Экономика как хозяйственная система. Собственность как определяющий признак экономической системы

В отличие от теоретической экономики сама хозяйственная деятельность людей, практика хозяйствования, есть экономика реальная. Она предстает перед нами как сложноорганизованная хозяйственная система. Ее важнейшими составляющими являются: человек – активное начало экономики, главный творец материальных и духовных благ на земле; природа – кладовая экономики и ее среда; искусственная природа – пахотная земля, предприятия, где создаются блага, и т.д.

Как хозяйственная система экономика решает вполне конкретные задачи: обеспечение условий жизнедеятельности людей, удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, рост его благосостояния.

Создав экономическую систему, человечество совершило качественный скачок в своем развитии, вырвавшись из жесткой зависимости от окружающей среды. Переход к производящему хозяйству позволил людям добывать необходимое для жизни в нужном им количестве и так, как они заранее это намечают. Наряду с совершенствованием техники и технологий формировался огромный набор методов решения экономических задач, отшлифовывались способы и механизм хозяйствования, складывался важнейший элемент цивилизации, ее фундамент – экономика. Чем активнее развивались связи между странами и народами, тем более совершенными и единообразными становились их механизмы хозяйствования.

Таким образом, современная экономика представляет собой совокупность форм и методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Между хозяйствующими субъектами в условиях разделения труда возникают тесные взаимосвязи, взаимозависимость, а значит, появляется нужда в согласовании их деятельности. Способ такого согласования в условиях общественного разделения труда и называется экономической системой.

Перед любой экономической системой стоят три основные проблемы, требующие решения: что производить, как производить и для кого производить. В зависимости от способа решения этих проблем различают три вида экономических систем и, соответственно, три типа экономики: традиционную, командную и рыночную экономику. Признаками, положенными в основу их выделения, в первую очередь, являются форма собственности на средства производства, а также способ, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. Исходя из этого, рассмотрим своеобразие различных экономических систем, познакомимся с важнейшими типами и моделями экономики.

Традиционная экономика. На нее приходится самая значительная часть истории человечества. В ее основе лежит родоплеменная, общинная форма собственности на средства производства. Проблемы, встающие перед экономической системой, решаются здесь с опорой на обычаи. К примеру, в средневековой индийской деревне все люди делились на касты брахманов, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбирать профессию по желанию, поскольку был обязан наследовать занятие отца. Обычаи определяли пользование орудиями труда, сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ. Каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Соответственно осуществлялось и распределение материальных благ – по принципам сословий и каст.

В настоящее время во многих экономически слаборазвитых странах (Габон, Ботсвана, Руанда, Верхняя Вольта и др.) действуют традиционные экономические системы. Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью, а технический прогресс, внедрение новейших технологий в производство резко ограничены, так как вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Однако время неумолимо, и в этих странах постепенно наступает пора перемен: возникают крупные частные сельскохозяйственные и промышленные предприятия, все более заметную роль в экономике начинает играть рынок. Сегодня определяющей чертой развития стран с традиционной экономикой является многоукладность: здесь не существует общепризнанного и однозначного способа решения экономических проблем.

Таким образом, традиционная экономика – это экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она базируется на общинном способе ведения хозяйства и натуральном обмене, широком распространении ручного труда, отсталых технологиях, связанных с первичной обработкой природных ресурсов.

Командная экономика. Яркой иллюстрацией экономики данного типа является экономическая система СССР. В научной литературе можно встретить и другие названия данного типа экономики: административно-командная, централизованная, плановая экономика и др.

Командная экономика – это система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Ее определяющие черты: общественная (государственная) собственность на средства производства и практически на все материальные ресурсы – в республиках бывшего СССР 9/10 всех основных производственных фондов являлись государственной собственностью; коллективное принятие экономических решений посредством централизованного директивного экономического планирования; жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности; существенные ограничения (вплоть до запрещения) частного предпринимательства.

Решающим рычагом, обеспечивающим функционирование командной экономики, является план (отсюда и название «плановая экономика»). Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются в командной экономике центральным плановым органом (Госплан СССР). Предприятия, являясь собственностью государства, осуществляют производство на основе государственных директив – планов.

Центральный государственный плановый орган определяет, сколько тех или иных продуктов, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Этот орган рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Затем рассчитываются потребности в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих изделий, потребность в рабочих и специалистах и т.д.

Подобная процедура повторяется с каждым из видов продукции. Полученные цифры – расчеты – доводятся до министерств, отвечающих за каждую отрасль. Министерства доводят задания до предприятий. Директор предприятия распределяет «спущенный» сверху план по цехам, цех – по участкам и т.д., вплоть до рабочего, непосредственного исполнителя планового задания.

С ростом масштабов производства возникает все больше трудностей в определении объемов производства по отдельным продуктам, ведь для того, чтобы определить объемы производства, нужно точно знать потребности и вкусы многих миллионов людей. Отсюда сбои в экономике: в централизованной системе даже в самый благоприятный период развития всегда наблюдался дефицит одних товаров при избытке других.

Соотношение в национальном продукте средств производства и потребления, а в национальном доходе – фондов потребления и накопления устанавливается централизованно государством. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Обмен продуктами как товарами происходит лишь в рамках ограниченного участка экономической системы – в розничной торговле потребительскими товарами: в продовольственных, промтоварных магазинах и на базаре. При этом пропорции, по которым ведется обмен, также в решающей степени определяются государством, поскольку ему принадлежит основная торговая сеть.

Характерный признак системы – уравнительный способ распределения доходов в обществе, который, в конечном счете, отбивает у работника всякую заинтересованность в результатах собственного труда: сколько бы, в какие сроки и как качественно ты бы лично ни сделал, все получат одинаково. Следствие – глубокие кризисные явления в развитии страны и общества, диктующие необходимость глубоких и масштабных преобразований.

Раскрывая негативный характер командной экономики, следует, вместе с тем, отметить и присущие ей положительные моменты: возможность концентрировать ресурсы и успешно решать крупномасштабные проблемы, стоящие перед страной на определенных этапах развития. Примером может служить успешное осуществление впечатляющих государственных программ в СССР в годы создания тяжелой промышленности и превращение России в короткий срок в мощную индустриально-аграрную державу. Подобным примером может служить и победа СССР в страшных битвах Великой Отечественной, а также второй мировой войны.

В странах социалистического лагеря плановая (командная) экономика помогла решить целый ряд социальных проблем, создав бесплатную систему образования, здравоохранения, обеспечив значительное развитие науки и культуры. Однако жизнь показала, что данная экономическая система во многом исчерпала свои возможности.

Рыночная экономика (капитализм). Данная система хозяйствования окончательно утвердилась в наиболее развитых странах мира во второй половине XVIII – начале XIX веков.

Классическими признаками экономики рыночного типа являются: частная собственность на средства производства; свобода хозяйственной деятельности; договорные отношения между хозяйствующими субъектами; личная выгода каждого участника экономических отношений; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование хозяйственной жизни посредством рыночного механизма; минимальное вмешательство государства в экономику. Благодаря сочетанию и взаимодействию перечисленных признаков рыночная экономика смогла стать наиболее эффективной из всех существующих систем хозяйствования, обеспечив странам, выбравшим ее, высокий уровень благосостояния и развития, лидирующие места в мировой экономической системе.

Как, если не с помощью плана, можно скоординировать действия людей и добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу? Эта проблема была одной из важнейших еще для А. Смита, пришедшего к выводу о том, что координация деятельности миллионов людей становится возможной при опоре на стремление человека к выгоде и его склонности к обмену. Только так можно обеспечить действие механизма, побуждающего людей делать то и так, что и как необходимо обществу в целом. А. Смит писал: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приводит к результату, о котором он сам и не помышлял». Этой «невидимой рукой» является механизм рыночных отношений между людьми, механизм рынка.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может реализовать товар, которым владеет: свою рабочую силу, изделия своих рук, собственный земельный участок и т.д. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар на более выгодных условиях, побеждает в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к повышению благосостояния. Каждый, таким образом, выступает сам за себя и для себя.

Но на рынке нет продаж без покупок. Продажа есть одновременно покупка, которая удовлетворяет потребность покупателей за счет лучших и более дешевых товаров, повышая их благосостояние. В результате рынок направлен на то, чтобы через эгоистичные интересы каждого служить удовлетворению интересов всех. Рынок – это вся совокупность форм и способов организации сотрудничества людей друг с другом, служащих тому, чтобы в коммерческих целях свести продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым купить товары и услуги.

Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предложения предаются гласности и координируются. Если какая-то часть товаров не находит покупателей, это служит сигналом к уменьшению их производства и перепрофилированию высвободившихся ресурсов на производство других товаров.

Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции: существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Правительство не вмешивается в экономику, поскольку это подрывает эффективность хозяйственной системы. Его роль ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. При этом государство старается воздействовать на экономику не силой власти, а посредством налогов, кредитов и других рычагов рыночного механизма.

Рынок предоставляет широкий простор нововведениям в производстве, стимулирует совершенствование техники и технологии, открывает дорогу научно-техническому прогрессу и значительному экономическому росту. Наглядный пример – бурный экономический рост и процветание многих стран Европы, Азии, Латинской Америки, сделавших выбор в пользу рыночной экономической системы. Принципы, положенные в ее основу, во многом определяют современную экономическую систему, которую сегодня часто называют экономикой смешанного типа.

Однако нельзя не видеть и негативных сторон рыночной экономики, порождающей экономические и социальные противоречия. Ее неизбежными спутниками являются экономические кризисы, безработица и инфляция, сопровождающиеся имущественным расслоением общества, где наряду с богатством и роскошью уживается нищета, обездоленность значительных слоев населения.

Смешанная экономика. Данный тип экономической системы начал складываться в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах во второй половине ХХ в., на стадии перехода к постиндустриальному обществу.

Практика показывает, что в чистом виде сегодня нет ни рыночной, ни командной экономики. В действительности современная экономика является «смешанной», поскольку органически соединяет в себе преимущества и рыночной, и административно-командной, и даже традиционной экономики, в определенной степени устраняя недостатки каждой из них или смягчая их отрицательные последствия. Ее характерными чертами являются многообразие форм собственности, активное вмешательство государства в экономическую жизнь и деятельность общества, ярко выраженное сочетание принципов рыночной и командной экономики.

Так, в Швеции свыше 60% валового национального продукта производится на предприятиях государственного сектора. В экономике Франции с 1947 г. успешно используется система индикативного планирования. Японская экономика также отличается развитым планированием и «координацией» экономической деятельности правительства и частного сектора, а в трудовых отношениях еще достаточно ярко проявляют себя японские традиции. В то же время в типично командной, централизованной экономике КНР, Польши, бывших Чехословакии, Югославии и СССР сегодня развиваются рыночные отношения. А в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки имеет место сочетание всех трех типов экономических систем. Такое сочетание и называется смешанной экономикой.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства – в них учтена специфика стран, выбравших ту или иную систему хозяйствования: географическое положение страны, особенности ее природы и климата, специфика исторического развития, культурные и религиозные традиции, социальные и национальные условия, уровень экономического развития страны и ее народа и т.д.

В современной рыночной экономике особо выделяются шведская, американская, японская, германская и другие модели рынка (см. таблицу 3). Наиболее яркими моделями организации хозяйства в командной экономике являлись советская, китайская и югославская экономические модели.

После длительного господства административно-командной системы в экономике России конца 1980-х – начала 1990-х годов начался переход к рыночным отношениям. Сегодня главная задача российской экономики – формирование эффективной рыночной системы с социальной направленностью.

Таблица 3

Модели современной рыночной экономики

Экономическая модель Ее основные характеристики:
Американская модель – «либеральная модель капитализма» – малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства – всемерное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого бизнеса) – резкая дифференциация на богатых и бедных – приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская модель – высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики – составление планов экономического развития – незначительное (17-ти кратное) различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащим – социальная направленность модели
Немецкая модель – высокий уровень государственного воздействия на экономику – прогнозирование основных макроэкономических показателей – опора на малый и средний бизнес – высокие социальные гарантии для населения, незначительные различия в уровне заработной платы
Шведская модель – социальная направленность модели, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения – государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены на товары – высокий удельный вес государственного сектора
Французская модель – высокая регулирующая роль государства (с 1947 г. активно используется система индикативного планирования, составляются пятилетние планы экономического развития) – значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства – вмешательство государства в процесс накопления капитала
Китайская модель – осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики» – сочетание рыночных отношений с государственным планированием – в сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда» – оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования» – установление прямых хозяйственных связей между предприятиями – создание системы рынков (фондовые рынки, рынки услуг, рынки информации, техники, технологии)
Южнокорейская модель – широко используется планирование экономического развития (с 1962г. разрабатываются 5-летние планы) – длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере – регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта

Экономическая система во многом определяется формой собственности на средства производства. Собственность – основа, на которой формируются методы, принципы хозяйствования, весь механизм функционирования экономической системы. Не случайно экономическая наука считает понятие собственность важнейшей своей категорией.

Природа собственности относится к далеким глубинам животного прошлого человека. В животном мире нам не раз приходилось наблюдать, как хищник «очерчивает» территорию, способную обеспечить ему прокорм, и строго ее охраняет. Тот же в своей основе природный механизм заставлял и древних людей огораживать сначала охотничьи угодья, а затем застолбить за собою пашню, луга, лесные массивы, закрепить их «как свои».

Под собственностью и сегодня в первую очередь подразумевают конкретную вещь, принадлежащую определенному человеку или группе лиц. В этом обыденном представлении фиксируется элементарный факт: каждый человек как собственник использует принадлежащие ему вещи по своему усмотрению. Научное понимание собственности глубже и сложнее. Собственность в экономическом смысле слова – это экономические отношения между людьми, между людьми и вещами, которые охватывают экономический процесс, пронизывая собой не только производство, но и распределение, обмен, а также потребление полезных людям благ и услуг.

В сложной системе отношений собственности первичными являются отношения между конкретным человеком и вещью. Их называют имущественными, или субъект-объектными отношениями. Отношения между людьми (субъектами) по поводу собственности называют субъект-субъектными отношениями. Они складываются как между собственниками каких-либо вещей, так и между собственниками и людьми, которые вообще могут не иметь никакой собственности: отношения хозяина предприятия с наемными работниками, отношения между работниками одного и того же предприятия и т.д.

Рассмотрим структуру отношений собственности более подробно. Они включают в себя отношения присвоения, хозяйственного использования и экономической реализации собственности (рис.4).

Важнейшим, основополагающим элементом в отношениях собственности является присвоение – экономические связи между людьми, устанавливающие их отношение к вещам, как к своим. Когда кто-то говорит, что «этот дом – мой», он, тем самым, характеризует сложившиеся хозяйственные связи, устанавливая, кто может, а кто не вправе претендовать на данное имущество. Но ничего нельзя присвоить вне общественных отношений, складывающихся, прежде всего, по поводу средств производства, которыми люди производят материальные блага. Присвоение невозможно без производства: любое имущество, вещь – результат производства, а любое производство материальных благ есть присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения своих потребностей. Поскольку присвоение и производство неотделимы, то производственный процесс всегда протекает в рамках определенных форм собственности. Не случайно и все предприятия принадлежат к определенным формам собственности.

Таким образом, собственностьэто определенная, исторически сложившаяся общественная форма присвоения материальных благ. Отношения собственности охватывают владение, пользование, распоряжение средствами производства, природными ресурсами и произведенными людьми материальными благами. Гарантируемое обществом право собственности означает, что хозяин имущества может делать с ним все, что хочет, если только это не нарушает интересов окружающих и потому законом не запрещено.

Рис.4. Структура отношений собственности

Нередко собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью, а предоставляет возможность другим людям владеть, пользоваться, распоряжаться его имуществом на определенных условиях. В этом случае между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества (например, аренда).

Отношения экономической реализации возникают тогда, когда собственность приносит своему хозяину доход – полученный благодаря применению труда и средств производства продукт (полностью или его часть): прибыль, налог, различные виды платежей, в том числе и арендная плата.

Вся система отношений собственности порождает у людей экономические интересы, главный из которых – всемерное умножение находящегося в собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей.

Понятие «собственность» обязательно предполагает наличие субъектов и объектов присвоения. Это становится особенно важным при юридическом оформлении прав собственности. Субъект собственности – это собственник, заведомо одушевленное лицо, человек, будь то гражданин или семья, группа людей, производственный коллектив, весь народ. Субъект собственности всегда выступает как активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектами собственности. Объектом собственности выступает все, что является предметом присвоения (владения, пользования, распоряжения): земля и ее ресурсы, имущество, вещи, ценности, деньги, информация, интеллект, рабочая сила, целиком или в какой-то степени принадлежащие субъекту. Это пассивная сторона отношений собственности, ее «вещная», вещественная форма.

В современном мире право собственности охраняет закон. Оно включает в себя в первую очередь полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. Владеть – значит физически обладать вещью. Пользоваться – значит потреблять вещь, удовлетворять с ее помощью определенные потребности. Собственник может сам лично пользоваться своим имуществом, а может и передать его на определенных условиях в пользование другим лицам на какое-то время. Право распоряжаться дает возможность изменять принадлежность имущества, оно осуществляется путем различных сделок: купли-продажи, обмена, дарения, завещания и др.

Современная хозяйственная практика показывает, что право собственности не ограничивается только перечисленными выше правами. Среди новых прав собственности, выделенных учеными, особо отметим: право управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ, находящихся в собственности); право на бессрочность обладания благом; право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага, находящегося в собственности, в уплату долга); право на остаточный характер – право на существование институтов и процедур, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий собственности, ярким примером которых может служить экспроприация собственности, проводившаяся в странах Восточной Европы во второй половине 1940-х годов. Благодаря наличию данного права в период «бархатных революций» (начало 1990-х гг.) в Венгрии, Чехии, других странах бывшим собственникам, которые смогли подтвердить свои права, была возвращена часть имущества – фамильные дома, имения, небольшие заводы и т.д.

Дадим характеристику основным типам и формам собственности. Наука указывает на существование двух противоположных типов собственности – общественной и частной. Древнейшей из них является общественная собственность на средства производства, дающая всем членам общества равное и одинаковое право на владение и использование ее объектов. В условиях современной цивилизации она представлена семейной, государственной и муниципальной, а также общенародной собственностью на землю, воду, воздух и природные ресурсы. В отличие от общественной, частная собственность закрепляет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности за отдельными (частными) лицами и их объединениями.

Формой собственности экономисты называют ее вид, характеризуемый по признаку субъекта: форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности вполне определенному субъекту. Исходя из этого, различают следующие формы собственности:

– индивидуально-частная собственность – в ее пределах субъект собственности выступает как физическое лицо, индивидуум, обладающий полными правами собственника. Различают индивидуальную личную и частную собственность. Личная собственность охватывает объекты, используемые самим собственником в процессе хозяйственной деятельности, основанной на личном труде: это собственность на одежду, жилье, мебель, телевизоры и т.д. Индивидуальная собственность выступает как частная, когда объектами собственности являются средства производства (производственные здания, машины, оборудование, земля и пр.), а хозяйственная деятельность основана не только на личном труде, но и на использовании чужого, наемного труда;

– коллективная или совместная частная собственность – в ее пределах субъектом выступает коллектив собственников: это собственность товариществ, хозяйственных обществ, акционерная собственность и др.;

– общенародная собственность – в значительной степени это собственность народа на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воду, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства называют общенародным достоянием, т.к. они являются исключительными объектами собственности всего народа. На пользование такой собственности имеет равные права любой гражданин страны. Распорядительство общенародной собственностью могут осуществлять только органы народовластия;

– государственная собственность – это часть общенародной собственности, переданная в ведение и распоряжение государственных органов власти на определенных условиях использования. Субъектом собственности в данном случае выступает государство, объектами могут быть природные ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот (нефть, газ, уголь и пр.), основные производственные фонды в оборонных отраслях производства, единые энергосистемы, транспортные магистрали, информация страны, денежные системы и т.п.;

– муниципальная, местная собственность – ее субъектами являются муниципалитеты, местные органы власти, а объектами – предприятия с их имуществом производственного (хлебозаводы, ткацкие и др. фабрики) и непроизводственного назначения (бани, прачечные, музеи, театры и пр.);

– собственность общественных организаций – ее субъектами выступают коллективы общественных организаций (профсоюзных, религиозных, спортивных, различных общественных фондов и т.д.), объектами являются учреждения культуры, дома отдыха, санатории, профилактории, библиотеки, театры, спортивные сооружения, учреждения религиозных культов и т.п.;

иностранная собственность –находящаяся на территории страны в составе ее национального богатства собственность иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам: рестораны, кафе, банки, совместные предприятия по строительству аэропортов, добыче нефти и пр. Объектами такой собственности являются, прежде всего, средства производства, здания, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.

Практика хозяйствования свидетельствует: непременным условием эффективного функционирования экономической системы является многообразие форм собственности на средства производства. Оно позволяет каждому субъекту попробовать свои силы в предпринимательстве, помогая выбрать ту форму организации бизнеса, которая оптимально подходит к индивидуальным условиям конкретного человека или группы лиц, собирающихся совместно заниматься определенным видом хозяйственной деятельности.

В России, где к началу 1990-х гг. на долю государственного сектора в экономике приходилось почти 90% всех основных производственных фондов, переход к рыночной экономике означал, прежде всего, реформирование форм и отношений собственности.

Здесь главной проблемой стало разгосударствление –перевод государственной собственности в частную и другие формы собственности. В РФ был взят курс на переход к системе, где господство государственной собственности должно было быть заменено взаимодополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Согласно законам, принятым в РФ, разгосударствление осуществлялось посредством приватизации – процесса смены собственника путем передачи или продажи на различных условиях государственной собственности частным лицам, коллективам, кооперативам, иностранным фирмам.

Главными целями приватизации стали: формирование слоя частных собственников, имеющих живой экономический интерес; повышение эффективности деятельности предприятий и всей экономики в целом; социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступающих в государственную казну от приватизации; стабилизация финансового положения в стране; создание конкурентной среды, демонополизация народного хозяйства, привлечение в страну иностранных инвестиций. Источниками средств для приобретения приватизируемых объектов должны были служить собственные средства предприятий, личные сбережения граждан, кредиты.

Исторический опыт свидетельствует о том, что приватизация может осуществляться разнообразными способами:

1. Продажа государственного имущества тем, кто обладает средствами выкупа – данный способ обеспечивает появление в обществе частных собственников, дает государству дополнительные денежные средства, которые можно использовать для проведения дальнейших реформ, создает условия для привлечения в страну иностранного капитала который приносит с собой эффективные формы управления производством и современные технологии. Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия его персоналу по ценам ниже рыночных, открытая – позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем желающим. Акции переходят к тому, кто предлагает наибольшую цену (аукционная продажа) или наилучший план развития данного предприятия (конкурсная продажа).

2. Денационализация – возвращение бывшим владельцам или их наследникам ранее национализированного имущества. Этот способ приватизации реанимирует восстановление и защиту прав частной собственности, что составляет одно из его достоинств, однако подобным путем может быть проведена приватизация лишь незначительной части государственного имущества.

3. Бесплатное распределение. Разновидность этой модели – ваучеризация, безвозмездная передача права собственности на имущество государственных предприятий всем гражданам государства. Данная модель широко использовалась в странах с переходной экономикой, где население не располагало значительными денежными средствами, а прилив иностранного капитала был не велик. Преимущество данной модели (равенство всех при распределении государственной собственности) практически не заметно из-за низких финансовых результатов: реальных денег не получает ни государство, ни приватизируемые предприятия. Не зная, как лучше распорядиться ваучерами, население за бесценок продает их скупщикам. Реальными собственниками, в итоге, становится незначительный круг лиц, остальные остаются при своих прежних интересах.

4. Акционирование – безвозмездная передача собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам. Подобным образом были созданы многие отечественные акционерные общества, играющие значительную роль в национальной экономике.

На практике приватизация редко осуществляется по одной модели: в большинстве случаев используется комбинация разных способов и путей приватизации. Так случилось и в России, где приватизация проходила в два основных этапа. Первый – ваучерный – предусматривал до 1 июля 1994г. передачу государственного имущества или его приобретение на ваучеры, благодаря чему собственниками стали миллионы граждан. В России было создано около 700 тысяч малых предприятий, где работало более 11% трудящегося населения страны. В промышленности мелкие предприятия выпускали 7% общего объема всей промышленной продукции. В первую очередь у государства выкупались магазины и малые предприятия, при этом 80% государственной и муниципальной собственности «продавалось» за ваучеры. Постепенно доминирующее положение в преобразовании собственности стало занимать акционирование. Массовое возникновение акционерных обществ имело место во всех регионах страны в самых разных отраслях хозяйства.

С 1 июля 1994г. начался новый, денежный этап отечественной приватизации: вместо ваучеров продажа государственных и муниципальных предприятий осуществлялась теперь на денежные средства. Приватизацией в это время были охвачены многие отрасли народного хозяйства, в том числе аптечные учреждения и предприятия системы здравоохранения.

Резкое падение количественных показателей приватизируемых предприятий на современном этапе позволяет говорить о некотором завершении (замедлении темпов) процесса приватизации, однако окончательные итоги приватизации подводить рано. Передел государственной собственности, ее переход в частные руки продолжается до сих пор: государство и муниципалитеты периодически выставляют на продажу часть своего имущества.

Далеко не все, что было намечено программой приватизации, удалось реализовать на практике. Однако:

– уже на первом этапе приватизации многие граждане нашей страны стали полноправными собственниками и получили возможность заниматься собственным бизнесом, открывать свои предприятия;

– в стране возникло огромное количество новых частных предприятий, как акционерных обществ закрытого и открытого типа, так и фирм и компаний малого и среднего бизнеса;

– в России появился рынок ценных бумаг, начали работать биржи;

– кардинальные перемены произошли на рынке труда: здесь появилось много новых профессий и специальностей, повысились требования к уровню образования;

– был облегчен доступ в страну иностранному капиталу, в России стали создаваться иностранные и совместные предприятия; многие частные фирмы напрямую начали работать с иностранными компаниями.

Перечисленных фактов вполне достаточно, чтобы судить о том, добилась ли приватизация своих главных целей. В завершение заметим: разгосударствление само по себе создает благоприятные условия, но не решает проблем создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали необходимой компетентностью, проявляли заинтересованность в экономической деятельности, иначе преобразование форм собственности к успеху не приведет.

Контрольные вопросы

1. Почему реальную экономику мы представляем как экономическую систему? Каковы в ней место и роль здравоохранения?

2. Каким образом решает вопросы о том, что, как и для кого производить, традиционная, плановая и рыночная экономика?

3. Какие типы экономических систем занимают приоритетные позиции в начале XXI века? Как и чем это можно объяснить?

4. Почему и у частной, и у общественной собственности есть как сторонники, так и противники? Какие аргументы в защиту собственного мнения они используют? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из медицинской практики.

5. Какие формы собственности лучше всего подходят учреждениям здравоохранения, аптечным организациям? Объясните свою точку зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: