Иммунитет – невосприимчивость или устойчивость организма к действию патогенных микроорганизмов, т.е. антигенам. Этот биологический защитный механизм позволяет организму поддерживать нормальное внутреннее состояние (гомеостаз).
Различают виды иммунитета:
1) врождённый (наследственный) – иммунные тела поступают через плаценту к плоду и с материнским молоком;
2) приобретённый:
а) естественный (активный) – после перенесённого инфекционного заболевания, когда в ответ на антигены активно вырабатываются специфические антитела,
б) искусственный активный, когда в организм человека вводят ослабленные или убитые микроорганизмы, и против них вырабатываются антитела. Такой иммунитет (например: против дифтерии и натуральной оспы) держится годами,
в) искусственный пассивный, когда в организм человека водят иммунные сыворотки из крови животного или человека с готовыми антигенами или вводят иммуноглобулины.
К снижению иммунитета приводят:
· психоэмоциональные перегрузки;
|
|
· интенсивное физическое перенапряжение;
· длительное переохлаждение, перегревание;
· недостаточное употребление животных белков, микроэлементов ведёт к нарушению продукции иммуноглобулинов;
· гиповитаминозы и авитаминозы.
Профилактика инфекционных заболеваний в детском коллективе. Для предотвращения распространения инфекции в детском саду заведующий контролирует соблюдение сроков проведения прививок, а также сроки изоляции больных и соприкасающихся с ними лиц.
Особую ответственность несет заведующий за пищевые отравления и появление кишечных инфекций. В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:
1) строго соблюдать санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоках;
2) ежедневно проверять персонал пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний и немедленно отстранять заболевших от работы;
3) строго следить за сроками реализации и условиями хранения скоропортящихся продуктов и готовой пищи, строго соблюдать технологию приготовления овощных блюд, проведение бракеража пищи перед раздачей;
4) запретить в питании детей кондитерские изделия с кремом,
5) оставлять суточную пробу и хранить ее в соответствующих условиях;
6) обеспечить организацию санитарно-просветительной работы среди персонала и родителей.
59. Утопление. Виды утопления. Симптомы. Принципы оказания неотложной помощи
В основе утопления лежит проникновение жидкости в верхние дыхательные пути и легкие. Часто утопление происходит при пренебрежении элементарными мерами предосторожности (купание в сомнительных водоемах, длительное пребывание в воде и др.).
|
|
Виды утопления:
- истинное («мокрое»): в легкие пострадавшего поступает большое количество воды, смерть наступает вследствие отека легких;
- асфиксическое («сухое»): характеризуется стойким спазмом голосовой щели при попадании небольших количеств воды в верхние дыхательные пути и вследствие этого, вода и воздух не поступает в лёгкие;
- синкопальное: смерть пострадавшего наступает от рефлекторной остановки сердца и дыхания при резком периферическом сосудистом спазме вследствие попадания даже небольших количеств воды в верхние дыхательные пути.
Симптомы истинного утопления:
1. в начальном периоде извлеченные из воды возбуждены или заторможены;
2. неадекватная реакция на обстановку: пострадавшие пытаются встать, уйти, отказываются от медицинской помощи;
3. кожные покровы и видимые слизистые цианотичные (синюшные);
4. дыхание шумное с приступами кашля;
5. гипертензия и тахикардия быстро сменяются гипотонией и брадикардией;
6. часто рвота проглоченной водой и желудочным содержимым;
7. при пребывании в воде 5–10 минут – симптомы клинической смерти (см. раздел «Реанимация»)
Для асфиксического и синкопального утопления характерно раннее наступление клинической смерти.