Мотивационно – воспитательная характеристика темы: В организме человека существует сложнейшая и вместе с тем уникальная по своей целесообразности система регуляции кровяного давления. Трудно однозначно сказать, какой компонент в ней является главным – сосудистый, сердечный, гуморальный, нервный, эндокринный, почечный и др. Сложная «мозаика» включения различных звеньев регуляции обеспечивает адекватный потребностям организма органный и тканевой кровоток.
Учебная цель: знать основные законы гемодинамики, функциональную организацию кровеносных сосудов, факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления, виды кровяного давления; факторы, определяющие его величину, артериальный и венный пульс, их происхождение. Приобрести умение измерения АД аускультативным методом, а также знать принципы методик измерения венозного давления, плетизмографии, реографии.
Содержание занятия:
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
Вопросы для самоподготовки:
|
|
1. Функциональная характеристика сосудистого русла.
2. Характеристики основных показателей гемодинамики
3.Артериальное давление как клинико-физиологический показатель системной гемодинамики. Типы гемодинамики.
4. Методы исследования гемодинамики (прямой и косвенный методы определения АД, артериальная осциллография и др.)
5.Кривые колебаний артериального давления, выявленные К.Людвигом в остром опыте (волны первого, второго и третьего порядков).
6.Венозное давление, методы определения, значение.
7.Артериальный и венный пульс, анализ сфигмограммы и флебограммы.
8. Возрастные особенности артериального давления у детей и пожилых людей.