До возникновения рабовладельческого общества состязаний, фиксации в каких-либо мерах (вес, время, расстояние) не существовало. Победи тель выявлялся по принципу личного превосходства над противником и процессе единоборства (в борьбе, в езде на колесницах и т.п.)- Четких правил поведения соревнующихся и оценки поединка «судьями» не существо вало. Не было и специальной подготовки (тренировки) к состязаниям. Потребность в этом возникает в Элладе в эпоху проведения игр (олимпийских), на печальных Тризнах (смерть правителей, героев), в процессе военной подготовки.
В период эллинизма возникает понятие «культура» (о чем говорилось в предыдущей главе).
Не сразу появилось понятие «физическая культура». Это положение имплицитно (не явно, а скрытно) лежит в основе культуры как сферы человеческой деятельности на всем пути ее исторического развития. Культурная сущность физической культуры как раз и состоит в том, чтобы обработать, облагородить природную «данность» телесности человека и обогатить культуру общества за счет специфической сферы деятельности, способствующей положительному преобразованию человека. В данном случае критерием культуры физической является мера возвышения «окультивированной» телесности над природной данностью, поскольку с теми свойствами и качествами организма человек обеспечен всем необходимым для биологического существования на уровне животного, каким он и является по своему происхождению, рождению.
|
|
Однако этим не ограничивается положение, статус физической культуры как атрибута общей культуры. Она является «потребителем», носителем и «производителем» культуры при помощи своих специфических средств, методов и форм организации. Опираясь на комплекс философских, исторических, биологических, психодого-педагогических наук, используя совокупную научную информацию этого комплекса, физическая культура как область формирования специфической научной информации
обогащает его новыми аспектами знаний, расширяя границы этих наук и углубляя их содержание.
Не случайно в исследованиях по проблемам философии культуры (М.С. Коган, }996), семиотики (Ю.Б. Рождественский, 1996), культурологии (Л.К. Круглова, 1995) и других нередко используется информация их области теории и практики физической культуры.
Как органический вид культуры физическая культура формирует свою теорию и практику на основе научных данных многих наук, интерпретирует их в соответствии с потребностями собственного развития и является носителем знаний, полученных из различных областей науки. Наконец, как специфическая область научно-исследовательской деятельности она получает специфическую, оригинальную информацию, которая обогащает культуру общества и личности. Специфичность такой информации заключается в том, что в культуру общества и личности она может войти только из данного, а не из какого другого источника. Это касается, например, профессиональной физической культуры специалистов в таких сферах деятельности, как космонавты, подводное плавание, полеты на сверхзвуковых самолетах и т.п.