Предисловие

Политология

Учебно-методическое пособие

Минск 2009

Печатается по решению редакционно-издательского Совета БГПУ, рекомендовано секцией гуманитарных наук (Протокол № от)

Авторы:

Г.В. Корзенко, В.А. Зенченко, Е.В., Ефимович, Э.Г. Иоффе, Л.П. Гилевская, Т.И. Жолнерович, М.Б. Канапацкий, С.И. Новикова, Н.А. Опимах, Н.В. Павлова, С.П. Романова, Г.И. Степанов, В.В. Шинкарев, Т.Н. Шушунова, Н.П. Шумило.

Под общей редакцией Г.В. Корзенко, В.А. Зенченко

Рецензенты:

доктор политических наук, В.В. Бущик,

кандидат философских наук, доцент кафедры политологии БГУ С.И. Симановский

ПОЛИТОЛОГИЯ: учебно-методическое пособие /Г.В. Корзенко, В.А. Зенченко, Э.Г. Иоффе, [и др.] под общ. ред. Г.В. Корзенко, В.А. Зенченко. – Минск: БГПУ, 2009.

В пособии рассматриваются теоретические аспекты и даются методические рекомендации по курсу преподавания в высшем учебном заведении политологии. В основу положен принцип модульного обучения.

Адресуется преподавателям, студентам БГПУ всем изучающим политические процессы, протекающие в Республике Беларусь и в мире.

Предисловие

С самых давних времен в числе важнейших областей своей деятельности люди выделяли политику. В процессе развития общества интерес человека к политической жизни и ее законам постоянно возрастал. Это вызвало появление специальной отрасли человеческого знания – политологии или науки о политике. В конце ХІХ – начале ХХ в. во многих странах происходит окончательное становление политической науки как самостоятельной, независимой академической дисциплины, создание специализированных институтов и центров политического образования. Важным шагом в развитии и распространении политических знаний явились рекомендации Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1948 г. для стран ее членов о необходимости изучения в высших учебных заведениях курса политологии, а также ее решение, принятое в 1949 г., о создании Международной ассоциации политической науки.

Сегодня политическое образование существует в любом демократическом обществе. Политические знания распространяются не только через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и т.д.), научные центры, средства массовой информации, но и через субсидируемые государством различные фонды.

На современном этапе развития нашего общества интерес к политологии постоянно возрастает. Это связано с дальнейшим укреплением демократических основ общества, вовлечением в политику все более широких слоев населения, развитием политического плюрализма, появлением новых политических процессов и тенденций. Как показывает исторический опыт, формирование гражданского общества и правового государства, переход к демократии и рыночным отношениям, как и осуществление глубоких общественных преобразований в целом, невозможны без качественных изменений в сознании людей, без овладения ими основами политической культуры.

Политические знания необходимы каждому человеку, независимо от его профессиональной и социальной принадлежности. Знание и понимание политики как сложного динамичного и целостного явления – это неотъемлемая часть общего образования будущего специалиста. Современный интеллигент, а особенно учитель, воспитатель, который призван влиять на умы подрастающего поколения, должен уметь правильно разбираться в политических отношениях, анализировать политические процессы, ориентироваться в конкретной политической ситуации. Политическое образование дает возможность правильно осознать свое место и роль в политической жизни общества, представлять и защищать свои интересы, уважая при этом мнение, интересы и права других людей. Оно также направлено на формирование у будущего специалиста уважения к закону и государственным институтам, чувства патриотизма и гражданственности.

Данное учебное пособие разработано с учетом новой типовой программы Министерства образования Республики Беларусь по курсу политологии. Оно ставит своей целью:

· формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением.

· утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

· развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политической мысли.

Задачами изучения дисциплины являются:

· усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операционных;

· развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

· ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;

· утверждение гражданственности, активной, личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

· формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях, (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).

Позитивное значение политологии как научной дисциплины состоит в том, что она прежде всего разрабатывает технику овладения политической жизнью и политическим процессом, предлагая легальные, демократические пути политического участия для каждого члена общества. Кроме того, политология разрабатывает методы мышления и научные инструменты политической жизни и прогнозировать их возможные политические исследования. Именно в этом состоит конструктивная роль и значение политологии в системе гуманитарных наук и в целом в жизни и развитии современного общества. Пособие ориентировано на практические потребности высшей школы с целью дальнейшего углубления общегуманитарной подготовки студенческой молодежи, формирования у нее современной политической культуры.

Авторский коллектив пособия: доктор исторических наук, заведующий кафедрой политологии и права БГПУ Г.В. Корзенко (введение, модуль V); доктор исторических наук, профессор Э.Г. Иоффе (модуль I, IV); доктор исторических наук, доцент В.В. Шинкарев (модуль IV); кандидаты философских наук, доценты В.А. Зенченко (модуль I, III, V); Н.В. Павлова (модуль II); М.Б. Канапацкий (модуль Ш, IV); кандидаты исторических наук, доценты Н.А. Опимах (модульV); Г.И. Степанов (модуль II, III); Е.В. Ефимович (модуль Ш, IV); кандидаты социологических наук, доценты С.П. Романова (модуль III); Т.Н. Шушунова (модуль I); старший преподаватель Н.П. Шумило (модуль V), преподаватели Л.П. Гилевская (модуль I, II, III), С.И. Новикова (модуль II), Т.И. Жолнерович (модуль IV).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: