Цели практических занятий – раскрыть сущность внутрихозяйственного управления и его роль в организации управленческого учета, изучить основные признаки организации управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности, определить сущность и роль бюджетирования в организации управленческого учета, структуру бюджетов, их назначение и взаимосвязь.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность децентрализации управления, и каково ее влияние на построение производственного учета?
2. Сущность внутрифирменного расчета, и каковы принципы его организации?
3. Цель организации производственного учета по центрам ответственности?
4. По каким признакам классифицируются центры ответственности?
5. Особенности организации производственного учета в разрезе центров затрат?
6. Особенности организации производственного учета в разрезе центров продаж?
7. Особенности организации производственного учета в разрезе центров прибыли?
8. Особенности организации производственного учета в разрезе центров инвестиций?
9. Роль бюджетирования в производственном учете?
10. Структуры бюджетов, их назначение и взаимосвязь?
11. Какие формы внутрихозяйственной отчетности применяются в производственном учете?
Тестовые задания
1. К основным принципам внутрифирменного расчёта относятся:
а) оперативно-производственная и имущественная самостоятельность структурных подразделений; технико-экономическое планирование показателей; внутрихозяйственный учёт и отчётность; анализ и контроль результатов деятельности; материальное и моральное стимулирование;
б) установление планово-расчётных цен в целом для организации и её структурных подразделений;
в) установление трансфертного ценообразования;
г) составление бюджетов и внутрихозяйственной отчётности.
2. Производственная структура организации отражает:
а) штатное расписание организации;
б) линию поведения менеджеров производственных подразделений;
в) виды производств, состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи;
г) состав и структуру затрат и доходов каждого элемента производства.
3. Центр ответственности – это:
а) центр затрат;
б) центр продаж;
в) центр инвестиций;
г) все перечисленные выше центры.
4. Центр затрат – это:
а) сегмент организации, руководитель которого отвечает за затраты;
б) сегмент организации, руководитель которого отвечает за выручку от продаж;
в) сегмент организации, руководитель которого отвечает за затраты и выручку;
г) сегмент организации, руководитель которого отвечает за инвестиции.
5. Центр продаж – это:
а) сегмент организации, руководитель которого отвечает за показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости;
б) сегмент организации, руководитель которого отвечает за работу отдела кадров;
в) сегмент организации, руководитель которого отвечает за работу отдела материально-технического снабжения;
г) сегмент организации, руководитель которого отвечает за доходы.
6. Центр прибыли – это:
а) сегмент организации, руководитель которого отвечает за эффективное инвестирование полученной прибыли;
б) сегмент организации, руководитель которого отвечает за рентабельность финансовых и капитальных вложений;
в) сегмент организации, руководитель которого отчитывается перед центром инвестиций;
г) сегмент организации, руководитель которого планирует только показатели рентабельности производства.
7. Центр инвестиций – это:
а) сегмент организации, руководитель которого отвечает за прибыль и эффективное её инвестирование;
б) сегмент организации, руководитель которого отвечает за транспортное обеспечение клиентов фирмы;
в) сегмент организации, руководитель которого не несёт ответственности за затраты, выручку от продаж и прибыль;
г) сегмент организации, руководитель которого обеспечивает поставщиков информацией о своих конкурентах.
8. Внутрихозяйственное планирование по объёму решаемых задач:
а) ниже уровня бизнес-планов;
б) выше уровня бизнес-планов;
в) равняется уровню бизнес-планов;
г) ограничивается составлением операционных бюджетов.
9. Генеральный бюджет – это:
а) совокупность планов, составленных для организации в целом;
б) совокупность планов, составленных для основных структурных подразделений организации;
в) совокупность планов, составленных для центра прибыли;
г) совокупность планов, предназначенных для составления прогнозного отчёта о прибылях и убытках.
10. Процедура бюджетирования начинается с составления:
а) бюджета производства;
б) бюджета продаж;
в) бюджета инвестиций;
г) прогнозного бухгалтерского баланса.
11. В состав финансового плана организации входит:
а) бюджета производства;
б) бюджет коммерческо-сбытовых расходов;
в) бюджет материальных и трудовых расходов;
г) бюджет инвестиций.
12. Бюджет закупок материалов составляется на основе:
а) бюджета производства;
б) бюджета продаж;
в) бюджета материальных затрат;
г) прогнозного отчёта о прибылях и убытках.
13. Принятый план является:
а) тактикой организации;
б) стратегией организации;
в) отражением истории организации;
г) не обязательным для выполнения.
14. Выполнение плана является:
а) тактикой организации;
б) стратегией организации;
в) необязательным мероприятием;
г) предметом обсуждения с налоговыми органами.
15. В список возможных отчётов для центра затрат входят данные:
а) бюджета денежных средств;
б) бюджета инвестиций;
в) прогнозного бухгалтерского баланса;
г) бюджета производства.
16. В список возможных отчётов для центра продаж входят данные:
а) бюджета денежных средств;
б) бюджета доходов;
в) бюджета производства;
г) прогнозного бухгалтерского баланса.
17. В список возможных отчётов для центра прибыли входят данные:
а) бюджета инвестиций;
б) бюджета денежных средств;
в) прогнозного бухгалтерского баланса;
г) прогнозного отчёта о прибылях и убытках.
18. В список возможных отчётов для центра инвестиций входят данные:
а) бюджета инвестиций;
б) бюджета денежных средств;
в) прогнозного отчёта о прибылях и убытках;
г) все перечисленные бюджеты.
19. Статический бюджет рассчитывается на:
а) конкретный уровень деловой активности;
б) несколько вариантов деловой активности;
в) применение комплексного анализа хозяйственной деятельности;
г) применение факторного анализа хозяйственной деятельности.
20. Гибкий бюджет предусматривает:
а) конкретный уровень деловой активности;
б) несколько вариантов деловой активности;
в) сравнение только абсолютных значений показателей в денежном выражении;
г) сравнение только абсолютных значений показателей в процентном отношении.