Ситуация «Делегирование функций»
Описание ситуации и постановка задачи
До настоящего времени начальник отдела маркетинга самостоятельно составлял отчеты и аналитические справки по текущей работе отдела для руководства организации. В связи с ростом объема решаемых задач затраты на выполнение этих работ многократно возросли. В отделе имеются сотрудники, хорошо зарекомендовавшие себя при решении менее важных задач. Они могли бы частично освободить начальника отдела, взяв на себя составление отдельных отчетов и справок.
Как должен поступить начальник отдела?
Возможные варианты ответов:
- Начальник отдела дает сотруднику конкретное поручение, не разъяснив ему отдельных положений и позиций. По мнению руководителя, это не является необходимым для успешного решения поставленной задачи, так как он предполагает осуществлять оперативный контроль, чтобы убедиться в успешном ходе работы. В процессе выполнения работы сотруднику разрешается получать необходимую информацию и обсуждать возникающие вопросы с заинтересованными лицами только с санкции начальника отдела.
- Начальник отдела поручает нескольким сотрудникам составление отчетов и аналитических справок по текущей работе, не уточнив точно их полномочий. В этой ситуации начальник отдела оставляет за собой принятие окончательного решения.
- Начальник отдела объясняет сотруднику важность своевременного и качественного решения поручаемой ему задачи, обосновывая при этом цель и необходимость ее решения. Одновременно сотрудник наделяется необходимыми полномочиями и ответственностью для самостоятельного решения поставленной задачи. До сведения других сотрудников отдела доводится информация о полномочиях, передаваемых исполнителю. В правильности своего выбора начальник отдела убеждается только после завершения выполнения исполнителем порученной ему работы.
Деловая игра «Оценка деловых и личностных качеств руководителя»
|
|
Описание деловой игры
В организации появилась вакантная должность руководителя одного из отделов. На должность претендует несколько человек.
Постановка задачи
- Необходимо дать оценку качеств в баллах каждому из претендентов на должность.
- Выбрать из претендентов лучшего, определить средний балл по каждому из претендентов.
Методические указания
Из состава участников деловой игры выбираются 3-4 человека – претенденты на должность начальника одного из отделов организации (например, начальника отдела кадров). Выбирается экспертная комиссия из 5-6 человек, которая ставит баллы каждому претенденту на основе листа оценки деловых и личностных качеств (в таблице приведен пример такого листа оценки). Сравнение результатов оценивания позволяет выбрать одного из претендентов на должность начальника отдела кадров.
|
|
Лист оценки деловых и личностных качеств:
№ п/п | Оцениваемые качества | Баллы | |||||
П | И | Ф | Т | В | З | ||
Принципиальность | |||||||
Чувство долга | |||||||
Принципиальный подход к делу | |||||||
Предприимчивость | |||||||
Воля | |||||||
Настойчивость | |||||||
Способность доводить дело до конца | |||||||
Требовательность к себе | |||||||
Требовательность к подчиненным | |||||||
Чувство ответственности | |||||||
Производительность труда | |||||||
Качество труда | |||||||
Решительность | |||||||
Энергичность | |||||||
Трудолюбие | |||||||
Способность создать сплоченный коллектив | |||||||
Добросовестность | |||||||
Дисциплинированность | |||||||
Способность поддерживать высокую дисциплину в коллективе | |||||||
Самостоятельность в принятии решения | |||||||
Забота о людях | |||||||
Инициатива | |||||||
Новаторство | |||||||
Опыт работы | |||||||
Знания в области техники и технологии | |||||||
Знания в области экономики | |||||||
Знания в области организации и управления | |||||||
Знания в области психологии | |||||||
Знания в области социологии | |||||||
Знания в области педагогики | |||||||
Конкретные знания в области выполняемой работы | |||||||
Общее образование | |||||||
Культурный уровень | |||||||
Отношение к повышению своей деловой квалификации | |||||||
Отношение к повышению квалификации подчиненных | |||||||
Здоровье | |||||||
Работоспособность | |||||||
Чувство собственного достоинства | |||||||
Справедливость | |||||||
Честность | |||||||
Самообладание и выдержка | |||||||
Способность находить выход из затруднительных положений | |||||||
Коммуникабельность | |||||||
Моральная устойчивость | |||||||
Скромность | |||||||
Чувство юмора | |||||||
Авторитет как специалиста | |||||||
Авторитет как руководителя | |||||||
Авторитет как воспитателя | |||||||
Авторитет как человека |