Выделяют следующие возможные результаты коррекционной работы, в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:
1. усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям;
2. развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;
3. изменение отношения к себе и к окружающему миру;
4. приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность;
5. улучшение понимания проблемы, себя и окружающих;
6. изменение эмоционального состояния;
7. получение поддержки;
8. приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
9. поиск и изучение альтернатив;
10. получение практической помощи через прямые действия психолога или других специалистов, которых привлёк психолог;
11. развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
12. новое реагирование на действия других людей и ситуацию;
13. увеличение социальной активности, повышение работоспособности.
Основные методы (способы) индивидуального психокоррекционного воздействия.
|
|
Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно интеллектуально справиться со своими психологическими проблемами. Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится с программой работы, начинает работу с ним.
Внушение. Это более простой, а для клиента – менее эффективный способ воздействия, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций.
Существуют правила и установки (профессиональные диспозиции), позволяющие психологу структурировать процесс индивидуальной психокоррекции и делать его более эффективным.
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций психокорреции. Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, поэтому проблемы в действительности являются уникальными и соответственно каждое коррекционное воздействие уникально и неповторимо.
2. В процессе коррекции психолог и клиент постоянно личностно (клиент) и профессионально (психолог) изменяются сообразно их отношениям (в психологической коррекции не может быть статичных ситуаций).
|
|
3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому следует ему помочь принять на себя ответственность за их решение. Видение собственных проблем клиентом не менее, а, может быть, и более важно, нежели чем представление о них психолога.
4. В процессе коррекции чувство безопасности клиента важнее, чем требования психолога. Таким образом, в коррекции неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5. Стремясь помочь клиенту, психолог обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и социальные трудности.
6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой коррекционной встречи. Решение проблем, а также успех коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх линию – это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и психологического риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.
7. Компетентный психолог знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и норм работы на благо клиентов.
8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть единственного, наилучшего теоретического подхода.
9. Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины, принятие утраты). В таких случаях психолог должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.
10. Эффективная коррекция – это процесс, который выполняется вместес клиентом, но не вместоклиента.