника, по которым эти силы обеспечиваются всем необходимым для продолжения агрессии;

создание условий, сковывающих и затрудняющих действия сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) противника;

стабилизацию масштабов агрессии (недопущение разрастания очага агрессии, проникновения деструктивных воздействий за границы области информационно-психологического конфликта, втягивания в конфликт новых субъектов);

стабилизацию интенсивности источника агрессии (меры, направленные на воспрепятствование возрастания активности источника информационно-психологической агрессии);

минимизацию наносимого агрессией ущерба.

В случае, если выявленную акцию информационно-психологической войны или операцию информационно-психологической войны невозможно ликвидировать на ранних стадиях имеющимися силами информационно-психологических операций органов государственной власти, находящимися в постоянной готовности, в обязанность системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) входит информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах информационно-психологической безопасности государства и локализация активности агрессора с целью получения времени для мобилизации необходимых сил и средств информационно-психологической борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: