В преддошкольный период прибавка роста составляет 8–10 см в год, веса – 4–6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов – к 2,5 годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. В этом возрасте манипуляции с игрушками заключают в себе элементы не только целенаправленных движений, но и сознания. Важнейшим показателем нормального интеллектуального развития в это время является формирование фразовой речи. Дети учатся не только говорить, но и внимательно слушать, игры приобретают ролевой характер, и в процессе их у детей проявляются элементы самолюбия, воли, настойчивости, избирательное отношение к другим детям, возникают симпатии и антипатии, привязанности и чувства соперничества, соревнования. На 2–3-м году жизни развиваются такие чувства, как стыд, сострадание, обида. Чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление множества вопросов, задаваемых малышом в это время.
В дошкольном возрасте энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5–8 см, веса – около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц.: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего возраста. Общение со сверстниками все более выступает как необходимость, удовлетворяющая потребности в информации, подражании, апробации самооценки, в самоутверждении, в контакте с себе подобными. Ребенку важно быть «как все». Дети 3–5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. В четыре года дети становятся способны к двуличности, хитрости, начинают понимать, чего от них ждут, какими им следует казаться. Возраст от 4 до 7 лет называют «периодом застенчивости». При неправильном воспитании в этом возрасте складывается ощущение неполноценности. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок. В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. В старшем дошкольном возрасте (на 6–7 году жизни) наступает период интенсивного роста («скачок роста») детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.