Ситуация «Делегирование функций»
Описание ситуации и постановка задачи
До настоящего времени начальник отдела маркетинга самостоятельно составлял отчеты и аналитические справки по текущей работе отдела для руководства организации. В связи с ростом объема решаемых задач затраты на выполнение этих работ многократно возросли. В отделе имеются сотрудники, хорошо зарекомендовавшие себя при решении менее важных задач. Они могли бы частично освободить начальника отдела, взяв на себя составление отдельных отчетов и справок.
Как должен поступить начальник отдела?
Возможные варианты ответов:
- Начальник отдела дает сотруднику конкретное поручение, не разъяснив ему отдельных положений и позиций. По мнению руководителя, это не является необходимым для успешного решения поставленной задачи, так как он предполагает осуществлять оперативный контроль, чтобы убедиться в успешном ходе работы. В процессе выполнения работы сотруднику разрешается получать необходимую информацию и обсуждать возникающие вопросы с заинтересованными лицами только с санкции начальника отдела.
- Начальник отдела поручает нескольким сотрудникам составление отчетов и аналитических справок по текущей работе, не уточнив точно их полномочий. В этой ситуации начальник отдела оставляет за собой принятие окончательного решения.
- Начальник отдела объясняет сотруднику важность своевременного и качественного решения поручаемой ему задачи, обосновывая при этом цель и необходимость ее решения. Одновременно сотрудник наделяется необходимыми полномочиями и ответственностью для самостоятельного решения поставленной задачи. До сведения других сотрудников отдела доводится информация о полномочиях, передаваемых исполнителю. В правильности своего выбора начальник отдела убеждается только после завершения выполнения исполнителем порученной ему работы.
Деловая игра «Оценка деловых и личностных качеств руководителя»
Описание деловой игры
В организации появилась вакантная должность руководителя одного из отделов. На должность претендует несколько человек.
Постановка задачи
- Необходимо дать оценку качеств в баллах каждому из претендентов на должность.
- Выбрать из претендентов лучшего, определить средний балл по каждому из претендентов.
Методические указания
Из состава участников деловой игры выбираются 3-4 человека – претенденты на должность начальника одного из отделов организации (например, начальника отдела кадров). Выбирается экспертная комиссия из 5-6 человек, которая ставит баллы каждому претенденту на основе листа оценки деловых и личностных качеств (в таблице приведен пример такого листа оценки). Сравнение результатов оценивания позволяет выбрать одного из претендентов на должность начальника отдела кадров.
Лист оценки деловых и личностных качеств:
| № п/п | Оцениваемые качества | Баллы | |||||
| П | И | Ф | Т | В | З | ||
| Принципиальность | |||||||
| Чувство долга | |||||||
| Принципиальный подход к делу | |||||||
| Предприимчивость | |||||||
| Воля | |||||||
| Настойчивость | |||||||
| Способность доводить дело до конца | |||||||
| Требовательность к себе | |||||||
| Требовательность к подчиненным | |||||||
| Чувство ответственности | |||||||
| Производительность труда | |||||||
| Качество труда | |||||||
| Решительность | |||||||
| Энергичность | |||||||
| Трудолюбие | |||||||
| Способность создать сплоченный коллектив | |||||||
| Добросовестность | |||||||
| Дисциплинированность | |||||||
| Способность поддерживать высокую дисциплину в коллективе | |||||||
| Самостоятельность в принятии решения | |||||||
| Забота о людях | |||||||
| Инициатива | |||||||
| Новаторство | |||||||
| Опыт работы | |||||||
| Знания в области техники и технологии | |||||||
| Знания в области экономики | |||||||
| Знания в области организации и управления | |||||||
| Знания в области психологии | |||||||
| Знания в области социологии | |||||||
| Знания в области педагогики | |||||||
| Конкретные знания в области выполняемой работы | |||||||
| Общее образование | |||||||
| Культурный уровень | |||||||
| Отношение к повышению своей деловой квалификации | |||||||
| Отношение к повышению квалификации подчиненных | |||||||
| Здоровье | |||||||
| Работоспособность | |||||||
| Чувство собственного достоинства | |||||||
| Справедливость | |||||||
| Честность | |||||||
| Самообладание и выдержка | |||||||
| Способность находить выход из затруднительных положений | |||||||
| Коммуникабельность | |||||||
| Моральная устойчивость | |||||||
| Скромность | |||||||
| Чувство юмора | |||||||
| Авторитет как специалиста | |||||||
| Авторитет как руководителя | |||||||
| Авторитет как воспитателя | |||||||
| Авторитет как человека |






