Социально-гуманитарных исследований

p YWdyYW1zL3F1aWNrU3R5bGUxLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAAWxz6OwcAAC8mAAAYAAAAAAAA AAAAAAAAAEwjAABkcnMvZGlhZ3JhbXMvbGF5b3V0MS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA7Uxw+/cK AAAIUwAAGQAAAAAAAAAAAAAAAAC9KgAAZHJzL2RpYWdyYW1zL2RyYXdpbmcxLnhtbFBLBQYAAAAA CgAKAJsCAADrNQAAAAA= ">

Наиболее распространенное определение прикладной науки в свое время дал А. Радклифф-Браун: прикладное исследование представляет собой примене­ние теоретических обобщений, созданных фундаментальной наукой, к решению или анализу практических проблем. Поэтому прикладная наука – это практически-полезное применение уже апробированного фундаментального знания. В связи с этим прикладные социально-гуманитарные исследования отлича­ется от фундаментальных практической направ­ленностью. Однако заимствуя поня­тия, теории и принципы фундаментальной науки, «прикладники» переин­терпретируют их в соответствии с практическими задачами исследования.

Фундаментальные знания в социально-гуманитарных науках составляют сравнительно не­большая часть апробированных научных теорий и методологических подходов и методических приемов, которыми пользуются ученые в качестве определенной парадигмы научно-исследовательской деятельности. Остальные знания – это результат прикладных социально-гуманитарных исследований, совокупность объяснитель­ных моделей, принятых пока что в качестве гипотетических схем, интуитивных концепций и так называемых «пробных» теорий.

Миссия фундаментальных наук – научные открытия. Цель фундаментальных социально-гуманитарных наук – получение принципиально нового научного знания. Миссия прикладных наук – обслуживание интересов и потребностей менеджмента и бизнеса. В этом плане прикладные социально-гуманитарные исследования являются сервисным эле­ментом управленческой практики. Эти исследования проблемно ориентиро­ваны и направлены на достижение реального социаль­ного эффекта.

Специфика прикладных социально-гуманитарных исследований заключается в том, что они имеют свои методы и организацию исследования; собственный язык и терминологию; специфический вид гипотез, которые формируются не на основе теории, а в результате практических соображений, и представляют «веер» альтернативных вариантов; детально проработанную систему практических реко­мендаций планов, сроков и этапов внедрения; четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения; особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых, пакет заказов и принципы оплаты труда.

В научной литературе принято различать по крайней мере четыре разновидности прикладных социально-гуманитарных исследований: описательное, аналитическое, диагностическое и оценочное. Цель описательного исследования – полу­чить эмпирической информации о практически-значимых социальных проблемах. Целью аналитического исследования является построение эмпирической модель социального явления и его объяснение. При этом исследователь-прикладник выбирает из всего множе­ства переменных и индикаторов, относящихся к теме, толь­ко те, которые можно затем использовать в практике при­нятия решений.

Диагностическое исследование направлено на получение надежной информации о состоянии объекта изучения и роли в нем различных ситуационных факторов. При этом методология диагностики предполагает не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных с целью установления приоритетов практических мероприятий и выбора способа практических действий. Оценочные исследования – это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить – в социальных, экономи­ческих или политических терминах – конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы.

В фундаментальных и прикладных социально-гуманитарных исследованиях различная научная стилистика. Фундаментальные социально-гуманитарные исследования ценятся за эм­пирические находки, элегантность и простоту теорий, методологическую изощренность и абстракт­ность. В прикладных социально-гуманитарных исследованиях главное внимание уделяется другому – эффективному решению практических «головоломок» заказчика. Поэтому «прикладники» менее щепетиль­ны в отношении описания методологии и методики своего исследования. Обычно методология в прикладном исследо­вании очень редко форми­руется вначале как развернутое и завершенное целое, обычно «выкристаллизовывается» в самом процессе и приобретает более или менее структурированный вид по мере приближения исследования к концу.

Специфика фундаментальных и прикладных наук формирует особые типы ученых. Академический ученый, работающий в сфере фундаментальных наук, – это, как правило, специалист в одной узкой области, поскольку без глубокой специализации, нередко для­щейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов в плане научных открытий. Ученый, работающий в сфере прикладных наук, – многопрофильный исследователь, который должен обладать широким научным кругозором. Его заказчики ме­няются, ему прихо­дится браться за решение самых разных вопросов, стало быть, меняется и тематика прикладных научных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: