Социально-гуманитарного исследования

Следует обратить внимание на то, что научное социально-гуманитарное исследование – это профессиональная деятельность, которой присущи определенные атрибуты. Поэтому можно выделить не универсальные критерии научности социально-гуманитарного исследования, а ее атрибутивные признаки. Чтобы выявить атрибутивные признаки научности, надо рассмотреть структуру социально-гуманитарного исследования.

Существуют различные представления о том, какова структура социально-гуманитарного исследования. В XIX в. доминировало представление о трех стадиях социально-гуманитарного исследования: 1) поисковая, или эвристическая; 2) опытная, или эмпирическая; 3) концептуальная, или теоретическая.Представителями различных методологических течений роль этих стадий в социально-гуманитарном исследовании оценивалась по-разному: гегельянцы особое значение отводили теоретической стадии, позитивисты – эмпирической, полагая, что объяснение социальных фактов и, следовательно, теоретизирование – это задача социологии. В ХХ в. в рамках антипозитивистской методологии сложилось представление о том, что основным методом социально-гуманитарного познания является индивидуализация, что привело некоторых исследователей вообще к отрицанию возможности теоретического познания.

В отечественной науке одни ученые структуру социально-гуманитарного исследования представляют в виде трех звеньев: 1) объек­тивная социальная реальность (объект), 2) ученый-исследователь (субъект), 3) условия социально-гуманитарного познания (среда), 4) эмпирический и теоретический уровни научного исследования (деятельность).

Другие ученые в структуре социально-гуманитарного исследования выделяют: 1) исследовательскую задачу, фиксирующую проб­лемную ситуацию, цель, условия и методы ее достижения; 2) набор гипотез; 3) совокупность исходных предварительных знаний, в том числе теоретических; 4) методы и средства изучения эмпирического материала и проверки гипотез, включая методы логические и математические; 5) конечный результат исследования – новое знание.

Третьи ученые, рассматривая социально-гуманитарное исследование процессуально, выделяют в его структуре следующие процедуры (этапы): 1) вы­бор объекта и постановка исследовательской задачи; 2) выявление источнико-информа­цион­ной основы ее решения и разработка методов исследования; 3) реконструкция исследуемой социальной реальности и эмпирическое ее познание; 4) объяснение и теорети­ческое познание; 5) определение истинности и ценности получен­ного знания и его оценка.

Четвертые ученые в структуре социально-гуманитарного исследования выделяют: 1) социокультурные и научные предпосылки исследовательского процесса; 2) эвристическую, эмпирическую и теоретическую стадии социально-гуманитарного исследования. С этими стадиями исследования частично совпадает движение исследовательской мысли ученого, которая описывается схемой: проблема – гипотеза – концепция.

Такие представления о структуре социально-гуманитарного исследования не содержат эмпирически фиксированных индикаторов атрибутивных признаков его научности. Для того чтобы выделить эти индикаторы, надо создать когнитивную модель социально-гуманитарного исследования.

Когнитивная модель – это аналог социально-гуманитарного исследования, представленный системой теоретического знания, воспроизводящего логику научного исследования. Построение когнитивной модели начинается с выбора базового понятия как инструмента его изучения. В этом понятии выделяются смысловой субъект (денотат), т.е. то, что обозначается этим понятием, и смысловые предикаты – то, что характеризует смысловой субъект. Смысловой субъект позволяет выявить сущность социально-гуманитарного исследования, т.е. присвоить ему имя, а смысловые предикаты – выделить его признаки, которые указывают условия эмпирического применения понятия, выявляющие некоторые эмпирически обнаруживаемые индикаторы ненаблюдаемой сущности. Выделение этих признаков позволяет логически расчленить социально-гуманитарное исследование на элементы, выступающие индикаторами научности.

Базовым понятием, использующимся в качестве инструмента изучения социально-гуманитарного исследования, является «когнитивная деятельность». Социально-гуманитарное исследование как когнитивная деятельность может быть описано в виде схемы, воспроизводящей ее логику: познавательный интерес – объект – критика предшествуюшего социально-гуманитарного знания – проблема – цель – системный анализ объекта – задачи – предмет – средства – действия – результат (см. схему 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: