Невежа – невежда

В[о]льтер или В[а]льтер

знамя – стяг

бек о н или б е кон


1) орфоэпическим словарём

2) этимологическим словарём

3) словарём синонимов

4) словарём паронимов


17. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Кондрат сидел со стариком хозяином, у которого он остановился. Старики толковали про жизнь. Хозяин рассказывал:

- Да…вот так, значит. Вырастил я их, лоботрясов, шесть человек, а сейчас один остался, как гвоздь в старой плахе. Разъехались, значит, по городам. Ничего вроде живут, справно, а меня обида берёт: для кого же я весь век горбатился. Для кого дом этот строил?

- Такая уж теперь наша жизнь пошла – ничего не поделаешь.

- Жись эта меня не касается.

- Она всех касается, кум.

- Кхх… Мне вот надо бы крышу сейчас новую, а я не могу – сил не хватает. А это лонись приехал младший: поедем, говорит, тять, со мной. Продай, говорит, дом и поедем. Эх ты, говорю, сопля ты такая! Я сейчас кто? Хозяин. А без дома кто? Пёс бездомный.

- Ты зря так… Зря.

- Нет, не зря.

- Зря.

- ты значит, никогда не крестьянствовал, если так рассуждаешь.

(В. Шукшин)


1) термины

2) диалектные

3) разговорные

4) жаргонизмы


18. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


1) прогрессировать вперёд

2) экспонаты выставки

3) ночная серенада

4) будущая перспектива


19. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Имена людей – часть истории народа.

Б. Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей.

В. Учёные установили, что в именах людей отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, художественное творчество народов, их исторические связи.

Г. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было его выделить.


1) А, Б, В, Г, параллельная

2) Г, А, В, Б, параллельная

3) А, Г, Б, В, последовательная

4) А, В, Б, Г, последовательная


20. Определите способ изложения материала в тексте.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, далее всех раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.


1) ступенчатый

2) исторический

3) индуктивный

4) дедуктивный


21. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Понять это произведение можно, только учитывая условия его создания.

2) Старик шёл, прихрамывая на левую ногу.

3) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

4) Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

22. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны.

2) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.

3) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

4) Двести десятый сезон открывает Большой театр.

23. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.). Книги для…


1) Олега Ортмана (Ортман)

2) Вадима Котенко (Котенко)

3) Аллы Кузьминых (Кузьминых)

4) Анны Мартына (Мартын)


24. Какие качества недопустимы для участников деловой беседы:

1) Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека.

2) Инициативность, склонность к активной деятельности.

3) Нежелание говорить и действовать напрямую, открыто.

4) Конкретность, отказ от общих рассуждений.

25. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Нигде не видно этого юлу Диму.


1) общий

2) средний

3) женский

4) мужской


26. Укажите, в каких случаях паронимы одеть – надеть употреблены правильно:

1) Холодная мгла одевала землю, оседая на деревьях белым инеем.

2) У натуралистов были с собой кольца из алюминия для того, чтобы одевать их перелётным птицам.

3) Цокольная часть здания одета рустом.

4) Я поблагодарил его за подарок и тут же надел браслет на руку.

27. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Ни гром, ни молния, ни ливень: ничто уже не могло испугать мальчика.

2) Говори не говори, толку не будет.

3) Смирись Кавказ: идёт Ермолов.

4) Эта дама ленивая и медлительная.

28. Нормы русского литературного языка…

1) статичны, неизменны

2) динамичны, подвижны

3) категоричны, не знают исключений

4) подвергаются реформе каждые 40 лет

29. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)злобный, но придирчивый, (не)дееспособный, ни за что (не)благодарил

2) (не)добрать нужной суммы баллов, (не)доброжелательный, (не)доедали в войну

3) (не)видано, (не)вернулся, (не)мудрствующий лукаво

4) (не)чем укрыться от ветра, (не)идёт на ум, (не)дуг

30. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.


1) максима качества

2) максима такта

3) максима симпатии

4) максима согласия


31. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: