Характеристика возрастных периодов: преддошкольного и дошкольного возраста (периода молочных зубов)

В преддошкольный период прибавка роста составляет 8–10 см в год, веса – 4–6 кг в год. Продолжается прорезыва­ние молочных зубов – к 2,5 годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная систе­ма, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. В этом возрасте манипуляции с игрушками заключают в себе элемен­ты не только целенаправленных движений, но и сознания. Важнейшим показателем нормального интеллектуального развития в это время является формирование фразовой речи. Дети учатся не только говорить, но и внимательно слушать, игры приобретают ролевой ха­рактер, и в процессе их у детей проявляются элементы самолюбия, воли, настойчивости, избирательное отношение к дру­гим детям, возникают симпатии и антипатии, привязанности и чувства соперничества, соревнования. На 2–3-м году жизни развиваются такие чувства, как стыд, сострадание, обида. Чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появле­ние множества вопросов, задаваемых малышом в это время.

В дошкольном возрасте энергия роста значительно осла­бевает (ежегодная прибавка роста 5–8 см, веса – около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем актив­ных движений в крупных суставах. Мышечная система за­метно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц.: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых му­зыкальных инструментах. Они становятся особенно подвиж­ными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего воз­раста. Общение со сверстниками все более выступает как необходимость, удовлетво­ряющая потребности в информации, подражании, апробации само­оценки, в самоутверждении, в контакте с себе подобными. Ребенку важно быть «как все». Дети 3–5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свой­ственны недостатки звукопроизношения, которые при пра­вильном обучении с возрастом проходят. В четыре года дети становятся способны к двуличности, хитрости, начинают понимать, чего от них ждут, ка­кими им следует казаться. Возраст от 4 до 7 лет называют «периодом застенчивости». При неправиль­ном воспитании в этом возрасте складывается ощущение неполно­ценности. Умственному и ре­чевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок. В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. В старшем дошкольном возрасте (на 6–7 году жизни) наступает период интенсивного роста («скачок роста») дет­ского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необхо­димо учитывать при организации его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: