Постмодернизм и социально-гуманитарные исследования

Постмодернизм – «поминки» по дискурсу Просвещения

Постмодернизм как «эмоциональное течение, проникающее во все поры современной интеллектуальной жизни» (Ю. Хабермас), как выражение «духа времени» во всех сферах человеческой деятельности возник в конце 70-х гг. ХХ в. в европейских странах, прежде всего, во Франции. Постмодернизм ориентирован на потребности «постмодернистского» со-общества, для которого характерно многообразие, порой несоизмеримых ценностных ориентаций, горизонтов ожиданий и спектров интересов. В «постмодернистском» со-обществе отчетливо обнаруживаются две тенденции – глобализации и локализации. Постмодернизм – антитеза глобализации и апология локализации.

Постмодернизм – это «поминки» по дискурсу Просвещения. Постмодернизм – это антитеза культуре, базирующейся на ценностях и идеалах Просвещения, той культуре, в которой Cogito «правит бал». Постмодернизм – это особый стиль мышления. Характеризуя когнитивные претензии постмодернизма, М. Фуко заметил, что постмодернисты объявили «право на восстание против разума». Поэтому некоторыми исследователями постмодернизм в гносеологическом плане представляется как «прощание с разумом». Однако у М. Фуко речь идет не о восстании постмодернистов против разума вообще, а о восстании против разума дискурса Просвещения, т.е. классической рациональности. В связи с этим надо отметить, что в современной отечест­венной критике постмодернизма в целом преобладает негативное отношение, хотя критика эта не всегда носит предметный и последовательный характер, а некоторые «критики» просто не понимают постмодернистского дискурса.

Постмодернизм – это рациональность, но особая. Это – такой стиль мышления, основным принципом которого является положение о том, что предмет и субъект исследования выступают равноправными творцами социальной реальности. Особенностью постмодернистской рациональности выступает приоритет языка над опытом, а ее исходным пунктом является утверждение «affirmo – ergo est» («утверждаю, значит так есть»).

При этом предметом исследования у постмодернистов выступает не сама социальная реальность, а тексты, в которых эта реальность проявляется. Единственной конкретной данно­стью, с которой готовы иметь дело постмодернисты, являются тексты, что нашло выражение в знаме­нитом афоризме Ж. Дерриды: «вне текста не существует ничего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: