КОГНИТИВНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ И МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Преамбула
Современные региональные социально-гуманитарные исследования характеризуются многообразием когнитивных практик и переходом от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической. Поэтому компетентный исследователь в условиях мультипарадигмальности современного социально-гуманитарного познания должен обладать способностью совершать осознанный выбор методологических оснований своей научно-исследовательской деятельности, которые при решении определенного класса исследовательских задач могут дать положительный результат.
Комплексной целью данного раздела является формирование у молодых исследователей методологического сознания, соответствующего современным эпистемологическим реалиям, как условия успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований в рамках различных их моделей.
Достижение этой цели осуществляется через понимание:
– особенностей когнитивной ситуации, сложившейся в социально-гуманитарном познании, и специфики современного методологического сознания исследователя;
– проблем истины и языка научного дискурса в современном социально-гуманитарном познании;
– специфики и когнитивных возможностей классической, неклассической и неоклассической моделей региональных социально-гуманитарных исследований.
Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном
Познании
Мультипарадигмальность социально-гуманитарного познания
Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании характеризуется двумя наиболее значимыми признаками: 1) мультипарадигмальностью социально-гуманитарных исследований; 2) переходом от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической (см. таблицу 1).
Таблица 1.