Рыночный механизм и его элементы

Бесперебойное функционирование рыночной экономики обеспечивает рыночный механизм. Независимо от конкретной модели или типа рынка он основан на взаимодействии четырех элементов – факторов рыночного саморегулирования, которыми являются спрос, предложение, цена, конкуренция. Охарактеризуем каждый из элементов рыночного механизма.

Спрос. В первую очередь он связан с потребителями, точнее – с их желаниями и потребностями. Спрашивая на рынке определенные товары, приобретая их, потребители удовлетворяют собственные нужды. Однако спросом является не всякая, а платежеспособная потребность: цена на товар и доход потребителя всегда ограничивают объем покупок. Таким образом, спрос есть желание и способность покупателей приобрести данное количество товара по данной цене, в данное время. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов покупателей.

Спрос на конкретный товар определяется рядом факторов: ценой товара, доходом покупателей, их вкусами и модой, ценой на другие, сопряженные товары или товары-заменители… Важнейшим из перечисленных факторов является цена. Обычно, для упрощения анализа, предполагают, что доходы, вкусы и другие неценовые факторы в течение исследуемого периода не меняются, и только цена товара влияет на масштабы спроса.

Исследования показывают: при данных доходах и неизменном вкусе потребители предъявляют больший спрос на товар, если его цена снижается, и наоборот – потребители станут меньше покупать данного товара, если цена на него растет. Отрицательная (обратная) связь между ценой и величиной спроса была названа законом спроса. Его доказательствами служат реальные факты: снижение цен непременно увеличивает число покупателей; снижение цен расширяет покупательную способность потребителей – на меньшую сумму денег можно купить больший объем товара; насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать товар только по более низкой цене.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис.5), который называется кривой спроса (кривая D):

Когда изменяются неценовые факторы, количество товаров, которые покупатели желают приобрести, при каждой конкретной цене меняется. Следовательно, меняется и весь спрос: кривая спроса сдвигается (рис.6). Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается вправо (D – D1), а если падает – влево (D – D2). Цена при этом (Р1) остается неизменной.

Закон спроса отражает направление изменения цен и объема спроса. Но предпринимателю важно знать не только направление, а также и то, на какую величину происходят данные изменения, ведь от этого напрямую будут зависеть его доходы. Здесь помогает знание эластичности спроса. Предположим, что хлеб подорожал в 2 раза. Величина его потребления, конечно, изменится, но незначительно (без хлеба нельзя), и уж точно не на 100%. А если при неизменных доходах вдвое подорожают автомобили? Согласно наблюдениям, количество продаваемых автомобилей сократится при таком ценовом сдвиге примерно на 250-400%. Реакция потребителей окажется гораздо более сильной, чем в случае с хлебом.

Эластичность спроса – это мера его реагирования на изменение таких факторов, как цена товара, доходы потребителей, цены других товаров. Соответственно различают ценовую эластичность спроса, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Рассмотрим более подробно ценовую эластичность спроса (рис.7), отражающую степень чувствительности потребителей определенного товара к изменению его цены.

Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, спрос на товар будет гибким, эластичным (на рис.7 – кривая D1). Если же существенные изменения в цене приводят лишь к небольшому изменению в количестве покупок, спрос на товар будет жестким, неэластичным (на рис.7 – кривая D2). Степень ценовой эластичности спроса измеряют посредством коэффициента эластичности спроса (Ed):

Процентное изменение спроса + – ∆Q ∆Р ∆Q × Р

Ed = ––––––––––––––––––––––––––––– = –––: ––– = ––––––

Процентное изменение цены – + Q Р Q × ∆Р

Процентное изменение спроса определяется как отношение величины изменения количества спрашиваемой продукции (∆ Q) к первоначальной величине спроса (Q). Процентное изменение цены рассчитывается, как отношение величины изменения цены (∆ Р) к первоначальному значению цены (Р). В результате математических преобразований появляется приведенная выше формула расчета Ed.

Если Еd > 1, то спрос эластичен. К примеру, Еd = 2. Это значит, что однопроцентное изменение цены приводит к двухпроцентному изменению спроса. Если Еd < 1, то спрос неэластичен. Например, Еd = 0,3. Это свидетельствует о том, что однопроцентное изменение цены приводит к 0,3-процентному изменению спроса. При Еd = 1 мы столкнемся с единичной эластичностью спроса – с ситуацией, когда однопроцентное изменение цены приводит к однопроцентному изменению спроса.

Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости – например, хлеб. Спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, поэтому при увеличении объема производства в сельскохозяйственном секторе снижаются не только цены, но и суммарная выручка производителей. Сама специфика спроса на товар будет диктовать необходимость государственного вмешательства в данную отрасль, иначе производителям будет невыгодно заниматься сельским хозяйством. Неэластичным будет и спрос на жизненно необходимые лекарственные препараты – инсулин, кардиомагнил, гипотензивные средства и т.д. Спрос на предметы роскоши, напротив, будет эластичным: небольшое подорожание золота или меховых изделий, которые и сами по себе являются не самыми дешевыми товарами, приведет к резкому сокращению спроса на эту продукцию. На примере лекарственных препаратов – эластичным является спрос на биодобавки, витамины и т.п.

Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются: необходимость в конкретном товаре; наличие у товара заменителей (чем их больше, тем эластичнее будет спрос); удельный вес цены товара в доходе потребителя (чем выше доля дохода, идущая на покупку товара, тем выше эластичность спроса); фактор времени (чем больше времени нужно потребителю для принятия решения о покупке, тем больше эластичность спроса). Для примера проанализируем реакцию потребителей на рост цен на бензин. Сначала эта реакция будет незначительной, и спрос на бензин будет оставаться большим. Но с течением времени часть автолюбителей перейдет на газ, другие приобретут малолитражные, более экономичные машины, и эластичность спроса на бензин поднимется.

В детальном изучении спроса в первую очередь заинтересованы производители конкретных товаров и услуг: это знание помогает им выработать оптимальную стратегию рыночного поведения и подготовиться к проблемам, которые ставит перед экономическими субъектами хозяйственная практика.

Предложение. Это количество товаров и услуг, которое производители готовы продать (произвести и реализовать) по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.

На предложение, как и на спрос, оказывают влияние многие факторы, но и здесь решающим из них будет цена: чем она выше, тем больше и предложение товара, и наоборот – чем ниже цена, тем, соответственно, меньше будет и предложение. Данная зависимость называется законом предложения. Его реальность доказывается следующими фактами: повышение цены увеличивает число производителей и продавцов; цена товара должна окупать затраты на его изготовление и приносить прибыль, иначе никто данный товар производить не будет; на дополнительные единицы продукта необходимо устанавливать более высокие цены, так как их производство требует дополнительных издержек.

Прямая зависимость между ценой и величиной предложения изображается графически в виде кривой предложения (на графике – кривая S). В отличие от кривой спроса, она имеет восходящее и вогнутое очертание (рис.8):


Рис.8.

Кривая

предложения

Рис.9.
Сдвиг кривой
предложения

Рис.10.
Эластичность предложения


Кроме цены, на объем предложения влияют: технологии производства (если вводятся более совершенные технологии производства, то снижаются издержки, выпускается больше продукции, значит, увеличивается предложение); цены на экономические ресурсы (дешевое сырье дает возможность снижать издержки на его приобретение, закупать его в большем количестве, что ведет к увеличению выпуска товаров); налоги и субсидии, предоставляемые государством (повышение налогов ведет к снижению предложения, субсидии и льготы, наоборот, приводят к расширению производства товаров и услуг); количество товаропроизводителей (чем их больше, тем больше товаров на рынке) и т.д. Неценовые факторы способны сократить или увеличить количество предлагаемого на рынке товара (рис.9): сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов влево и вверх (S – S1) говорит о сокращении предложения; сдвиг кривой предложения вправо и вниз (S – S2) свидетельствует о его увеличении.

Предложение, как и спрос, характеризуется эластичностью – мерой реагирования производителя к изменению цены на товар (рис.10). Эластичность предложения зависит от целого ряда факторов: от условий хранения товара (его способности к длительному хранению и от самой стоимости хранения товара – товар, который не может храниться, обладает низкой эластичностью, то же относится и к продукции, хранение которой стоит дорого); от особенностей производственного процесса(предложение товара будет эластичным, если производитель может достаточно быстро расширить производство при повышении цены на товар или переключиться на выпуск другой продукции при понижении цены на него); от времени (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены на товар – требуется время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование и сырье для расширения производства, или наоборот: уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом и т.д. при сокращении производства).

Предложение неэластично, если процент его изменения меньше, чем процент изменения цены. Другими словами, при резком изменении цены предложение почти не меняется или меняется незначительно (на рис.10 – кривая S1). Предложение эластично, если даже небольшое изменение цены (ее повышение или понижение) вызывает резкое увеличение предложения или его сокращение (на рис.10 – кривая S2).

Выделяют три периода эластичности предложения: мгновенный (краткосрочный), среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии мгновенно изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочном периоде предприятие способно повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна полная перестройка производства, замена старого оборудования на новые, технически более совершенные мощности. В долгосрочном периоде эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочном периоде оно абсолютно неэластично.

Равновесная цена. Рыночное равновесие. Ни спрос, ни предложение не действуют на рынке сами по себе, обособленно друг от друга. Покупатели приходят на рынок, чтобы приобрести желаемый товар, производители (сами или через продавцов) – чтобы реализовать, продать изготовленную продукцию. Сделка, на которую рассчитывает каждый участник рыночных отношений, произойдет только при условии взаимодействия покупателя и продавца, при условии взаимодействия спроса и предложения.

Совместим в одной системе координат (рис.11) два графика: возможная цена покупок отражается кривой спроса (D), возможная цена продаж – кривой предложения (S). По отдельности ни одна кривая не отражает действительную цену на товар. Только пересечение обеих кривых даст реальную ситуацию, сложившуюся в данный момент на рынке, а именно: товаров было куплено ровно столько, сколько производителям при сложившейся цене было выгодно предложить. Эта ситуация в экономической науке называется ситуацией рыночного равновесия, а точка равновесия (на рис.11 – точка Е) есть не что иное, как реальная рыночная цена товара (Ре): в ней величина спроса (D) равна величине предложения (S).

Если цена на рынке установится ниже цены равновесия, претендовать на покупку товара будет много покупателей. Возникает избыточный спрос и соответствующая ему ситуация рыночного дефицита. Она подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует платить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукции. Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара. Если же цена установится выше цены равновесия, возникнет ситуация затоваривания рынка, т.к. на покупку товара по высоким ценам будут способны только самые состоятельные потребители. Избыточное предложение будет побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Снижающиеся цены подскажут фирмам необходимость сокращения ресурсов, затрачиваемых на производство данного товара, и привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Таким образом, автоматически следующее за изменением цен соотношение спроса и предложения координирует независимые действия хозяйствующих субъектов рынка. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

Возможны четыре варианта взаимодействия рыночного спроса и предложения: спрос на товар возрастает – его кривая сдвигается вправо; спрос на товар уменьшается – его кривая сдвигается влево; возрастает предложение на товар – его кривая двигается вправо; предложение на товар уменьшается – его кривая двигается влево. Исходя из этого, сформулируем четыре правила взаимодействия спроса и предложения, пользуясь которыми можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения:

1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров.

2) сокращение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров.

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом. Цена любого товара формируется согласно закону равновесия спроса и предложения. В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.

Конкуренция. Рынок предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, а значит, и наличие многочисленных противоречий между хозяйствующими субъектами. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции – нет и рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т.е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам, а чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.

Важнейшим средством достижения этой цели является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за совершенствование условий производства, за технический прогресс, за незамедлительное использование в хозяйственной деятельности достижений науки и техники. Здесь действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах: оказывается оправданным и экономически необходимым поиск и использование более дешевого сырья и материалов, применение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.

Действенным средством внутриотраслевой конкуренции является качество продукции и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то сбыт товара ей обеспечен, даже если он продается дороже. Именно благодаря высокому качеству продукция ряда ведущих фирм завоевала рынок автомобилей, электронной техники, фото- и киноматериалов практически во всех странах мира. При этом не требуется специальных административных признаний качества продукции («знак качества» в СССР), все гораздо лучше делает конкуренция.

Другой вид конкуренции – межотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Ее положительный эффект проявляется в том, что каждый предприниматель тщательно оценивает результаты своей деятельности. Главный критерий такой оценки – норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами. В различных отраслях по многим причинам она является неодинаковой. У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. Средство для этого – перепрофилирование своих предприятий или смена акций одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит перелив капитала, а вместе с ним – и перелив рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства, подпитывающую капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, и, следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объема производства.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует: от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную. Совершенная (чистая) конкуренция возникает в условиях, когда на рынке существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы эту продукцию приобретать. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Вступление новых фирм в отрасль не встречает препятствий или ограничений – вход и выход из отрасли абсолютно свободен, нет и ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике, используемой в производстве и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для нее характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Разновидностями несовершенной конкуренции являются такие ее модели, как монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями. Здесь развита неценовая конкуренция: существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми (шоколадные батончики «Марс» или «Сникерс», пластиковые окна компаний «Смарт-ОКНО» или «ПВХ-Сибирь» и т.д.). Отсюда и название этого вида конкуренции, означающее не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.

Противоположностью совершенной (чистой) конкуренции является монополия (от греч. «monos» – один и «poleo» – продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. «monos» – один и «opsonia» – закупка). В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (рынок вооружений).

Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей стран с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. «oligos» – немногий и «poleo» – продаю). Данный вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (например, автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль здесь, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами, основная цель применения которых заключается в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции и не допустить, чтобы одни из них подавляли другие виды и тем самым ослабляли совокупные позитивные результаты конкуренции.

Особенно важно в условиях рынка установить пределы господства монополий. В ряде стран это стало крайне необходимым еще в конце XIX века. Так, в 1890-1950гг. в США были приняты антимонопольные законы, ужесточавшие меры, направленные на ограничение недобросовестной конкуренции, минимизацию ущерба, наносимого монополиями немонополизированным предпринимателям. Сегодня в США существует порядок: если фирма контролирует 60% рынка какого-либо товара, она попадает под государственный контроль, направленный на преодоление недобросовестной конкуренции; при захвате 90% рынка компания-монополист подлежит безусловному разукрупнению.

Ограничительные антимонопольные нормы существуют и в других рыночных государствах. В Германии одна фирма имеет право контролировать не более 1/3 рынка какого-либо товара, две-три фирмы – не более 1/2, четыре-пять фирм – не более его 2/3. Картельные соглашения допускаются только с разрешения государства. Во Франции создан Совет по конкуренции с правом расторгать картельные соглашения и налагать штрафы за нарушения антимонопольных правил. Частные монополии запрещены и в Японии: никто не имеет права приобретать свыше 10% акций одновременно в двух и более компаниях, если это ограничивает их конкуренцию.

Проблема преодоления монополизма, доставшегося от СССР, является чрезвычайно острой и для современного российского рынка. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый еще в 1991г., явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. В отечественном антимонопольном законодательстве определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйственного субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более (в ряде случаев – 35% и более). Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным, закон запрещает таким хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением на рынке.

Антимонопольное законодательство ориентировано на пресечение недобросовестной конкуренции, предупреждение монопольных и олигопольных слияний. К тем, кто злоупотребляет своим доминирующим положением, предусмотрены меры воздействия вплоть до принудительного разделения хозяйствующих субъектов. Рыночную ситуацию внимательно отслеживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Одним из важных методов ограничения действий монополий является контроль над ценами на продукцию этих предприятий.

Один вид конкуренции может отличаться от другого и по средствам ведения конкурентной борьбы. В этом смысле различают конкуренцию ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела, конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль, или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента. В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам: улучшение качества продукции, сервисное обслуживание, организация выставок и ярмарок выпускаемой продукции, реклама и т.п.

В практике рыночных отношений также различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестной называется конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией подразумевается технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.д.

Являясь необходимым элементом рыночного механизма, именно конкуренция придает рыночной экономике те признаки и черты, которые выгодно отличают эту экономическую систему от всех других. Конкуренция заставляет предпринимателей учитывать малейшие изменения во вкусах потребителей и моде, расширять ассортимент выпускаемых товаров и услуг, полнее удовлетворяя при этом растущие потребности реально живущих людей. Конкуренция побуждает производителей к поиску действенных способов снижения издержек производства, внедрению технических новшеств и технологий, улучшению качества производимой продукции. Все это и вынуждает принимать серьезные меры в защиту и поддержку конкурентной среды. Чем больше конкуренции, тем совершеннее и сам рынок, тем ближе он к идеальной модели, способной эффективно удовлетворять потребности людей, обеспечивать высокий уровень их жизни, что является конечной целью и результатом функционирования любой экономической системы.

Уникальная взаимосвязь и взаимодействие четырех рассмотренных факторов и образует механизм функционирования рынка. Его по праву называют «сердцем рынка», т.к. именно он осуществляет координацию всех независимых друг от друга индивидуальных решений и покупателей, и продавцов конкретных товаров и услуг. Он обеспечивает не только доведение самостоятельных решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, но и увязку этих решений между собой.

В потенциальном хаосе рынка рыночный механизм наводит порядок, прежде всего, через цены, которые выступают сигналом, информирующим об условиях, сложившихся на рынке, и для потребителей, и для производителей конкретной продукции. Цены служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой товар, преследуя частный интерес. Именно через цены суммируются и «балансируются» бесчисленные индивидуальные экономические решения. Сами же цены есть результат взаимодействия спроса и предложения, их свободной игры в условиях конкуренции.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой рыночный механизм? Почему его называют «сердцем рынка»?

2. Какие факторы определяют спрос и предложение на рынке медицинских услуг, на фармацевтическом рынке? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами.

3. Что является причиной дефицита и затоваривания рынка? Дайте соответствующие пояснения применительно к рынку медицинских услуг или фармацевтическому рынку.

4. Что такое рыночная конкуренция? Какие ее формы, виды, модели можно наблюдать на рынке медицинских услуг, на фармацевтическом рынке? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

5. Какова роль конкуренции в рыночной экономике? Почему она является атрибутом (неотъемлемым признаком) рынка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: