Становление учебной дисциплины

≪Права человека≫

Проблема обучения правам человека в XX - начале XXI в. приобрела

чрезвычайно важную роль и является в высшей степени

актуальной. Создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций ознаменовало собой новый этап в историческом развитии мирового сообщества. Приняв Устав этой организации, страны-участницы решили объединить свои усилия для того, чтобы избавиться от разрушительных войн, содействовать укреплению мира и безопасности народов, уважать равенство больших и малых наций, защищать права и свободы человека. В Уставе закреплены цели и идеалы, общие для всех народов мира. ≪Новое объединение народов, - подчеркивается в документе, - призвано утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». С этого времени по существу начинается процесс формирования новой области социально-гуманитарных знаний и специальной учебной дисциплины, отражающей права и свободы человека как сложное социокультурное, философско-нравственное, политическое и правовое явление. Генеральная Ассамблея ООН, принимая 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, призвала все государства к, способствованию распространения знаний о правах человека путем просвещения и образования, их уважения и осуществления на практике. При этом подчеркивалось, что знание прав это важнейшее условие формирования той личности, которую Декларация рассматривает в качестве идеала свободного и цивилизованного

человека. В 1952 г. Совет ООН по экономике и социальным вопросам в своей резолюции № 314 призывает ЮНЕСКО начать широкую кампанию по распространению знаний о правах человека среди мировой общественности через средства массовой информации, литературу, искусство, через всю систему образования. В 1968 г. Международная конференция по правам человека, проходившая в Тегеране, поручает ЮНЕСКО выработать программы, направленные на развитие у граждан чувства собственного достоинства, осознания ими своих прав и свобод. Конференция также подтвердила,

что принципы, заложенные Всеобщей декларации, должны изучаться на всех уровнях образования, особенно в высших

учебных заведениях, где обучаются будущие высококвалифицированные специалисты. В 1971 г. Комиссия ООН по правам человека настоятельно рекомендовала внедрять и развивать отдельные учебные дисциплины, касающиеся прав человека, а в 1973 г. - призвала ЮНЕСКО развивать образование в сфере прав человека для всех людей на всех уровнях.

Учитывая эти требования, Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1974 г. приняла Рекомендацию, касающуюся образования, связанного с правами человека и основными свободами. Согласно этой Рекомендации, права человека трактуются таким образом, как они ≪выражены в Уставе ООН и Всеобщей Декларации прав человека≫. В 1978 г. ЮНЕСКО впервые проводит в Вене конгресс, посвященный вопросам образования в области прав человека. В итоговом

документе говорится, что образование и преподавание в сфере прав человека должно основываться на принципах, заложенных в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека и других международных актах и договорах по правам человека. В нем также подчеркивалось, что образование и преподавание в сфере прав человека должно быть нацелено на воспитание отношений толерантности, уважения и солидарности, обеспечение знаний в этой области и осознание

личностью путей, с помощью которых эти права могут стать частью бщественной и политической жизни. Следующим важным этапом в развитии образования в сфере прав человека стал Международный конгресс по преподаванию

прав человека, состоявшийся в 1978 г. на Мальте. На нем было подчеркнуто, что система преподавания и образования и сфере прав человека должна быть создана всеми странами-членами ООН. При этом она обязательно должна быть доступной для всех граждан и осуществляться на всех уровнях образования с широким участием различных общественных организаций и средств массовой информации. В октябре 1991 г. на международном семинаре Межкультурное изучение прав человека≫, проходившем в Австрии, были изложены основные аспекты преподавания прав человека:

• обучение правам должно иметь два уровня: содержательный и практический;

• оно должно начинаться на дошкольном и начальном школьном уровнях;

• обучение должно проходить в благоприятной обстановке. На этот процесс должны влиять такие факторы, как этические стандарты, организация и дисциплинарная политика в школе;

• обучение правам человека имеет свою специфику в смысле методики преподавания, в этом процессе самое активное участие могут принимать не только учителя и учащиеся, но и родители;

• обучение правам человека должно пронизывать всю образовательную систему, т. е. каждый предмет по-своему может и должен включать элементы человеческих прав.

В марте 1993 г. в Монреале ЮНЕСКО и Центр ООН по правам человека проводят Международный конгресс по образованию в области прав человека и демократии. Основным документом Конгресса стал Мировой план действий в сфере образования правам человека и демократии. Он предполагает общую стратегию для согласованных действий в области пропаганды прав человека. Цель Мирового плана включает в себя формирование культуры прав человека

и развитие демократических обществ, которые дадут возможность отдельному человеку или группам людей разрешать свои проблемы и противоречия путем ненасильственных методов. Для его реализации предлагается организовать обучение правам, свободам и обязанностям человека во всей системе образования. В 1993 г. в Вене состоялась Всемирная конференция по правам человека, на которой была принята декларация и Программа действий.

В этих документах были обозначены основные принципы и стандарты, выявлены наиболее важные проблемы и намечена программа дальнейших действий в сфере образования прав человека. Одним из главных результатов конференции является признание особой важности развития системы образования прав человека, что в свою очередь приведет к установлению стабильных и гармоничных отношений между различными обществами, укреплению мира и взаимопонимания между людьми во всем мире. В Венской декларации содержится призыв ко всем государствам включать вопросы по правам человека, гуманитарному праву и демократии в учебные планы всех учебных заведений.

Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № 49/184) объявила период с 1995 по 2004 г. десятилетием образования в области прав человека и разработала план действий, который включает решение следующих основных задач:

• оценку потребностей для осуществления программ и выработку эффективной стратегии образования в области прав человека на уровне школ;

• создание новых и усиление существующих программ, а также создание благоприятных условий для образования в области прав человека на международном, государственном, региональном и местном уровнях;

• совместную разработку материалов по образованию в области прав человека; распространение среди населения всех стран Всеобщей декларации прав человека и знаний о ней.

Во Всеобщей декларации прав человека, в других международных документах по правам человека содержится призыв ООН к странам-участницам развивать образование в области прав человека с тем, чтобы оно было направлено на полное развитие человеческой личности, соблюдение прав человека и свобод, осознание человеком чувства собственного достоинства. Оно должно содействовать взаимопониманию, установлению дружественных отношений между

всеми народами, расовыми или религиозными группами, укреплению стабильности и мира. В системе образования акцент должен делаться на ≪обучение для всех≫, ≪обучение в течение всей жизни≫, а также на ≪обучение без границ≫. В последние годы в целях развития системы образования и проведения научных исследований в области прав человека при содействии ЮНЕСКО создаются университетские кафедры по правам человека, демократии и мира, К настоящему времени в разных регионах мира уже создано несколько десятков кафедр - в Европе, Африке, Азии, (Арабских государствах) и Латинской Америке. В дальнейшем планируется создание кафедр по правам человека, демократии и мира и в других странах. Оценивая достижения мирового сообщества в создании системы образования в области прав человека, директор департамента по правам человека, мира и демократии ЮНЕСКО Я. Симанидис отметил,

что за период, прошедший со дня принятия Всеобщей декларации, в данном направлении достигнут безусловный прогресс. Вместе с тем сегодня требуются дополнительные усилия со стороны всех государств мира для преодоления существующих недостатков решения новых, более сложных задач в правовом воспитании и образовании обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: