I. В когнитивной (познавательной) сфере групповая психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал :
1. связь между психогенными факторами (своими личностными чертами) и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;
2. то, какие ситуации в психокоррекционной группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие у него появление, фиксацию и усиление органических и/или психических симптомов;
3. связь между своими негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;
4. особенности своего поведения и эмоционального реагирования, и как это выглядит со стороны;
5. характерные для себя психологические защитные механизмы;
6. свои внутренние психологические проблемы и конфликты;
7. свои личностные особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины.
В целом задачи интеллектуального осознания сводятсякпониманию всей совокупности взаимосвязей в системе «личность – ситуация – проблема».
II. В эмоциональной (эмоционально-чувственной) сфере групповая психокоррекция должна помочь клиенту:
1. получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению психологических защитных механизмов, росту открытости, активности, креативности и спонтанности;
2. пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;
3. научиться более точно понимать и вербализовывать свои чувства и эмоциональные состояния;
4. произвести эмоциональную коррекцию своих чувственных социальных отношений (особенно, в их негативных проявлениях).
В целом, задачи коррекции в эмоциональной сфере сводятся к получению клиентом эмоциональной поддержки и к формированию более благоприятного отношения к себе самому; к непосредственному переживанию и осознанию нового опыта в группе и эмоциональному познанию самого себя; точному распознаванию и вербализации собственных эмоций; переживанию заново и осознанию прошлого эмоционального опыта и получению нового эмоционального позитивного опыта в группе.
III. В поведенческой (социально-деятельностной) сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:
1. увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
2. преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся у него в группе (в межличностных внутригрупповых отношениях), в том числе связанные с избеганием субъективно эмоционально сложных ситуаций;
3. развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
4. закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и активному деятельностному функционированию в реальной социальной жизни.
Социально-психологические механизмы воздействия на личность в групповой психологической коррекции.
Подробный анализ механизмов группового коррекционного воздействия представлен в работах Ирвина Ялома и Станислава Кратохвила, здесь производится их краткое описание.
1. Сообщение информации. Получение клиентом в ходе групповой психокоррекции разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликта и т.д. Выяснение причин возникновения и развития психологических нарушений, информация о сущности психокоррекции и ходе психокоррекционного процесса, информационный обмен между участниками группы.
2. Внушение надежды. Появление у клиента надежды на успех решения своей проблемы под влиянием улучшения состояния других клиентов (членов группы) и собственных достижений (положительных «подвижек» психического состояния).
3. Универсальность страданий. Общностьпереживаний, чувств клиентов, и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, эмоции, аналогичные его собственным, – является очень важным социально-психологическим параметром внутригруппового взаимодействия.
4. Альтруизм. Альтруизм каквозможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого, – положительно влияет на личность. Помогая другим, клиент становится более уверенным в себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя, верить в собственные возможности и больше опираться на собственные силы.
5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы. Клиенты обнаруживают в коррекционной группе (в проявлениях других членов группы и в самих себе) проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных (родительско-детских, супружеских) отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их проработки, перераюлтки, – исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие участники – в роли братьев, сестер и других членов семьи.
6. Развитие техники межличностного общения. Клиент имеет возможность за счёт обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть своё неадекватное межличностное взаимодействие, и в ситуации взаимного принятия в группе изменить его, – выработать и закрепить иные нормы реакций, более конструктивные способы поведения и общения.
7. Имитационное поведение. Клиент может обучиться более конструктивным способам поведения – за счёт подражания психологу и другим успешным членам группы.
8. Интерперсональное влияние. Получение новой информации о себе за счёт обратной связи воздействует на личность, приводит к изменению и расширению «Образа Я». Возникновение в группе эмоциональных ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и проработка, – позволяет клиенту «расти над собой».
9. Групповая сплочённость. Привлекательность группы для её членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие к членам группы и к психологу, принятие группой каждого её члена, взаимное принятие и понимание участниками друг друга, «чувство Мы» группы, – всё это позволяет эффективно влиять на личность. Групповая сплочённость рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психолог – клиент» в индивидуальной психокоррекции, только более мощный.
10. Катарсис. В групповой психокоррекции имеет место отреагирование эмоций, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств, эмоциональное «очищение» и «прозрение».