В рамках раздела «Психология личности» изучается восемь тем

В первой, вводной, теме анализируется общее содержание раздела «Психология личности», рассматривается объект, предмет, изучаются цели и задачи научного направления «Психология личности». Так же, в первой теме подвергаются содержательному анализу основные понятия научной области «Психология личности»: индивид, индивидуальность, субъект (восприятия, познания, общения, взаимодействия, деятельности и т.д.), собственно понятие «личность» (в узком смысле), понятие человек. В данной теме производится анализ понятий «развитие личности», «формирование личности», «воспитание качеств личности», «раскрытие свойств личности», «психические новообразования» и т.п. В этой теме понятийно (с разных научных позиций)[55] рассматриваются такие базисные основы личности как: «физическая и психическая активность», «интенциональность» (феноменальная уникальность), «креативность» («творческость») и т.д. Изучается такое комплексное понятие (процессуальное явление) как «направленность личности».

Вторая тема посвящена изучению потребностно-мотивационной сферы личности человека, – рассматриваются вопросы развития и формирования потребностей, мотивации и мотивов людей.

Третья тема посвящена изучению темперамента и характера личности человека, – как с индивидуально-типических, так и с социально-типологических научных позиций.

Четвёртая тема посвящена изучению задатков и способностей как личностных качеств человека, – исследуются вопросы психофилогенеза и психоонтогенеза задатков и способностей личности.

Пятая тема посвящена изучению эмоций, чувств и аффектов, понимаемых в качестве психологических свойств личности человека,[56] – в контексте единой эмоционально-чувственной психической сферы личности.

Шестая тема посвящена исследованию воли, волевых актов, волевых действий и волевой регуляции (саморегуляции, «самоовладения») человека, - как его личностных психических сознательных проявлений, – изучаемых в качестве психического волевого осознанного процесса, имеющего место в психической волевой сфере личности.

Седьмая тема посвящена анализу социализации как общественно-культурного процессуального явления. В рамках данной темы производится (осуществляется) анализ процесса социализации личности, анализ факторов, влияющих на продуктивность (результативность, эффективность) социализации личности (по А.В. Мудрику) и анализ разнообразных социально-психологических механизмов социализации личности (интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому, идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной и т.д.).

В восьмой, заключительной теме анализируются разнообразные научные теории развития и формирования личности, авторами которых являются как отечественные, так и зарубежные широко известные учёные-психологи.

Цель именно (в узком смысле) лекционного курса по данному разделу, – обстоятельно и подробно, в деталях ознакомить студентов с психологической структурой личности человека, с базовыми свойствами личности, с основополагающими качествами личности, с общими параметрами формирования и развития основ личности, со структурой психологических качеств личности.

Данный лекционный курс направлен на системное усвоение студентами базового информационного учебного материала по изучаемому разделу: свойств, качеств, психофизиологических функций, социальной роли личности, физиопсихической и психосоциальной роли (проявлений, выраженности) разнообразных свойств личности. Лекционный курс содержит в себе психологическую методологию, целостные, системные, первоначальные основы психологических знаний по психологии личности, необходимые студентам для более глубокого понимания и лучшего содержательного усвоения как самостоятельного предмета «Психология личности», [57] так и специальных отраслей (направлений) психологии, которые будут изучаться студентами далее.

Лекционный курс предполагает тщательное изучение, широкое обсуждение рассмотренных в нём вопросов на семинарских занятиях, предусмотренных в дисциплине «Общая психология» по разделу «Психология личности», и конкретное эмпирическое освещение пройденных тем на практических занятиях по смежной учебной дисциплине «Общий психологический практикум».


Учебно-тематический план раздела «Психология личности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: