Профилактика болезней органов пищеварения у детей

В истекшем десятилетии отмечается рост числа больных с патологией органов пищеварения среди детского населения, что вызывает необходимость разработки и внедрения в практику детского здравоохранения системы профилактических и реабилитационных мероприятий.

Дети, выделенные в группу высокого риска, должны целенаправленно осматриваться врачом дошкольного учреждения, школы, участковым педиатром во время профилактических осмотров в осенне-весенний период. После профосмотра дети из группы высокого риска могут быть распределены на 2 группы: с подозрением на заболевания желудочно-кишечного тракта и угрожаемые по гастроэнтерологическим заболеваниям.

Дети первой группы (к ним относятся, как правило, имеющие 3-4 и более

неблагоприятных факторов в сочетании с жалобами со стороны органов пищеварения) подлежат обследованию в гастроэнтерологическом кабинете поликлиники. Диагностика гастроэнтерологических заболеваний начинается с выявления клинических симптомов. Если требуются дополнительные исследования, ребенка направляют в специализированные отделения

стационара для проведения инструментальных и других исследований (фракционное желудочное и дуоденальное зондирование, эндоскопия, прицельная аспирационная биопсия слизистой, рентгенологические исследования в условиях гипотонии, рН-метрия, электрогастрография, иммунологическое, биохимическое исследования и др.). Этим детям проводятся лечебные и оздоровительные мероприятия с учетом выявленной патологии.

Угрожаемые по гастроэнтерологическим заболеваниям (т. е. дети, имеющие факторы, способствующие возникновению болезни, но не имеющие жалоб). Эта группа детей нуждается в динамическом медицинском наблюдении и проведении целенаправленных оздоровительных мероприятий. Т. е. распределение на группы дает возможность дифференцированно подходить к организации лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях поликлиники, дошкольного учреждения, школы.

Наиболее эффективен в борьбе с болезнями органов пищеварения путь профилактики, который предусматривает активное устранение или ослабление действующих на ребенка неблагоприятных факторов. Эта работа может проводиться в дошкольных детских учреждениях, школах, на базе городского лагеря в летний период.

Важное место в профилактике отводится семье. С родителями проводится цикл занятий по организации режима дня, питания, закаливания и профилактики острых желудочно-кишечных инфекций.

Перед началом оздоровительных мероприятий для группы детей высокого риска в дошкольном учреждении и школе необходимо провести следующую организационную работу:

1. Медицинский персонал дошкольного учреждения, школы, учителя,

воспитатели знакомятся с предстоящими лечебно-оздоровительными мероприятиями.

2. Преподаватель физкультуры проходит подготовку по вопросам организации занятий с детьми группы высокого риска.

3. Поварами дошкольных учреждений, школ отрабатываются вопросы технологии приготовления щадящего питания.

4. Организуются родительские собрания и индивидуальные беседы по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения у детей.

Дети группы высокого риска ежегодно осматриваются педиатром-гастроэнтерологом, стоматологом; отолярингологом, невропатологом, повторно определяется группа риска и назначается дифференцированный комплекс оздоровительных мероприятий. Комплекс оздоровительных мероприятий предусматривает диетическое и щадящее питание на протяжении всего учебного года в школе и дома, а для детей дошкольного возраста в яслях-садах, с включением в рацион кисломолочных продуктов, обогащенных естественными защитными факторами; рациональный режим дня, соответствующий возрасту ребенка; лечебно-физкультурный комплекс, применяемый при функциональных нарушениях органов пищеварения; санацию хронических очагов инфекции в носоглоточной области (консервативное и оперативное лечение тонзиллита, аденоидов, гайморита); санацию полости рта; общеукрепляющую и гипосенсибилизирующую терапию; лечение невротических и аллергических состояний.

Кроме вышеуказанных мероприятий для этого контингента детей в летний период времени организуются санаторные смены: на базе городского лагеря для детей школьного возраста, на базе санаторного отделения стационара для детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: