double arrow

ПАСПОРТНЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ


Исследование закономерностей развития паспортно-визовой системы имеет большое значение с точки зрения изучения туризма как одной из развивающихся сфер рыночной экономики и как общественно-политического явления.

Интеграция российской паспортно-визовой системы в мировую, приближение ее к западным аналогам — вот цель, к которой мы должны стремиться в своей деятельности.

Для того чтобы в полной мере исследовать проблемы интеграции российской паспортной системы в мировую, необходимо уяснить понятия «паспорт», «паспортная система». Для этого, в свою очередь, нужно проследить путь возникновения и формирования исследуемой паспортной системы. Предметом изучения названного объекта выступает нормативно-правовая база деятельности паспортно-визовой службы в рамках российских и международных законодательных актов в сфере туризма.

Обратимся к истории возникновения паспортной системы и определим основные этапы развития паспортной системы в мире в целом и конкретно в России.

Затем предпримем попытку исследовать основные особенности и принципы формирования современной паспортно-визовой системы России и рассмотрим основные проблемы интеграции российского заграничного паспорта в мировую паспортную систему.




История возникновения паспортной системы

Паспортная система зародилась еще в XV в., а первенство в ее изобретении принадлежит Германии. Нужно было каким-то образом отделить честных путешественников, торговцев и ремесленников от огромного числа бродяг, разбойников и нищих, скитавшихся по Европе. С этой целью были введены особые документы, удостоверяющие личность. Позднее такие документы стали называться паспортамиI.

Постепенно значение паспорта возрастало. В XVII в. в ряде стран Европы вводятся особые паспорта для ремесленных учеников, появляются специальные паспорта для людей из стран, где свирепствовала чума. Эти паспорта так и называли «чумные».

Роль паспорта как средства «легчайшего нахождения лиц, опасных для государства», становится незаменимой и в революционные периоды. Например, изобретение, столь необходимое для аб­солютистской монархии, с удовольствием стала использовать революционная Франция конца XVIII в. И это несмотря на то, что слово «свобода» стояло первым в основном лозунге революции. Тогда, оправдываясь революционной целесообразностью, пришедшие к власти деятели ввели строгий запрет «всякой отлучке... без взятия установленного паспорта». С введением и укреплением этой системы возникло понятие «полицейское государство», которое жестко контролировало граждан. Последнее, вводя институт паспорта, преследовало две основные цели: полицейскую — облегчение поимки преступников и контроль «за подозрительными лицами в виде охраны государственной безопасности» и фискальную — взи­мание определенных сборов за паспорт.



Со временем многие государства стали вводить у себя паспорта. В том, что паспортная система явилась не столько благом, сколько тормозом, особенно на пути экономических связей, государства Европы смогли убедиться уже к середине XIX в. К этому времени все паспортные ограничения для передвижения были отменены в Германии, Дании, Испании, Италии и ряде других стран.

К концу XIX в. на смену паспортной системе в европейских государствах пришел так называемый легитимационный порядок, согласно которому гражданин не обязан иметь паспорт, а при необходимости его личность могла быть удостоверена другим документом. Паспорт становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу.

Важное значение для понимания современных интеграционных проблем мировых паспортных систем имеет тот факт, что в большинстве развитых стран давно пришли к выводу — паспортная система в традиционном, историческом ее понимании вступает в противоречие с основными правами и свободами личности. В связи с этим возник вопрос о целесообразности паспортной системы в современном мире. Негативная сторона паспортной системы очевидна: она идет вразрез с представлениями о правах человека. Отрицательные последствия паспортной системы сказываются не только на эволюции государственного либерализма, но и на самом государстве. Дело в том, что ограничение свободы передвижения человека является одним из тормозов экономического прогресса: неравномерное распределение рабочей силы делает невозможным поступательное развитие промышленности.



Слабая экономика, в свою очередь, делает хрупкой основу силового государства. Это обстоятельство стало сознаваться европейским законодательством с середины XIX в., к началу XX в. «паспортные стеснения» в ведущих европейских странах упрощаются до минимума, а в Англии и Швейцарии и вовсе уничтожаются. Паспорт становится не обязанностью, а правом лица, «желающего удостоверить свою самоличность» (система факультативной легитимации, существующая и поныне).

В США граждане для удостоверения своей личности чаще всего пользуются водительскими правами, но могут предъявить и другие документы, например кредитную карту, страховой полис.

В практике международного права процесс подтверждения личности при отсутствии паспорта называется легитимацией.

В США и странах ЕС в последнее время решено ввести новую форму удостоверения личности — электронный паспорт. На вид электронный паспорт будет похож на кредитную карточку, на которую наносятся установочные данные владельца: гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, теплометрия лица и пр.

Въезжающий турист помещает свой электронный паспорт на специальный сканер, соединенный электронной связью с единым компьютером, который моментально устанавливает его личность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в данную страну). Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.

Существует несколько видов паспортов, признающихся в международной практике официальными документами, удостоверяющими личность.

Паспорт почетного консула выдается правительствами ряда государств (Монако, Исландия, Сан-Марино, Турция, Австрия, Мальта, некоторые страны Латинской Америки) так называемым «друзьям своей страны», среди которых политические и общественные деятели, а также бизнесмены, оказавшие ей существенную помощь или спонсирующие крупные спортивные и иные мероприятия.

Аналогичная ситуация и с белизским паспортом. В соответствии с принятым в 1981—1985 гг. законом, государство Белиз (государство Британского Содружества в Центральной Африке) предлагает богатым инвесторам получить гражданство и паспорт.

Паспорт Ватикана во всех странах мира официально признается дипломатическим паспортом и выдается официальным католическим лицам в ранге не ниже кардинала.

Паспорт римского католического Ордена рыцарей Мальты выдается миссионерам и врачам, следующим к месту выполнения благотворительных акций и оказания помощи.

Камуфляжный паспорт (паспорт так называемой «исчезнувшей страны»), выданный страной, сменившей название (Британ- екая Гайана, Британский Гондурас, Бирма, Датская Гайана, Новая Каледония, Родезия, Занзибар, Британская Вест Индия, Нидерландская Ист Индия, Цейлон, Верхняя Вольта, Новые Гебриды). Срок действия такого паспорта — 10 лет.

До недавнего времени международное сообщество относило к камуфляжным заграничные паспорта российских граждан, оформленные на бланках СССР.

Возникновение и развитие паспортной системы в России

В России попытки установления контроля над передвижением коренного населения и иностранцев с помощью их регистрации путем выдачи паспортов и иных документов, идентифицирующих личность, отмечаются с XIII в. Тогда в Новгородских летописях впервые стали упоминаться проезжие грамоты.

Позже, когда возникла необходимость ограничения внутреннего передвижения значительной части населения, были введены новые документы идентификации личности, в том числе и паспорт. Причем вводились и соответствующие паспортные ограничения.

Государство открыло для себя определенные выгоды от введения паспортов. За годовой паспорт надо было заплатить немалую по тем временам сумму — 1 руб. 45 коп. Поэтому сбор паспортных пошлин приносил прямой доход государству.

Основные принципы паспортной системы в Российской Империи были установлены еще в начале XVIII в. В 1724 г. императорским указом для контроля над передвижением крестьян были введены прокормежпые и пропускные письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещикам и приказчикам. Вторые — лицам, отправляющимся в другие уезды. Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски получая оное, не волчался» (т.е. не был в бегах).

Главную роль в осуществлении надзора за передвижением населения играли местные административные органы и полиция. «Слоняющихся» и «гулящих» людей задерживали и допрашивали. Крестьян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам.

Во второй половине XVIII в. контроль над соблюдением паспортного режима всецело переходит к полиции. С 1803 г. вместо прокор- межных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта.

С 1809 г. в Санкт-Петербурге в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму в столице, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет. При перемене работы и места жительства, а также в случае окончания срока действия билета требовалась регистрация, причем билет не выдавался без положительного отзыва с прежнего места работы. Лица, заподозренные в неблагонадежности, могли быть высланы из города полицией.

Начиная с 1830-х годов и до конца XIX в. для крестьян и мещан было установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и от срока их действия (максимально до 3 лет). Закон обязывал всем лицам предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую на установленных в городах заставах, а по прибытии на место — полиции.

В 1884 г. было принято «Положение о видах на жительство», в котором паспорт признавался как документ необязательный. Отныне жителям Российской империи он был нужен только в случае поездки за границу, а также для выезда человека далее чем за 50 верст и дольше чем на 6 мес. Несмотря на то что паспорт для выезда получить было не так сложно, сама необходимость испрашивать его и тем самым разрешение на отъезд, а также возможность отказа властей, безусловно, были обременительными и унизительными для человека.

Загранпаспорта выдавались исключительно важным персонам и представляли собой подобие рекомендательных писем одного государства другому. К началу XX столетия нравы смягчились. По крайней мере всякие «политические преступники и аферисты» легко пересекали границы Империи, используя поддельные паспорта.

С 1 января 1895 г. в соответствии с «Положением о видах на жительство» началась выдача новых по форме документов. Данное Положение имело ярко выраженный сословный характер: бессрочные паспорта были установлены лишь для лиц привилегированных сословий, мещане и крестьяне пользовались паспортами, срок действия которых не превышал 3 лет. Кроме того, вводились особые ограничения свободы передвижения для «евреев, сектантов, цыган и людей, находящихся под надзором полиции».

Дабы препятствовать разъездам «сомнительных личностей», власти обязывали всех домохозяев докладывать обо всех прибывающих жильцах. Это считалось важным, поскольку в царской России «органы» так и не смогли установить, что же означает точное понятие «место жительства» (при большевиках это положение стало обозначать «прописка»). Обыкновенно под местом жительства рас­плывчато понималось «главное средоточие» интересов человека, как-то: служба, недвижимость, запись в дворянских или городских книгах.

После Октябрьской революции первоначально была сделана попытка отменить какие-либо ограничения на передвижение населения, т.е. упразднить паспортную систему в ее общепринятом на тот период виде.

В частности, был издан декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 ноября 1917 г., установлено единое общее гражданство Российской Республики и отменен дореволюционный институт паспортной системы. Однако впоследствии перед советским государством остро встала задача всеобщей трудовой повинности и возникла необходимость закрепления населения по месту жительства и введения контроля над передвижением граждан.

ВЦИК приняла декрет «О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде» 5 июня 1919 г., согласно которому все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащие — удостоверения личности на территории республики. Такие трудовые книжки были введены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль над передвижением граждан из одной губернии в другую.

Важным правовым актом стал декрет СНК РСФСР «О выезде за границу граждан РСФСР и иностранцев» от 20 мая 1922 г., установивший различный порядок получения разрешений на выезд за границу для граждан РСФСР и иностранных граждан.

Поскольку для персонального учета населения требовался единый, удостоверяющий личность, документ, ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет «Об удостоверении личности» от 20 июня 1923 г., которым все прежние документы, дающие право на передвижение по территории РСФСР, объявлялись недействительными. Граждане, прибывающие из-за границы, в том числе и туристы, могли получить разрешение на въезд в РСФСР на основании паспорта, полученного ими от полномочного представительства РСФСР в соответствующей стране.

Было подписано постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» от 27 декабря 1932 г. № 57/1917. Положение о паспортах устанавливало, что «все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта». Отныне вся территория страны и ее население делились на две неравные части: ту, где была введена паспортная система, и ту, где ее не существовало. В паспортизированных местностях паспорт являлся единственным документом, «удостоверяющим личность владельца».

Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались постоянное местожительство и место работы; прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт; социальное положение (взамен чинов и званий Российской империи новый строй устанавливал для людей следующие социальные ярлыки: «рабочий», «колхозник», «крестьянин-единоличник», «служащий», «учащийся», «писатель», «художник», «артист», «скульптор», «кустарь», «пенсионер», «иждивенец», «без определенных занятий»).

Постановление Совнаркома СССР № 43 от 14 января 1933 г. утвердило «Инструкцию о выдаче паспортов», которая имела два раздела — общий и секретный.

Общий раздел устанавливал порядок и правила выдачи паспортов для большинства граждан СССР.

Секретный раздел устанавливал ограничения на выдачу паспортов и прописку в режимных местностях для следующих групп граждан: не занятых общественно-полезным трудом на производстве, в учреждениях, школах (за исключением инвалидов и пенсионеров); сбежавших из деревень кулаков и раскулаченных, если даже они работали на предприятиях или состояли на службе в советских учреждениях; перебежчиков из-за границы, т.е. самовольно перешедших границу СССР (кроме политэмигрантов, имеющих соответствующую справку ЦК МОПРа); прибывших из других городов и сел страны после 1 января 1931 г. без приглашения на работу учреждением или предприятием, если они не имеют в настоящее время определенных занятий, или хотя и работают в учреждениях или на предприятиях, но являются явными летунами; те, кто бежал из деревни до начала развертывания сплошной коллективизации; «лишенцев» — людей, лишенных советским законом избирательных прав, частных торговцев, священнослужителей; бывших заключенных и ссыльных, в том числе судимых даже за незначительные преступления (в постановлении от 14 января 1933 г. приводился не подлежащий оглашению специальный перечень этих лиц); членов семей всех вы­шеперечисленных групп граждан.

Иностранные граждане должны были предъявлять вид на жительство. Первоначально функции прописки реализовывались местными исполнительными органами.

В дальнейшем Совет Министров СССР принял «Положение о въезде в СССР и выезде из СССР» 19 июня 1959 г.

Самостоятельная служба по оформлению и выдаче виз и регистрации (ВИР) в системе милиции достигла пика своего развития в конце 1970-х годов, когда в МВД СССР функционировало 35 отделов и 45 отделений.

В дальнейшем происходит сокращение подразделений ВИР, слияние их с паспортной службой и органами охраны общественного порядка.

Особенности современной российской паспортно-визовой системы

Не вызывает сомнений, что российская паспортно-визовая система претерпела серьезные изменения.

Для изучения проблем интеграции российского заграничного паспорта в мировую паспортную систему необходимо исследовать особенности современной российской паспортно-визовой системы, прошедшей описанный выше исторический путь развития. Здесь целесообразно больше внимания уделить именно визовой системе — проблемам въезда и выезда из страны, обусловливаемым тем, что отрасль выездного туризма в России начала формироваться совсем недавно с падением «железного занавеса».

На конференции по международным путешествиям и туризму (Рим, 1963 г.) были выдвинуты универсальные и актуальные до настоящего времени рекомендации, касающиеся паспортных формальностей:

-децентрализовать паспортные службы;

-выдавать заграничные паспорта в короткие сроки;

не требовать при выдаче загранпаспорта никаких лишних документов (справок, свидетельств о лояльности, порядочности, нравственности и законопослушности);

предоставлять загранпаспорта сроком действия не менее 5 лет и на неограниченное число поездок за границу;

взимать разумную плату за оформление загранпаспорта;

невозможность конфискации или задержания загранпаспорта, который должен находиться у владельца;

привести загранпаспорта всех государств в соответствие со стандартами ICAO для возможности их проверки компьютерными системами (открытый на первых страницах паспорт кладется на соответствующий экран (сканнер), где автоматически происходит считывание установочных данных туриста).

Началом очередного этапа всероссийской паспортизации населения страны с выдачей заграничных документов с российской символикой считается 21 октября 1996 г.

Общегражданские заграничные паспорта стали иметь серии 50, 51, 60.

В паспорте обязательно должна быть личная подпись владельца. Иногда это забывают делать и посольства в таких случаях отказывают в выдачи виз, пока владелец не распишется.

Выдаваемые с ноября 1996 г. новые российские заграничные паспорта по сравнению со старыми образцами имеют более высокую степень защиты, в них также указывается личный код владельца, имеется голограмма, фотокарточка ламинирована. Привычное расположение фотографии и установочных данных владельца изменено и в соответствии с мировой практикой перенесено на последние страницы.

Дадим характеристику основным понятиям российской паспортной системы.

Паспортная система — совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражда­нам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

В соответствии с Законом РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, по которым граждане РФ осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются:

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

общегражданский паспорт.

Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел Российской Федерации гражданам РФ, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы России для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом. К таким гражданам РФ относятся:

президент Российской Федерации;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий);

члены Правительства РФ и приравненные к ним по должности лица;

дипломатические сотрудники и дипломатические курьеры Министерства иностранных дел РФ;

члены семьи (супруга, супруг, несовершеннолетние дети, нетрудоспособные совершеннолетние дети) гражданина РФ, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории РФ в официальное представительство Российской Федерации либо в представительство РФ при международной организации за пределами территории России, проживающие или следующие совместно с ним.

Должностным лицам и лицам, сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации, выдается служебный паспорт на срок не более чем на 5 лет.

Дипломатический паспорт и служебный паспорт являются собственностью Российской Федерации, и после завершения срока служебной командировки за пределы РФ эти документы подлежат возврату в организацию, направившую гражданина в служебную командировку.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка.

Паспорт моряка в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами РФ, введен Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. № 1752 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 52, ст. 5914).

Образец и описание бланка паспорта моряка утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 298 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1435).

Бланк паспорта моряка изготавливается в виде машиносчиты- ваемого документа по единому образцу, удовлетворяющему международным требованиям и стандартам.

Бланки паспортов заполняются от руки чернилами черного цвета разборчивым почерком, перьевой (шариковой) ручкой или с использованием специальных принтеров и пишущих машинок.

Внутренняя страница передней части обложки (передний форзац) предназначена для размещения персональных данных владельца паспорта.

Нижняя четверть страницы — машиносчитываемая зона, в двух строках которой в перспективе должна располагаться машиносчитываемая запись — буквенно-цифровой код, содержащий в соответствии с международным стандартом основную информацию, имеющуюся в этом документе.

Верхние три четверти страницы — визуальная зона, в которой размещаются фотография владельца паспорта и его персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

гражданство;

число, месяц, год рождения;

место рождения;

пол.

Фамилия, имя и отчество владельца паспорта заполняются на русском языке и дублируются (фамилия и имя) на английском языке через знак «/».

Применяемые при заполнении паспортов правила транслитерации и таблица наиболее распространенных имен приведены ниже.

В графе «Гражданство» производится запись «Россия», которая дублируется на английском языке «Russia».

В графах «Дата рождения», «Дата выдачи» и «Дата окончания срока действия» число, месяц и год проставляются цифрами (например, 6.03.2004).

В графе «^ Место рождения» указывается наименование областных, краевых, республиканских центров, где родился владелец паспорта. Запись производится на основании данных о месте рождения, указанных в основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ.

По всем остальным местам рождения записываются названия областей, краев и государств.

В графе «Пол» для женщин проставляется «Ж/W», для мужчин — «М».

В дублирующей части через разделительный символ «/» указывается английская аббревиатура страны, в которой родился владелец паспорта, или ее название. Для граждан Российской Федерации, родившихся на территории СССР до 6 февраля 1992 г., в дублирующей строке указывается английская аббревиатура СССР, а именно USSR («Рига/USSR» или «Москва/USSR»).

Для граждан Российской Федерации, родившихся на территории РФ после 6 февраля 1992 г., запись о месте рождения выглядит, например, «CaMapa/Russia».

Для граждан Российской Федерации, родившихся за пределами РФ после 6 февраля 1992 г., запись должна выглядеть следующим образом — «Киев/Ukraine» или «Вашингтон/USA».

В графе «Орган, выдавший документ» указывается наименование органа, должность и фамилия лица, выдавшего паспорт:

МАП Санкт-Петербург, Капитан порта (фамилия);

МАП Санкт-Петербург, Зам. капитана порта (фамилия);

Капитан порта Тикси (фамилия).

Фотография владельца паспорта наклеивается таким образом, чтобы нижняя ограничительная черта оставалась открытой.

Фотография должна быть черно-белой или цветной размером 3,0 х 4,5 см на светлом фоне, на матовой бумаге. Владелец фотографируется без головного убора, мужчины — при галстуке.

Фотография скрепляется тисненой и гербовой печатями органа, выдающего паспорт моряка.

На первой странице присутствует личная подпись владельца паспорта. Проставляется при вручении паспорта.

В графе «Срок действия паспорта продлен до» указывается число, месяц и год, до которого продлен срок действия паспорта моряка, например, «6.03.2007».

Запись в данной графе заверяется гербовой печатью органа, имеющего право выдачи паспортов моряка, и подписью уполномоченного на то лица с указанием его должности, фамилии и инициалов. В специально отведенных графах приводятся сведения о ребенке, выходящем в загранрейс вместе с одним из родителей. Заполнение производится аналогично правилам заполнения сведений о владельце паспорта (например, Морозов/Могогоу Сер- reft/Sergey М 7.04.2002). В случаях, когда фамилия ребенка не совпадает с фамилией одного из родителей, с которым он выходит в загранрейс, допускается перед фамилией ребенка указывать родственные отношения: Сын/son; Дочь/daughter.

При записи внуков перед фамилией ребенка в обязательном порядке указывается: Внук/grandson; Внучка/granddaughter.

В пределах нанесенной рамки размещается фотография ребенка.

Требования к фотографии аналогичны приведенным выше.

Фотография и запись скрепляются печатью органа, имеющего право выдачи паспортов моряка. Запись в паспорт моряка о детях, вносимая после выдачи паспорта, должна быть заверена печатью органа, имеющего право выдачи паспортов моряка, и подписью уполномоченного.

При необходимости записи двух и более детей их запись производится на страницах 33 — 34 «Для отметок», где также вклеиваются фотографии детей и скрепляются печатью органа, имеющего право выдачи паспортов моряка. В этом случае на с. 2 делается ссылка: «см. с. », где указывается номер страницы, на которой дополнительно вписаны дети.

В разделе «Служебное положение и его изменения» приводятся сведения о занимаемой должности и названии судна, на котором работает владелец паспорта.

В графе 1 данного раздела дополнительно указывается судовладелец, у которого работает владелец паспорта моряка на момент оформления паспорта. Запись в этой графе заверяется подписью должностного лица, выдавшего паспорт моряка, и гербовой печатью органа, в котором выдан паспорт моряка.

В разделе «Описаниеличности» в соответствующих графах приводятся рост, цвет глаз и особые приметы владельца паспорта. Цвет глаз указывается на русском и английском языках через разделительный символ «/»: карий/brown; голубой/blue; серый/grey; зеленый/green.

Интересной может стать информация о правилах заполнения заграничных паспортов и других международных документов с точки зрения транслитерации.

Для написания российских имен на английском языке используется способ транслитерации, представляющий собой процесс простого замещения букв русского алфавита на соответствующие буквы или сочетания букв английского алфавита.

Все четыре вида заграничных паспортов, с одной стороны, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за ее пределами, а с другой — документами на право выезда из России в любую страну мира.

Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условиях, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) являются специальными.

Выдача заграничного паспорта — необходимое условие свободного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением въездной визы в другую страну он должен самостоятельно обращаться в дипломатическое представительство (консульское учреждение) этого государства в России. Общегражданский заграничный паспорт выдается гражданину России, если он лично или через своего законного представителя обратился с письменным заявлением в ОВД.

Для оформления паспорта гражданин в заявлении установленного образца должен указать:

фамилию, имя, отчество (в том числе имевшие место ранее);

дату и место рождения;

место жительства;

-место работы (службы, учебы) в течение последних 10 лет.

А также предоставить:

основной документ, удостоверяющий личность заявителя;

фотографии;

-квитанции об уплате государственной пошлины за оформление паспорта и за бланк паспорта.

Гражданин России вправе подать заявление и представить все необходимые документы для полутения заграничных паспортов на своих несовершеннолетних детей. Закон и подзаконные акты прямо не устанавливают возраст, при наступлении которого гражданин, выезжающий за границу, обязан иметь свой заграничный паспорт. До 18 лет гражданин вправе выезжать из России и без заграничного паспорта, если он вписан в паспорт одного из родителей. Достигшие совершеннолетия для выезда из России обязаны получить свой заграничный паспорт.

В заявлении об оформлении паспорта гражданин России указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных федеральным законом, которые могли бы препятствовать ему покинуть Россию.

До принятия решения о выдаче паспорта паспортно-визовая служба устанавливает, не имеется ли в отношении заявителя указанных в законе ограничений, по которым ему может быть временно отказано в выдаче паспорта.

Так, для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призывается на военную службу, мужчины в возрасте от 18 до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.

Гражданин, достигший 18-летнего возраста и обращающийся за получением паспорта в связи с принятым им решением о выезде из России для проживания в другом государстве, указывает это в своем заявлении. В этом случае, в том числе при наличии ранее полученного паспорта, гражданин дополнительно представляет в ОВД нотариально удостоверенные заявления детей от 14 до 18 лет об их согласии или несогласии на выезд вместе с родителями или с одним из них.

Паспорт оформляется соответствующим ОВД. Сроки оформления: 1) не более одного месяца со дня подачи гражданином заявления по месту жительства; 2) четыре месяца, если заявление подано по месту проживания. При выдаче загранпаспорта во внутреннем паспорте (удостоверении личности) гражданина России делается соответствующая отметка. Гражданин должен сам получить свой паспорт и расписаться в нем в присутствии сотрудника милиции, оформившего паспорт.

При наличии обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из России, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Основанием для срочного рассмотрения заявления могут являться:

письмо органа здравоохранения, подтверждающее необходимость срочной поездки на лечение за границу;

письмо зарубежной медицинской организации о возможности срочного приема на лечение (одновременно представляется медицинское заключение лечебного учреждения по месту жительства больного);

телеграфное сообщение, поступившее из-за границы и заверенное в соответствии с законодательством государства проживания (пребывания), подтверждающее факт тяжелого заболевания или смерти близкого родственника или супруга.

Общегражданский заграничный паспорт выдается на 5 лет. При этом не допускается оформление нового паспорта без изъятия ранее выданного, а в случае утраты его владельцем — без объявления утерянного паспорта недействительным. При невозможности дальнейшего использования паспорта до истечения 5 лет из-за отсутствия свободных страниц для проставления иностранных виз гражданину по его заявлению оформляется новый паспорт. До истечения 5 лет обмен паспорта производится также при изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества, а также при его порче или утрате.

Право покинуть страну может быть временно ограничено в случаях, установленных законом, если гражданин России:

допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне;

заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности;

призван на военную службу (до окончания военной службы) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого (до вынесения решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда);

осужден за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом (до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами);

сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из России (временное ограничение действует до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы).

Обо всех случаях временного ограничения прав на выезд из России ОВД выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из России.

Заграничный паспорт является и визой на выезд из России. Очевидно, что действие такой визы должно быть приостановлено, если после получения заграничного паспорта возникли препятствующие выезду из России обстоятельства, названные выше (призыв на военную службу, привлечение к уголовной ответственности и др.).

В таких случаях действие паспорта (визы) временно приостанавливается. К сожалению, правовой акт, который мог бы четко регулировать эти вопросы (кто, по каким основаниям, в каком порядке, на какой срок вправе ограничить выезд из России), не опубликован.

Военнослужащие, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из России при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном постановлением Правительства России от 19 декабря 1997 г. Разрешение на выезд дается военнослужащему должностным лицом, уполномоченным на это центральным органом федерального ведомства (МВД, ФСБ и др.), в котором он проходит военную службу. Затем в соответствующей организации (воинской части, органе, учреждении) военнослужащий должен получить справку установленной формы, на основании которой ему выдается в общем порядке заграничный паспорт.

Несовершеннолетний гражданин России, как правило, выезжает из страны совместно хотя бы с одним из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей). В случае, если несовершеннолетний выезжает из России без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие на выезд от указанных лиц. Если несовершеннолетний выезжает из России на срок свыше 3 месяцев, это согласие должно быть заверено органами опеки и попечительства. Если один из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего гражданина России, вопрос о возможности его выезда должен разрешаться в судебном порядке.

При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан России без сопровождения родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.

Гражданин России, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) может выехать из Российской Федерации в сопровождении со­вершеннолетнего лица, способного обеспечить его безопасность и безопасность окружающих людей.

Заграничный паспорт дает гражданину право не только покидать Россию, но и возвращаться обратно. В случае, если гражданин России утратил заграничный паспорт, находясь в другой стране, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Россию. В соответствии с постановлением Правительства от 15 августа 1994 г. № 960 «О порядке оформления общегражданских паспортов» такое свидетельство обязано выдать гражданину по его письменному заявлению дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в соответствующей стране.

Свидетельство выдается на срок до 15 дней. На территории России оно может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность, не более 10 дней со дня пересечения границы. В течение 3 дней с момента возвращения к месту пребывания или жительства на родине гражданин обязан сдать свидетельство в организацию, которая выдала паспорт.

Если при оформлении свидетельства будет выявлено, что оно выдается лицу, находящемуся в розыске, объявленном российскими правоохранительными органами, МИД РФ незамедлительно информируют об этом факте, а также о возможной дате и месте пересечения гражданином государственной границы России. Граждане РФ, утратившие документы на въезд в свою страну и прибывшие в пункты пропуска через государственную границу, могут быть задержаны на срок до 30 суток до установления личности.

Завершая раздел, сформулируем основные проблемы, затрудняющие интеграцию российской паспортно-визовой системы в мировую.

Паспортная система России, предполагающая наличие у граждан дополнительно к гражданскому паспорту паспорта заграничного, дающего возможность выезда за границу, в этой связи значительно затрудняет такой выезд. Процедура получения заграничного паспорта довольно сложна, хотя и не требует значительных материальных затрат.

Срок действия заграничных паспортов невелик. Необходимость периодического обновления заграничного паспорта неудобна лицам, постоянно посещающим другие государства с деловыми или с туристскими целями. В целях преодоления указанных трудностей следует перенять опыт западноевропейских стран и США и использовать внутри страны и для выезда из нее одну категорию документов.

Большой интерес представляет планируемая к внедрению на западе система электронных паспортов. России жизненно необходимо присоединиться к это системе на начальном этапе ее создания. Вхождение в эту систему помимо всего прочего позволит российским туристам в более короткие сроки и без соблюдения утомительных процедур оформлять визы в целях осуществления туристских поездок.







Сейчас читают про: