Новый тип методологического сознания исследователя

В чем особенности нового типа методологического сознания исследователя? Новый тип методологического сознания исследователя основан на представлениях о том, что: 1) социальная реальность сама по себе не дает никаких гарантий адекватности научного знания; 2) о социальной реальности можно говорить на разных языках, в контексте различных научных теорий, с учетом различных социальных перспектив; 3) в научном исследовании методология определяет, что может (или должно) быть наблюдаемо в «социальном мире»; 4) научное исследование, протекающее в определенном культурно-эпистемологическом контексте, обусловлено стилем мышления академического сообщества, к которому принадлежит ученый, и его методологическими ориентациями; 5) исследователь, веря в целесообразность (или смыслосообразность) социальной реальности, создает ее когнитивную «картину» в виде системы когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений так, что, будучи поставленной на место социальной реальности, эта «картина» посылает такие же личные его «послания», как и сама реальность; 6) научные знания как репрезентации политической реальности не являются ее «репро­дукциями», «отражениями», поскольку эти репрезентации несут на себе «почерк» познающих; 7) научные знания имеют статус познавательных конструкций, они концептуально относительны, их нельзя априори защитить от скептических возражений; 8) исследователь, создавший определенную «картину» социальной реальности, может утверждать, не опасаясь фактических опровержений, что он в действительности познал некую ее сторону, хотя это утверждение не может быть никогда прямо доказано.

В таком методологическом сознании преодолевается «жажда объективности» и формируется представление о том, что социальная действительность становится социальной реальностью в соответствии с познавательным контекстом. В таких условиях научное знание приобретает онтологическую «скром­ность»: оно утрачивает социальную реальность «саму по себе» в той мере, в какой эта реальность трансформируется в разные ее «картины», из которых ни одна не может быть признана единственно правильной.

Вывод: понимание специфики различных моделей научного исследования позволяет магистранту выбрать ту из них в качестве методологического основания диссертационного исследывания, которая позволяет эффективно решать поставленные в нем научно-исследовательские задачи.


Модуль 3.

КОНЦЕПЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: