Это упражнение помогает нам узнать наших внутренних актеров и познакомиться с теми ролями, которые они исполняют в нашей жизни.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко дышите и обратите ваше внимание вовнутрь.
Возможно, вы вспомните ситуацию, в которой оказались день или два назад и которая постоянно занимает ваши мысли. Представьте себя в данной ситуации. Возможно, вы чувствовали раздражение, страх или злобу и вели себя соответствующим образом. Позвольте всей этой сцене еще раз произойти перед вашим внутренним взором, опять поместите себя в эту ситуацию.
• Что вы думаете?
• Что вы ощущаете в вашем теле?
• Какие эмоции вы осознаете?
• Где в теле вы ощущаете их?
• Каким выглядит мир отсюда?
• Как бы вам хотелось действовать?
Сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, отступите назад и проанализируйте, что происходит.
• Что вы наблюдаете?
• Какая ваша часть выражает себя в данной ситуации?
• Что эта часть старается сделать для вас?
• Старается ли эта часть помочь вам держать ситуацию под контролем?
|
|
• Хочется ли вам поблагодарить эту часть за то, что она старается вам помочь? Если да, то поблагодарите ее. Если нет, наблюдайте за вашим внутренним сопротивлением этому.
• Какие чувства вы испытываете по отношению к этой части самого себя?
• Каким образом эта субличность ограничивает вас?
• Каким она видит мир?
• Что, по вашему мнению, она по-настоящему хочет от вас?
• Хотите ли вы дать ей то, в чем она нуждается?
• Как вы можете это сделать?
• Какие свои особые качества или способности предлагает вам эта субличность?
• Как вы можете воплотить эти качества в жизнь? Почувствуйте себя в собственном теле; почувствуйте ваши
руки и ноги, медленно пошевелите ими. После этого откройте глаза и при желании сделайте заметки.
В вышеописанном упражнении индивид вначале отождествляет себя с ролью, для того чтобы лучше понаблюдать за телесными ощущениями, мыслительными конструктами и эмоциями. Для нейтрального восприятия ситуации происходит активация «наблюдателя». Это называется разотождествлением с ролью. С этой позиции становится возможным распознать субличность, которая в данный момент руководит спектаклем. Наряду с этим проясняются и ее (субличности) поведенческие паттерны. В результате человек осознает, что именно эта его часть свойственным лишь ей, пусть и искаженным способом старается спасти ситуацию. Ограниченные возможности этой субличности становятся очевидными. Обнаружение с помощью наблюдателя ее скрытых качеств и реальность привнесения этих качеств в повседневную жизнь открывают для личности новые разнообразные перспективы.