Республика Беларусь как субъект ВЭД: современные приоритеты и принцип многовекторности

Характеристики Республики Беларусь как внешнеторгового партнера:

Территория: 207,6 тыс. кв. км;

Население на 01.03.2013: 9 461,8 тыс;

ВВП на 01.01.2013: $ 63 163.0 млрд.;

ВВП (ППС) на душу населения на 2011 г. $15,028 тыс.;(62 место,МВФ)

Индекс развития человеческого потенциала: 50-е место в мире. (страны с высоким уровнем человеческого развития)

Внешнеторговый потенциал – это материальные и интеллектуальные возможности государства для участия в международной торговле. Внешнеторговый потенциал Республика Беларусь определяется структурой промышленного комплекса станы и реализуется в условиях высокой степени открытости национальной экономики. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности. Принцип многовекторности - осуществление внешней торговли по различным направлениям: со странами Таможенного союза, СНГ, с государствами дальнего зарубежья и т.д.

Страновые приоритеты Республики Беларусь:

В 2012 году зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 198 странами мира. Товары поставлялись на рынки 160 государств, импортировалась продукция из 180 стран. Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса за 2012 год составил 100,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 51,9 млрд. долларов, импорт – 49 млрд. долларов.

Белорусская экспортоориентированная продукция: нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар.

Импортные позиции РБ: энергоресурсы, нефть, природный газ, сырье, материалы и комплектующие, технологическое оборудование.

1)Восточноевропейский вектор внешнеторгового сотрудничества (ядро-Россия) Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация (47,4% от всего объема товарооборота)на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и59,3% объема импорта. В 2012 г. Основными товарными разделами в экспорте выступили: сельскохозяйственная продукция и продукты питания, транспортные средства и машины и оборудование. Основными товарными разделами в импорте явились: минеральные продукты, недрагоценные металлы и машины и оборудование. На остальные страны СНГ – 16,1% экспорта РБ, остальных стран СНГ – 5,6% импорта. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина (8,5%), третье – Казахстан.

2) Западноевропейский регион (ядро – ЕС) Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и 20% импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды – 8,7%, Германия – 4,8%, Латвия – 3,7%, Польша – 2,5%, Италия – 1,8%, Литва – 1,7%.

3)Восточноазиатский и арабский вектор внешнего сотрудничества (ядро – Китай и арабские страны Персидского залива).Китай –3 % всего объема товарооброта. За период с 2000 г. по 2010 г. экспорт Беларуси в Китай увеличился почти в 3.5 раза, но еще более значительно возрос импорт – более чем в 35 раз.

Важными товарами белорусского экспорта в Китай за 2011 год период также являлись:

-карьерные самосвалы «БелАЗ» (17922 тыс.долл.США);

-материалы смазочные (14878 тыс.долл.США);

-машины и механизмы для уборки и обмолота сельхозкультур (14817 тыс.долл.США);

-полиамиды (14393 тыс.долл.США);

-тракторы (12474 тыс. долл.США);

-растворители сложенные органические (10573 тыс. долл. США); и т.д.

Основу белорусского экспорта в Индию составляют калийные удобрения. Кроме того, индийские потребители проявляют устойчивый интерес к белорусскому стекловолокну, азотным удобрениям, жгуту синтетических нитей, стальному прокату, кордным тканям, подшипникам, интегральным микросхемам. Попытки продвинуть на индийский рынок белорусские грузовики и тракторы, при том что есть опыт поставок такой продукции во времена СССР, успехом не увенчались.Что касается импорта из Индии, то оттуда в Беларусь поступают преимущественно лекарства и фармацевтические субстанции, натуральный каучук, табак, посудомоечные машины, рис, кожа, чай, пряности, орехи, растительные масла, хлопчатобумажная пряжа.

4 )Латиноамериканский вектор внешнеторгового сотрудничества (ядро – Аргентина и Бразилия (Бразилия – 1,1), основу белорусского экспорта на американский континент составляют удобрения и сложнотехническая продукция.

Сальдо внешней торговли услугами сложилось положительное в размере 2803,6 млн. долларов. Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь. К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги. Экспорт услуг в страны СНГ составил 36,3% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ – 63,7%, импорт услуг из стран СНГ – 30,2% общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ – 69,8%. что главной страной в торговле услугами является Российская Федерация. В целом, можно заметить, что в группу основных стран-партнеров входят страны ближнего зарубежья (Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия), страны Европейского Союза (Германия, Соединенное Королевство, Кипр), а также Соединенные Штаты Америки.

Основные стратегические задачи развития Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности:

· рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности,

· увеличение рентабельности экспортных поставок,

· выход на положительное сальдо внешней торговли,

· совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.[1]

·

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры. Для этого потребуются: 1. усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов; 2. активизация импортозамещения; 3. создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок; 4. повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта; 5. активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров, представительств предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья); 6. привлечение иностранных финансовых ресурсов, включая прямые иностранные инвестиции; Предусматривается дальнейшее развитие экспорта услуг – важного источника валютных поступлений, не требующего больших инвестиций. Одно из направлений активизации внешнеэкономической деятельности – развитие свободных экономических зон в целях наращивания экспортного потенциала, развития импортозамещающих производств, организации новых рабочих мест с учетом проводимой структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения белорусского и иностранного капитала, а также внедрения передовых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: