Имидж делового человека

Имидж – это искусство управлять впечатлением.

Э. Гофман

Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти; в последней дани ей немногие и отказывают.

П.А. Вяземский

· Понятие имиджа делового человека

· Содержательная характеристика имиджа

Имидж – это некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода самопрезентация для других. Посредством имиджа, содной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но, с другой стороны, преследуем свои конкретные цели.

Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

В западном бизнесе способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Недаром там появилась новая категория людей, так называемых имиджмейкеров – специалистов по имиджу.

Когда говорят об имидже, обычно выделяют социальный, профессиональный и индивидуальный имидж.

Социальный и профессиональный имидж – совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии (политик, бизнесмен, учитель, врач и т.п.). Если впечатление, которое производит человек, не соответствует ожидаемому от его профессии или положения в обществе, говорят о необходимости «изменения имиджа».

Индивидуальный имидж – совокупность требований, которые предъявляются деловому человеку, соотнесенные с его индивидуальными особенностями и деловыми качествами.

Имидж – это не застывшее понятие, ибо человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манеры общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства. И часто проигрывает. Потому что всегда необходимо делать поправку на обстоятельства, понимать мотивы своих поступков и конечные цели, и только исходя из этого, выстраивать свое поведение.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фотомоделями, но удается это лишь немногим. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитных красавиц – американка Синди Кроуфорд. Где бы она не появлялась – везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатлевает в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. В каждом индивиде имеется способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности.

Познакомьтесь с самохарактеристикой Л.Н. Толстого: «Я дурен собой, неловок… скучен для других, нетерпелив и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку и то, как мало. Я не воздержан, нерешителен, постоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой почти никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового. Я честен, то есть, я люблю добро, сделав привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу… Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

Быть обаятельным – своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, которые нужно уметь переносить достойно.

Например, немногие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

Обаяние – это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает так, что люди сами себе создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание, и почему мы так тянемся к их обладателям.

Среди приоритетных качеств, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа, условно выделяют три группы.

В первую группу входят:

· коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми);

· эмпатичность (способность к сопереживанию);

· рефлексивность (способность понять другого человека);

· красноречивость (способность воздействовать словом).

Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием аттракция («умение нравиться людям»). Обладание этими способностями и их постоянное развитие – залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся:

· нравственные ценности;

· психическое здоровье;

· способность к межличностному общению.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование и прежде всего духовное, имеющий широкие гуманитарные знания. Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого утверждения писателя свидетельствуют многочисленные примеры из жизни знаменитых людей.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в Японии, например, считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа. Не случайно глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского – только 7, что можно расценить как следствие недостаточной гуманитарной образованности людей в нашей стране (с 40-х годов, например, количество предметов гуманитарного цикла в наших школах уменьшилось на треть).

К третьей группе качеств относятся те, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности.

К примеру, в корпорации «Дженерал Моторс» первое из пяти требований к менеджеру – требование компетентности. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом. Эти знания могут быть получены, если менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, достаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта, и достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

Однако практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой истинный талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А. Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Вместе с тем, обладание всеми вышеперечисленными качествами еще не гарантирует автоматически позитивный имидж делового человека. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая

· искусство улыбаться;

· постановку голоса;

· технику жестов, мимики и поз.

Помогают им в этом имиджмейкеры – специалисты по оформлению имиджа.

Еще одним условием создания привлекательного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от нравственных норм, правила этикета носят сугубо формальный характер. Их просто надо знать и соблюдать. Язык этикета выражает, прежде всего, требования общечеловеческой вежливости, затем регламентирует иерархию возрастных, служебных, гендерных, родственных различий людей, когда заранее оговариваются уже готовые модели конкретного действия в определенной ситуации с учетом этих различий.

Однако особое значение в формировании имиджа имеют внешний вид и одежда человека. Именно о них пойдет разговор в следующем параграфе.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Имидж есть у всех людей или только у тех, кто его создает, работает над ним?
  2. Какие слагаемые имиджа вы считаете особенно значимыми?
  3. Как взаимосвязаны между собой социальный, профессиональный и индивидуальный имидж? Всегда ли они соответствуют друг другу? Какой из них предпочтительнее в деловой сфере?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: