Предприятие (фирма) в системе предпринимательства

Наиболее распространенной типовой формой организации хозяйственной деятельности является предприятие, первичное звено в общей системе национальной экономики. Из взаимодействия подобных звеньев складывается хозяйственная жизнь страны в целом. Предприятия производят основную массу товаров и услуг, удовлетворяющих насущные потребности населения и производства. Именно предприятие является главным, центральным объектом исследования на микроэкономическом уровне.

Предприятие – понятие емкое и многостороннее. Представление о предприятии во многом зависит от типа экономической системы. Так, в условиях плановой экономики в нашей стране предприятиями в основном считались государственные производственные учреждения, фабрики и заводы. В 1970-е годы наряду с ними в СССР стали создаваться более крупные организационные структуры, названные научно-производственными объединениями.

Поворот к рыночной экономике породил ряд организационно-правовых форм, которые не были свойственны плановой экономической системе – кооперативы, товарищества, акционерные общества. В России появились совместные предприятия. В качестве крупных интеграционных форм возникли концерны, ассоциации, консорциумы. Множеству рыночных названий, заимствованных из западной терминологии, не всегда было адекватно их фактическое содержание. Современные предприятия тесно и неразрывно связаны с предпринимательской деятельностью, выступают ее важнейшим инструментом и организационно-правовой формой.

Таким образом, предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляющий производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Чаще всего предприятие образует юридическое лицо, имеет собственное название и печать, а также расчетный счет в банке. Юридическое лицо – это организация, представляющая в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющая в распоряжении обособленное имущество, несущая имущественную ответственность, выступающая в качестве самостоятельного субъекта права в роли как истца, так и ответчика.

Термин «предприятие» характерен для российской экономической терминологии. В деловом и научном лексиконе западных стран наиболее близким его аналогом является термин «фирма», подразумевающий хозяйственную организацию, обладающую правами юридического лица и осуществляющую хозяйственную деятельность в целях получения дохода (прибыли). Этому определению соответствуют малые и крупные предприятия самого широкого профиля.

Близки по смыслу к понятию «предприятие» и более специальные термины «компания» и «корпорация». Компании – это предприятия широкого профиля, основанные на долевом участии вкладчиков. Корпорация представляет собой официально зарегистрированное, действующее как юридическое лицо объединение предприятий, организаций, физических лиц, в котором права собственности разделены между ними, как между акционерами. В качестве организационно-правовой формы хозяйствования корпорации доминируют в экономике США. Чаще всего они представлены акционерными обществами и компаниями. Для обеспечения населения услугами, которые не предоставляет частный бизнес, создаются государственные корпорации.

Экономика любой страны представлена огромным количеством самых разных, непохожих друг на друга предприятий. Для удобства экономического анализа их деятельности ученые классифицируют предприятия по ряду существенных признаков, что позволяет выделять их экономические и организационно-правовые формы.

Критериями для выделения экономических форм предприятий являются хозяйственные (экономические) признаки: размеры предприятия, характер его деятельности, отраслевая принадлежность, доминирующий фактор производства, количество видов производимой продукции, нацеленность на прибыль и т.п. Так, исходя из двух основных параметров, определяющих размеры предприятия – численности занятых на предприятии работников и объема производства (продаж) – все предприятия можно разделить на малые, средние и крупные. Деление это достаточно условно, в каждой стране данная градация имеет свои традиции. Например, в США до 80% предприятий считаются мелкими, т.к. на них работает до 100 человек. В европейских странах данные предприятия будут считаться средними и даже крупными.

Критерием для выделения организационно-правовых форм предприятий является их правовой статус, в основе которого лежит форма собственности. Правовая форма предприятия подразумевает комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Простейшая форма организации бизнеса – индивидуальное или семейное частное предприятие. Граница между данными организационно-правовыми формами хозяйственной деятельности условна. Иногда считают, что индивидуальное предпринимательство ограничивается использованием собственного труда, а само предприятие берет свое начало там, где привлекается, используется наемный труд. Обычно индивидуальное или семейное частное предприятие представляет собой собственность одного лица или общую долевую собственность членов семьи. Источником формирования имущества такого предприятия служат чаще всего собственное имущество, доходы гражданина и его семьи, накопленный или унаследованный капитал. Частному предприятию присваивается собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и фамилии собственника.

За редкими исключениями частные предприятия могут заниматься любыми видами хозяйственной деятельности. Опыт показывает, что частный капитал легче и эффективнее применяется в мелком производстве, небольших коммерческих предприятиях, в фермерской деятельности. Однако есть и примеры, когда частный капитал ведет крупный бизнес, владеет предприятиями, на которых трудятся тысячи работников.

В экономике современной России хозяйственные товарищества представлены полными товариществами и товариществами на вере (коммандитными товариществами). Основные признаки данной формы организации бизнеса: капитал товарищества является складочным – складывается из долей (вкладов) учредителей; товарищество должно иметь не менее двух учредителей; дела в товариществах ведутся по общему согласию.

Полное товарищество – это объединение физических и юридических лиц для ведения совместного хозяйства на основе заключенного между ними договора. Члены полного товарищества отвечают по его обязательствам всем своим имуществом. На солидарных началах они несут субсидиарную ответственность: когда имущества полного товарищества недостаточно для исполнения обязательств перед кредиторами, остаток долга покрывается всеми товарищами из своих средств поровну. Полное товарищество имеет фирменное название, под которым заносится в реестр собственников. Оно вправе вступать в договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами, принимает на себя и выполняет определенные обязательства, взаимодействует при необходимости с государственными органами. Члены полных товариществ непосредственно участвуют в управлении деятельностью и собственностью их предприятия.

Второй вид товарищества – товарищество на вере. В зарубежной практике его часто называют коммандитным. Оно также представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Принципиальное отличие товарищества на вере состоит в том, что только часть его членов несет полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в виде членов-вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам товарищества только своим учредительным вкладом. Отсюда еще одно название данной формы организации бизнеса – смешанное товарищество.

Товарищество на вере может оказаться привлекательным в качестве союза двух категорий лиц. Одни из них – не располагающие капиталом носители многообещающих замыслов, не опасающиеся ответственности и риска, готовые поставить на карту во имя перспективной идеи свое имущество. Другие – богатые, имеющие свободные деньги и готовые вложить их в доходное дело люди, не тяготеющие к предпринимательским хлопотам. Первые становятся действительными членами товарищества на вере, воплощающими свои идеи и реализующими способности на практике. Вторые выступают в роли членов-вкладчиков, субсидирующих общее дело.

В современной хозяйственной практике России широкое распространение получили общества с ограниченной ответственностью (ООО). Данной формой признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Учредители ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от ООО, ответственность учредителей общества с дополнительной ответственностью (ОДО) особая: по обязательствам общества они отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником при этом будет само общество. Но если его активов окажется недостаточно для расчетов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители в размерах, кратных уставному взносу. Кратность при этом определена учредительными документами.

Хозяйственное общество в любой форме (ООО или ОДО) представляет собой юридическое лицо, действует в соответствии с принятым его участниками уставом, имеет собственное наименование с обязательным указанием в нем организационно-правовой формы. Если в составе учредителей-участников общества есть юридические лица, они сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. В том случае, когда количество участников превышает предел, предусмотренный законом об обществе с ограниченной ответственностью, предприятие должно быть зарегистрировано как акционерное общество (АО).

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если акции предприятия распределяются среди заранее определенного круга лиц, предприятие регистрируется как закрытое акционерное общество.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) представляет собой объединение партнеров по делу, учреждается людьми и организациями, между которыми существует устойчивый, постоянный деловой контакт, осуществляется взаимодействие, наблюдается взаимная заинтересованность в успехе общего дела. В связи с этим ЗАО, как и ООО, наиболее пригодно для объединения предпринимателей и частных лиц, сотрудничающих между собой длительное время.

В тех случаях, когда у вновь образуемого предприятия много учредителей и требуется сформировать большой по абсолютной сумме уставный капитал, выпускаемые предприятием акции могут распространяться путем открытой подписки и свободной продажи. При этом распространение акций происходит без согласия других акционеров: покупателем акций может стать случайный человек, не обязательно из заранее определенного круга лиц.

Созданное таким образом предприятие является открытым акционерным обществом (ОАО). В результате приватизации государственной собственности наиболее крупные российские предприятия были преобразованы именно в открытые акционерные общества (РАО «Газпром», ОАО Сбербанк, Ростелеком и др.). По аналогии с ЗАО акционеры ОАО отвечают по его обязательствам только в пределах нарицательной стоимости принадлежащего им пакета акций, т.е. имеет место ограниченная ответственность членов АО.

Акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса: материально-вещественных и информационных, интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать на часть стоимости продаваемого имущества. Вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Таким образом, объекты прав собственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Акционер вправе сам распоряжаться только своей акцией как ценной бумагой, имуществом же распоряжается только общество в лице его представительных органов управления. Акционер способен влиять на использование имущества общества и его деятельности в целом, участвуя в управлении. Это право реализуется благодаря тому, что обыкновенная (непривилегированная) акция предоставляет возможность на собраниях акционеров голосовать за те или иные решения, избирать правление. При этом действует принцип «одна акция – один голос». Оказать существенное влияние на ход событий в АО можно, только имея солидный пакет акций, лучше всего – контрольный пакет.

Популярной формой организации бизнеса в России 1990-х годов был производственный кооператив. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом или ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Число его членов должно быть не менее пяти. По своей форме кооперативы имеют общие черты и с хозяйственными товариществами (субсидиарная ответственность), и с хозяйственными обществами (деятельность на основе устава с формированием органов управления). В отличие от последних, управление производственным кооперативом осуществляется по принципу «один человек – один голос», то есть влияние члена кооператива не зависит от величины его имущественного взноса. За рубежом кооперативы как форма организации бизнеса не распространены – они считаются малоперспективными.

В хозяйственной практике часто используются термины «малые предприятия», «малый бизнес». Так называют предприятия с небольшой численностью работников или с небольшим объемом хозяйственного оборота. Принципиально важно знать, что правовой формы «малое предприятие» не существует: это лишь термин, указывающий на размеры бизнеса. Малые предприятия могут создаваться в виде хозяйственных товариществ и обществ. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы для предприятия осуществляется его учредителями.

К государственным в первую очередь относят предприятия, в которых средства производства находятся в распоряжении государственных органов. Они выполняют государственные плановые заказы и имеют руководителя, назначаемого и смещаемого государственными органами в лице министерств, ведомств, комитетов. Близки к государственным муниципальные предприятия, подчиняющиеся муниципальным органам власти. Закон РФ определяет: государственные и муниципальные предприятия должны создаваться в форме унитарных предприятий.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество – оно считается неделимым и, находясь в хозяйственном ведении и оперативном управлении предприятия, является государственной (муниципальной) собственностью и не может быть разделено между работниками предприятия.

За рубежом нет прямого аналога отечественным государственным предприятиям. Там существует крайне ограниченное количество (до 2%) бюджетных, ведомственных предприятий (они не имеют хозяйственной самостоятельности, целиком финансируются государственным бюджетом и не платят налоги), а также значительное количество предприятий, в которых основная часть акционерного капитала принадлежит государству (в основном это общественные корпорации и смешанные АО с господством государственного капитала). Государственное предпринимательство наиболее широко представлено в отраслях народного хозяйства, имеющих ключевое значение для функционирования всей экономической системы и требующих весомых капиталовложений.

Наряду с государственными и частными предприятиями, преследующими цель получения прибыли (т.е. коммерческими предприятиями), в экономической системе существуют и некоммерческие предприятия – благотворительные фонды, общественные организации, бесприбыльные корпорации, которые финансируются их собственниками, коммерческими структурами, спонсорами. Некоммерческие организации могут быть и самостоятельными, зарабатывая средства, получая доходы лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения уставных целей. Они могут вести коммерческую деятельность, но обращают все свои доходы на некоммерческие цели. Согласно Гражданскому кодексу РФ прибыль, полученная некоммерческим предприятием, не может быть распределена среди его участников, а должна быть направлена на цели его основной деятельности. Например, если средняя школа (некоммерческая организация) сдает помещение в аренду, то прибыль от аренды может быть потрачена на ремонт школьных помещений, совершенствование учебного процесса, но не на дополнительное потребление.

Широкое распространение сегодня получают ассоциативные формы экономической деятельности – объединение предприятий разного вида в союзы, ассоциации. Они создаются на договорной основе для координации деятельности, а также в целях представительства и защиты общих интересов и обычно не ставят в качестве своей основной цели извлечение прибыли. Именно поэтому ассоциации не являются коммерческими организациями. Если у участников ассоциации возникает решение о ведении какой-либо хозяйственной деятельности, существуют альтернативы: преобразовать ассоциацию в хозяйственное общество или товарищество; создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

К числу ассоциативных организационно-хозяйственных форм предприятий рыночного типа относятся концерны, консорциумы, тресты, синдикаты, картели, хозяйственные ассоциации. Главный принцип их образования – добровольность вхождения предприятий, которые сохраняют права юридических лиц и могут по своему желанию выходить из ассоциации на условиях, предусмотренных уставом. При этом сохраняется их ответственность по обязательствам перед партнерами по ранее заключенным договорам. Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.

В хозяйственной практике встречаются и специфические формы организации предприятий:

1. Оффшорными называются иностранные компании, созданные специально для работы за рубежом. Правительства ряда стран, заинтересованные в получении доходов от оффшорного бизнеса, разрешают открывать в их стране оффшорные организации и предоставляют им определенные льготы, наличие которых и побуждает создавать оффшоры с правом работы только за рубежом.

2. Корпорации могут доверять управление своим имуществом и ценными бумагами другим фирмам и организациям. Учреждения, получившие право на доверительное управление, называют траст-компаниями. Наряду с фондами, переданными такой компании по доверенности, она может обладать и собственными средствами.

3. С целью сочетания крупного и мелкого предпринимательства создаются смешанные организационные формы. Чаще всего предприятие-изготовитель товаров или просто крупная фирма (франчайзер) вступает в соглашение с небольшой фирмой (франчайзи), которая принимает на себя обязательство продажи товаров франчайзера или оказание ему услуг. Ведущее положение в такой форме сотрудничества, именуемой франчайзингом, занимает крупная фирма, которая выдвигает условия малой фирме, скрепляемые договором. Примером таких отношений является деятельность российской компании «l-C», распространяющей компьютеризированную бухгалтерскую систему. В российской практике более известно и принято создание филиалов, дочерних предприятий крупных фирм. Такие фирмы обладают формальной юридической независимостью, но имеют тесные производственно-технологические и финансовые связи с основной, «материнской» фирмой.

4. Разновидностью предприятий являются и транснациональные корпорации (ТНК), представляющие собой крупнейшие объединения, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах мира. По составу своего акционерного капитала ТНК могут быть национальными и многонациональными. Как ТНК действуют сегодня гиганты автомобильной и химической промышленности, а также фирмы, производящие электронику.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, как создается новое предприятие. Разберем его на примере ООО. До недавнего времени группа учредителей, намеревающихся создать предприятие, начинала эту работу с составления учредительных документов: устава предприятия и учредительного договора– документа, регламентировавшего отношения между будущими владельцами предприятия (содержание самого договора, как и устава, регламентировалось ГК РФ). Учредительный договор отражал организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности создаваемого предприятия, его местонахождение и юридический адрес, определял величину уставного капитала, доли участников и правила передачи долей, основные принципы деятельности предприятия, органы его управления, вопросы распределения прибыли между учредителями, права и обязанности учредителей по отношению к предприятию, данные об учредителях и другие вопросы.

Содержание учредительного договора в значительной мере перекликалось с уставом, повторяло и дублировало его, однако, в отличие от договора, отражаемые в уставе вопросы рассматривались с точки зрения взаимоотношений между предприятием и государством, а не взаимоотношений между учредителями. Учитывая это, с 1.07.2009г. учредительный договор был переименован в «Договор об учреждении общества». Его заключают, если учредителей двое и больше: в нем стороны определяют свои обязательства. Договор перестал быть обязательным – единственным учредительным документом теперь является только устав.

Учредительные документы оформляются в нескольких экземплярах, подписываются учредителями, после чего подпись каждого учредителя на каждом экземпляре заверяется нотариально. Заверенные учредительные документы сдаются в Государственную регистрационную палату (ГРП) при Министерстве экономики РФ или в ее филиал в том районе, которому соответствует юридический адрес предприятия. Здесь документы проверяются, и если они не вызывают замечаний, предприятие регистрируется. ГК РФ запрещает отказывать в регистрации предприятий по причине нецелесообразности. Однако неграмотно составленные учредительные документы, пересечение названия предприятия с уже зарегистрированными в Госреестре и т.д. могут потребовать изменений в учредительных документах.

В результате прохождения документов через регистрационную палату они заверяются ее печатью и в заверенном виде выдаются учредителям. Это и есть первый экземпляр учредительных документов, который хранится в сейфе предприятия и представляется в банк, налоговую инспекцию, контролирующим органам. Рекомендуется в момент получения документов снять с них дополнительные копии и заверить их печатью регистрационной палаты – они будут иметь статус нотариально заверенной копии и могут понадобиться при постановке предприятия на учет в других инстанциях.

Помимо первых экземпляров учредительных документов регистрационной палатой выдается временное свидетельство о регистрации предприятия, необходимое для постановки на учет в налоговую инспекцию и открытия счета в банке. Хотя этот документ действует ограниченное время, в нем уже есть регистрационный номер, под которым предприятие значится в Госреестре. За это время предприятие должно изготовить печать и, если необходимо, штамп, встать на учет в налоговой инспекции, открыть счет в банке и внести туда уставный фонд полностью или частично в соответствии с организационно-правовой формой предприятия и требованием законодательства.

Налоговая инспекция контролирует постановку предприятия на учет и уплату взносов в основные фонды: Фонд социального страхования (ФСС) РФ; Фонд занятости населения; Пенсионный фонд (ПФ) РФ; Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Через установленный законом срок регистрационная палата выдает учредителю постоянное свидетельство о регистрации предприятия. К этому моменту предприятие должно иметь генерального директора и главного бухгалтера. Действуя на основании устава, генеральный директор составляет штатное расписание нового предприятия и заполняет образовавшиеся вакансии, принимая на работу наемных рабочих и служащих, после чего предприятие приступает к определенной уставом хозяйственной деятельности.

Доход от выполненных работ направляется на оплату материалов и оборудования, наемного труда, аренду помещения, выплату налогов и другие статьи расходов. При успешной деятельности предприятия после всех этих выплат остается чистая прибыль. Вопросами расходования прибыли, как и вопросами контроля деятельности дирекции предприятия, уполномочен заниматься совет учредителей, которому генеральный директор подотчетен.

В завершение общей характеристики предприятий как субъектов хозяйствования остановимся на проблеме банкротства предприятия. Термин «банкротство» в переводе с английского означает несостоятельность, провал, крушение планов и надежд, а также разорение, официальное признание неплатежеспособности. Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимают его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, заработной платы работников, услуг, включая неспособность обеспечивать обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Банкротство предприятия возникает чаще всего в связи с тем, что в течение длительного времени его расходы превышают доходы при отсутствии у него источника покрытия убытков. Официально предприятие становится банкротом после решения суда о его несамостоятельности как должника и неспособности расплатиться с кредиторами.

Если в суд с заявлением о несостоятельности обращается сам должник, банкротство считается добровольным. Если с заявлением в суд обращаются кредиторы, которым не возвращен долг, банкротство называется принудительным. Иногда фирмы идут на фиктивное банкротство с целью получения юридического основания для выполнения долговых обязательств.

По решению суда несостоятельное предприятие может быть реорганизовано. При этом ему дается срок для выхода из состояния банкротства, погашения долгов, а иногда оказывается необходимая помощь в этом. В определенных условиях возможна и ликвидация предприятия с продажей имущества для компенсации задолженности. При ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке: удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; производится расчет по выплате выходного пособия и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторскому договору; удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам обеспечения залогом имущества ликвидируемого юридического лица; погашается задолженность по обязательствам в бюджете и внебюджетных фондах; производится расчет с другими кредиторами, после чего оставшееся имущество предлагается учредителям предприятия.

После внесения данных в Государственный реестр юридических лиц ликвидация предприятия считается завершенной, а юридическое лицо признается прекратившим свое существование.

Контрольные вопросы

1. Являются ли тождественными понятия предприятие, фирма, компания? Аргументируйте свою точку зрения.

2. В каких случаях предприятие выступает субъектом, а в каких – объектом рыночных отношений? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

3. Каковы преимущества малых предприятий? Могут ли они конкурировать с крупными компаниями или призваны только их «обслуживать»?

4. В чем заключаются принципиальные различия между частными и государственными предприятиями? Применительно к медицине: каких предприятий в ней должно быть больше и почему?

5. Какие известные вам формы организации бизнеса лучше всего подходят для организации аптеки, медицинской фирмы? Свой ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: