Тенцин Гиасгпо, Четырнадцатый Далай-Лама, «Сострадание и личность»

В.: Вы сказали, что буддистским идеалом является развитие себя ради других и что духовное развитие зависит от сочетания способностей и возможностей. Усматриваете ли Вы связь между тибетским монастырем, как его описал Питер Кэлдер, где монахи выполняют пять ритуальных действий, помогающих им жить долго и без болезней, и идеей счастливой возможности?

Р.Т.: Основная установка тибетского буддизма такова, что, хоть каждый человек и хочет быть счастливым, но счастье достижимо лишь через сострадание к ближним. Можно сказать, что на своей простейшей стадии буддизм учит, как прожить жизнь, открытую страданиям и боли других людей. Буддистские монастыри служат традиции отгораживания человека от мира, от негативных проявлений жизни в обществе с целью очищения его и подготовки к обучению истинному состраданию. Безусловно, здоровая и долгая жизнь будет способствовать более эффективному выполнению предназначения монаха. Я видел, как ритуальные действия, являясь частью аутентичных навыков тибетских монахов-буддистов, помогают сделать их жизнь долгой и яркой, —жизнь, посвященную состраданию и деятельности, к которой это чувство побуждает.

Однако нужно понимать, что никакая истинная община монахов-буддистов не сделает выполнение этих ритуалов своим основным занятием — они просто станут частью иного, более глубокого и всеохватывающего ритуала и процесса обучения. По сравнению с основными целями и идеями тибетских буддистов главная задача небольшой группы монахов оставаться вечно молодыми является второстепенной. Но, если рассматривать Пять Ритуалов в контексте буддистского идеала максимально возможного саморазвития ради других людей, то под идею крепкого молодого здоровья становится возможно

подвести философскую основу. В коротком изложении она будет выглядеть так: чтобы быть в состоянии помогать другим, нужно самому быть в хорошей форме; просветление касается не только духа, но и тела.

Издатель и автор этих строк выражают благодарность доктору Роберту Тормену и сотрудникам созданного нынешним Да-лай-Ламой Тибетского Дома в Нью-Йорке за их вклад в написание книги, которую вы сейчас держите в руках. Они помогли нам понять, что Пять Ритуалов, описанных в «Оке Возрождения», — это лишь маленький фрагмент большого массива знаний и часть духовной традиции, пережившей разорение целой страны.

Доктор Тормен посвятил свой перевод 1993 года «Тибетской Книги мертвых» «...храброму и доброму тибетскому народу, пережившему и переживающему поныне одну из величайших трагедий нашего времени. Есть надежда,пишет он,что другие народы, если узнают о Тибете вовремя, не позволят к 1990-м годам уничтожить 6-миллионную нацию».

Если Вы хотите оказать помощь тибетцам, прочтите «Послесловие» на стр 255.


Лора Фэй Тэксел на протяжении двадцати лет занимается писательским, журналистским, исследовательским трудом. Ее работы публиковались в различных изданиях, включая «Ladies home journal», «Parenting», «Natural Health», «New Age», «The Cleveland Plain Dealer Sunday Magazine»
, «Cleveland Parent». Перу Лоры принадлежит книга «Традиционное питание жителей Кливленда» (1995). Ныне писательница работает над несколькими проектами, посвященными разным темам, в том числе вопросам здоровья и образования.




double arrow
Сейчас читают про: