Формы и виды предпринимательства

Самое краткое и ёмкое определение рыночной экономики – «экономика свободного предпринимательства». Данный факт не случаен: именно предпринимательская деятельность в наибольшей степени выражает свойства рынка и сущность рыночных отношений.

Законодательство определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленную на получение прибыли.

Получение прибыли, нацеленность на коммерческий успех от начатого дела путем совершения выгодных сделок – это один из наиболее ярких и характерных признаков предпринимательства. Человек, который вырастил овощи для себя и семьи, построил дом, в котором живет, или покупает товары на рынке для собственного потребления, предпринимателем не является. Но если частное лицо или организация извлекает больше, чем необходимо для собственного потребления, обменивает и продает излишки, тогда с уверенностью можно сказать, что оно занимается предпринимательством.

Не менее важными признаками предпринимательства также являются:

- самостоятельность, основанная на неограниченном владении, пользовании и распоряжении средствами производства;

- мобильность и динамичность – предприниматель часто сталкивается с непредсказуемыми, непредвиденными ситуациями, которые требуют от него решительных действий, предельной собранности и динамизма;

экономическая свобода – свобода поиска и выбора способов экономических действий, что предопределено самой природой рыночных отношений;

- ответственность за исход дела – предприниматель не может переложить свою ответственность (материальную, финансовую) на государство или партнеров по бизнесу, гарантом в делах служит его имущество или капитал;

- риск, связанный как с успехом, так и с потерями в бизнесе: конъюнктура рынка часто непредсказуема, она и учит предпринимателя рисковать.

Предпринимательство является общедоступным видом деятельности – по закону предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин, психологически предрасположенный к предпринимательской деятельности. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации.

В хозяйственной практике предпринимательство представлено самыми разнообразными видами и формами: формы напрямую связаны с субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, виды – с объектами, видами самой хозяйственной деятельности, которую ведут предприниматели.

Одной из наиболее распространенных форм предпринимательской деятельности является частное предпринимательство, представленное как индивидуальными предпринимателями (фермерами, владельцами магазинов, ресторанов, мастерских и т.п.), так и коммерческими организациями, когда совместно действуют уже двое и более хозяйствующих субъектов. В хозяйственной практике коллективное предпринимательство представлено партнерскими предприятиями (совместный бизнес ведут несколько предпринимателей – как правило, это предприятия малого и среднего бизнеса) и корпорациями (крупными коллективами, акционерными обществами).

Субъектом предпринимательства может выступать и государство. В этом случае формой предпринимательской деятельности будет государственное предпринимательство. На международном уровне и частное, и государственное предпринимательство представлено многонациональными компаниями, концернами, консорциумами, корпорациями. К ним относятся те предприятия, которые зарегистрированы более чем в одной стране, и их акции котируются на всех или многих фондовых биржах.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и содержанию операций, а также по способам их осуществления. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Но он также может приобретать и готовые товары, а затем перепродавать их потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Исходя из фаз воспроизводственного цикла, с которыми связана любая экономическая деятельность, выделяют следующие виды предпринимательства:

производственное предпринимательство – распространяется, в основном, на производство и потребление товаров и услуг;

коммерческое предпринимательство – распространяется на обмен, распределение и потребление уже готовых товаров;

финансовое предпринимательство – распространяется на обращение, обмен не самих товаров, а их денежного выражения, или стоимостей.

Каждому виду предпринимательской деятельности присущи определенное «поле» деятельности, подходы к организации и проведению работ, методы хозяйствования. Полем деятельности производственного предпринимательства служат производственные предприятия и организации, где предприниматель непосредственным образом организует производство товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Производственная функция – превращение сырья и других материалов в продукцию (товары и услуги), пригодную для продажи клиентам предприятия, – является определяющей в данном виде предпринимательской деятельности, другие же сопровождающие функции (сбыт продукции, ее реклама и т.д.) играют здесь вторичную роль, дополняющую основную.

Производственное предпринимательство предполагает ряд последовательно осуществляемых этапов хозяйственно-организационной деятельности. Сначала предприниматель осознанно избирает вид деятельности: швейное производство, строительство дорог, оказание медицинских услуг. Затем разрабатывается бизнес-план, который содержит описание целей и задач предпринимательской операции, ее масштабы, сроки, ожидаемую прибыль, а также характеристику предпринимательского продукта – тех товаров и услуг, которые будут в итоге представлены потребителю. Разработка бизнес-плана должна сопровождаться расчетами всех затрат, определением необходимого ресурсного обеспечения и выявлением результативности операции.

План призван обосновать эффективность и целесообразность проведения бизнес-операции с экономических и социальных позиций. В нем учитываются и такие аспекты, как повышение престижа предприятия, рост его экономического потенциала, анализ благоприятных и неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности и связанных с ними доходов и потерь. После разработки бизнес-плана предприниматель вступает в контакт с потенциальными покупателями товаров, заключает соглашения и оформляет юридические контракты.

Второй этап производственного предпринимательства – организация самого процесса производства. Представим его в виде схемы (рис.17):


Рис.17. Схема производственного процесса

Все вовлеченные в процесс производства ресурсы (в том числе, кредит) в денежном выражении составляют «ввод». В рассматриваемом примере он равен 100 000 руб. Выручка (вывод) за реализованную продукцию составила 120 000 руб. Из нее предприниматель должен вычесть (т.е. возместить) все затраты и получить доход. Для предпринимателя, занимающегося производством, доходом является прибыль.

В хозяйственной практике различают валовую (общую) прибыль и остаточную (чистую) прибыль. Валовая прибыль – денежная сумма, которая остается у предпринимателя от выручки после оплаты им всех затрат, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется путем вычета из валовой прибыли налогов, отчислений, штрафов и других аналогичных выплат. На примере (рис.17) определим валовую и остаточную прибыль, если налоги и штрафы составили 2 000 руб. Валовая прибыль предпринимателя составит: 120 000 (выручка) – 100 000 (издержки производства) = 20 000 руб., соответственно, остаточная прибыль составит 18 000 руб.

Эффективность производственного предпринимательства обычно оценивается нормой прибыли или рентабельностью: рентабельность = остаточная прибыль: полные издержки × 100% (в нашем случае она составила 18 000: 100 000 × 100% = 18%)

Исходя из финансовых позиций, в российской практике производственное предпринимательство принято считать целесообразным, если сделка (бизнес-проект) предполагает годовую прибыль в размере 15-20%.

Производственное предпринимательство играет важную роль в национальной экономике – вся продукция производственно-технического назначения, товары массового потребления создаются субъектами производственного предпринимательства. От его развития зависит экономический рост страны и уровень благосостояния ее граждан.

Допустимым в хозяйственной практике является необязательное производство всех видов товаров в одной отдельно взятой стране. Международная специализация производственных предприятий, экспорт (импорт) товаров в другие страны решают проблему «недостающего производства». Однако этот процесс не так уж и прост. Специализация и рост объемов производства определенных товаров на основе новейших технологий приводит к сокращению издержек, повышению качества выпускаемой продукции. Отечественным товарам сегодня трудно конкурировать с зарубежными аналогами – предприниматели, занимающиеся торговлей, отдают предпочтение, прежде всего, импортным товарам.

Производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для его развития. Существующий риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Его развитие сдерживается и труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения: произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. До революции в нашей стране активно развивался купеческий бизнес. Коммерческое (торговое) предпринимательство достаточно высокими темпами развивается и в современной России. Его сутью являются товарно-денежные операции и сделки по купле-продаже (перепродаже) товаров и услуг.

Общая схема коммерческого предпринимательства во многом аналогична схеме производственной предпринимательской деятельности. Принципиальное отличие состоит в том, что коммерческий предприниматель не имеет дела с производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. Он выступает посредником между производителями и потребителями (покупателями) товаров и услуг. Это экономически выгодно производителю: не надо самому выходить на рынок, изучать его конъюнктуру, иметь дополнительные издержки обращения и т.п. – коммерсант это делает с большим эффектом и с меньшими затратами. От хорошо налаженной торговли выгоду получает и потребитель.

Программа коммерческой сделки обычно включает: найм работников; приобретение товаров для продажи; содержание или найм помещений, складов, баз; получение и оплату посреднических услуг; привлечение денежных средств в кредит по мере необходимости; получение информации по сделкам, о рынке; реализацию товаров покупателю и получение выручки; выплату налогов и платежей и, в конечном счете, получение дохода (прибыли). Здесь также большое значение имеет хорошо разработанный бизнес-план.

Коммерческая сделка в практике многих стран считается целесообразной, если она обеспечивает чистую прибыль не менее 20-30% от затрат или денежной выручки. Такое жесткое требование обусловлено высоким уровнем риска, характерным для коммерческих сделок.

Одним из важнейших видов современного предпринимательства является финансовая деятельность, где объектом купли-продажи является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. При переходе к рыночной экономике в России стал быстро формироваться финансовый рынок. Его агентами являются коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации, а также отдельные граждане – предприниматели, что разрешено законом РФ.

Данный вид предпринимательства предполагает анализ финансового рынка и маркетинговую деятельность, связанную с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг. Важным этапом финансового предпринимательства является эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций, кредитных билетов, сертификатов, векселей), которые предприниматель продает или размещает на определенных условиях в качестве финансового товара – в этом и заключается суть его деятельности.

Основная, завершающая часть финансовой сделки – продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю: конечному потребителю или другим предпринимателям, занимающимся их перепродажей (биржам, коммерческим банкам и т.д.). В итоге предприниматель-финансист получает денежную выручку, достаточную для покрытия всех расходов и получения дохода в виде процента от совершенной сделки.

Практика финансового предпринимательства в странах с развитой экономикой показывает, что финансовая сделка будет целесообразной, если при ее продолжительности, исчисляемой сроком меньше, чем один год, расчетная чистая прибыль составит не менее 3-5% от объема сделки (денежной выручки). Для более долговременных операций процент повышается до 10-15%.

Нередко самостоятельными видами предпринимательской деятельности считают посредническое и страховое предпринимательство.

Посредническим называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли связующего звена в товарно-денежных операциях. Посредник – лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сам таковым не являющийся. Он может вести предпринимательскую деятельность самостоятельно, а также выступать на рынке от имени и по поручению производителей и потребителей. В качестве посредников часто выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому при осуществлении сделок предприниматель устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска. Главная задача посредника – соединить заинтересованные во взаимной сделке стороны, оказать услугу каждой из сторон, за что он и получает прибыль от проведенных операций.

Смысл страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель за определенную плату при заключении договора страхования, в соответствии с договором и законодательством, гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия (потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и т.д.). Предприниматель получает гарантированный страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах.

Поскольку вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. Страхование является одним из наиболее рисковых видов предпринимательства. В то же время, организация страховой деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Как видим, осуществление любого вида предпринимательской деятельности связано с риском. Риск – не только важнейший признак предпринимательской деятельности, но и ее обязательное условие, вне которого предпринимательство не представляется возможным. В рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции учат правилам хозяйствования при наличии неопределенности, непредвидимости, непредсказуемости конъюнктуры рынка, поведения конкурентов и потребителей. Задача предпринимателя – не избегать, а уметь предвидеть и оценить степень риска, стремиться снизить его до возможно более низкого уровня.

Мерами, способными уменьшить предпринимательский риск, являются резервирование (создание запасов), а также страхование риска. В Японии и США объем страховых взносов составляет около 10% от ВНП. На Западе страхуют от любых непредвиденных случаев. Собирая взносы, страховые компании создают специальные фонды, которые используются теми, кто пострадал в данный период. Это позволяет предпринимателям смелее вкладывать капитал в развитие производства, во внедрение новых моделей продукции, техники, технологий. Экономика в этом случае развивается более стабильно и эффективно.

В случаях риска, обусловленного ненадежностью контрагентов предпринимательских операций, заключению договора должно предшествовать изучение экономического состояния и практики деятельности лиц, с которыми договоры заключаются. Во многих ситуациях риск удается уменьшить, разделив его с гарантом, если такого удается найти. Уменьшению риска неплатежей способствует получение задатка, предварительная оплата заказа. Широко распространенным способом снижения риска предпринимательской деятельности является и диверсификация производства – расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта, освоение новых производств с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности, получения дополнительной экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Несмотря на риск, присущий хозяйственной деятельности, многие предприниматели успешно работают в условиях рыночной экономики и неопределенности внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: