Ф-МК-003/073

Международный казахско-турецкий университет имени А.Ясауи

Медицинский факультет

Кафедра «Профилактической медицины с курсом методологии в медицинском образовании и науке»

Обсуждено на заседании кафедры

№___ «___» _______ 2014 г.

Утверждено заведующим кафедрой

______________ Куандыкова А.К.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

Код дисциплины: AMN 3229

Специальность: 5В130100 – «Общая медицина»

Обьем учебных часов ‑ 54

Лекция: 3 часа

Практические занятия: 33 часа

Самостоятельная работа студентов: 18 часов

Курс: III

Семестр: VІ

Диф.зачет: VІ

Всего часов: 54

Составила:

Преподаватель Захитдинова Н.С.

Туркестан – 2015 г.

Ф-МК-003/073

Тематический план практических занятий

Темы практических занятий Группа Время проведения Кол-во часов
  Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины, Мировой опыт развития. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Опи­сание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль.   ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания.Оценка методологического качества клинических исследований. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований.   ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Рубежный контроль№1      
  Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO. Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекогопоиска медицинской информации - Medline. Анализ статей и их критическая оценка. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных впрактику. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок и планирование повторного аудита. Анализ ошибок в проведении клинического аудита и планирование повторного аудита. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Систематические обзоры и мета-анализы. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств.Основы статистического анализа медицинских данных. ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии.   ОМ-227 ОМ-228 ОМ-229 ОМ-230 ОМ-231    
  Рубежный контроль№2      
  Всего      

№1 тема.

Тема: Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины.

Цель занятия: Владеть методикой поиска информации в базах данных; оценивать достоверность медицинской информации с помощью фильтров доказательной медицины;уметь ориентироваться в потоке новой информации;использовать принципы доказательной медицины для составления лечения в историях болезней.

Основные вопросы темы:

1. Определение термина доказательной медицины.

2. Понятие доказательной медицины.

3. Современные принципы лечения болезней.

4. История возникновения ДМ.

5. Область применения ДМ.

6. Понятие о клинической эпидемиологии.

7. Основные принципы ДМ.

8. Развитие ДМ в мире и в нашей стране.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь

Информационно-дидактический блок: Тенденция к широкому распространению в последние годы в России методов лечения и диагностики с научно не доказанной эффективностью, а в худшем случае и вредных для здоровья пациентов свидетельствует о низком иммунитете российских врачей к рекламируемым сомнительным методам диагностики и лечения.

Научно-обоснованная медицинская практика и клиническая эпидемиология учат врача искусству критического анализа информации и умению соотнести результаты исследования с конкретной клинической ситуацией. Для современного врача навыки критической оценки столь же важны и необходимы, как, например, умение проводить аускультацию больного.

Принципы медицины, основанной на доказательствах, имеют важное значение для преподавания. Студенты и молодые врачи, не имеющие опыта лечения больных, наиболее подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому у них достаточно легко формируются ложные представления о подходах к лечению тех или иных болезней. Клиническую эпидемиологию следует рассматривать как одну из фундаментальных наук, на которой зиждется здание современной медицины.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

  1. Определение термина доказательной медицины.
  2. История возникновения ДМ.
  3. Область применения ДМ.
  4. Основные принципы ДМ.
  5. Кокрановское сотрудничество.
  6. Развитие ДМ в мире и в нашей стране.

№2 тема

Тема: Клиническая эпидемиология: определение, история развития,

основные принципы и методы исследования.

Цель занятия: Владеть информацией о клинической эпидемиологии. Изучить роль клинической эпидемиологии в определении диагностики, профилактики и лечении заболевания.

Основные вопросы темы:

1. Определение клинической эпидемиологии.

2. Современные принципы клинической эпидемиологии.

3. История возникновения клинической эпидемиологии.

4. Область применения клинической эпидемиологии.

5. Цель клинической эпидемиологии.

6. Методы исследования клинической эпидемиологии.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь

Информационно-дидактический блок: Клиническая эпидемиология-это наука, которая обеспечивает достоверность клинических исследований проведенных у каждого пациента или групп пациентов. Цель клинической эпидемиологии – подготовка и применение методов клинического исследования для достоверных результатов.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001

2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.

  1. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.

2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Определение клинической эпидемиологии.

2. Современные принципы клинической эпидемиологии.

3. История возникновения клинической эпидемиологии.

4. Область применения клинической эпидемиологии.

5. Цель клинической эпидемиологии.

6. Методы исследования клинической эпидемиологии.

№3 тема

Тема: Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии. Описание случаев и поперечные исследования. Исследования случай-контроль.

Цель занятия: Ознакомиться традиционной иерархией доказательств в клинической эпидемиологии. Дать определения исследованиям поперечное исследования и случай-контроль. Изучить цели поперечного исследования и случай-контроля. Освоить разницу между двумя исследованиями.

Основные вопросы темы:

  1. Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии.
  2. Что включают в себя исследования случай-контроль.
  3. Отличие исследования случай-контроль от когортных исследований?
  4. Описание случаев и поперечные исследования.
  5. Что собой представляют рандомизированные контролируемые испытания.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: На сегодяшный день многие врачи из-за неграмотности и недостаточночти информации они диагностируют заболевания и лечат их с помощью сомнительных препаратов. Медицинская практика и клиническая эпидемиология критикуя сомнительные информации врачей, учат их использовать в основном клиническую практику. Иногда у студентов и у молодых врачей во время лечения разных заболеваний из-за недостаточности практики и недостаточной критики могут сложиться неправильные понятия.можно рассматривать клиническую эпидемиологию как основную науку в развитии медицины.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

  • Описание случаев и поперечные исследования.
  • Отличие исследования случай-контроль от когортных исследований?
  • Традиционная иерархия доказательств в клинической эпидемиологии.
  • Что включают в себя исследования случай-контроль.
  • Что собой представляют рандомизированные контролируемые испытания.

№4 тема

Тема: Когортные исследования и рандомизированные контролируемые испытания. Оценка методологического качества клинических исследований.

Цель занятия: Ознакомиться видами клинических исследований. Определить роль когортного и рандомизированного исследований в медицине, ознакомиться их видами. Выделить их различия.

Основные вопросы темы:

1. Что включают в себя Когортные исследования?

2. Как необходимо вести поик информации в Интернете и электронной базе данных?

3. Что собой представляют рандомизированные контролируемые испытания.

4. Как необходимо проводить оценку методологического качества клинических исследований.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Инфомационно-дидактический блок: Когортное исследование-это проспективное исследование факторов приводящих к развитию заболевания. В ходе когортного исселодования составляется группа, в одной группе учащиеся сталкиваются вредными факторами, а в другой – нет никаких вредных факторов. Рандомизированные клинические исследования – это исследования при котором учащиеся делятся на группы случайным образом, исследования с помощью тестирования профилактики,диагностики и лечения заболевания.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

  • Что представляют из себя:
  • большие рандомизированные испытания?

· малые рандомизированные испытания?

· нерандомизированныепроспективные испытания?

· нерандомизированные ретроспективные испытания?

  • Что включают в себя Когортные исследования?
  • Как необходимо вести поиск информации в Интернете и электронной базе данных?
  • Что собой представляют рандомизированные контролируемые испытания.
  • Как необходимо проводить оценку методологического качества клинических исследований.

№5 тема

Тема: Испытания лекарственных средств. Этапы. Понятие о дизайне клинических исследований.

Цель занятия: Ознакомиться понятием испытания лекарственных средств. Ознакомиться из этапами. Дать определения дизайну клинических исследований.

Основные вопросы темы:

1. Как необходимо вести поик информации в Интернете и электронной базе данных?

2. Что включают система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline.?

3. Какие этапы клинических испытаний вы знаете?

4. Охарактеризовать каждый из этапов клинических испытаний.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: Для определения вреда и пользы лекарственных средств лекарственные средства проходят ряд очень сложных этапов. Клиническое исследования-это исследования, которые проводятся уна людях для уточнения пользы и вреда лекарственных средств. Клиническое исследование необходимо для использования новых лекарственных средств. Клиническое исследование помогает взять полную информацию о препаратах.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

а) по базисным данным:

5. Какие существуют показатели эффективности фармакотерапии?

6. Что включают доклинические исследования?

7. Какие этапы клинических испытаний вы знаете?

8. Охарактеризовать каждый из этапов клинических испытаний.

9. Какую роль играет плацебо в клинической практике и при испытаниях новых лекарственных средств?

10. Что представляют из себя: а) большие рандомизированные испытания?

б) малые рандомизированные испытания?

в) нерандомизированныепроспективные

испытания?

г) нерандомизированные ретроспективные

испытания?

б) по теме занятия:

  1. Основные принципы поиска и анализа доказательной информации?
  2. Какие существуют базы данных доказательной информации?
  3. Алгоритм поиска и оценки статей. Специальные критерии отбора.
  4. Степени достоверности данных клинических исследований.
  5. Определение метаанализа.
  6. Цели проведения метаанализа?
  7. Разновидности метаанализа и их возможности?
  8. Преимущества и сложности метаанализа?
  9. Определение систематического обзора.
  10. Цели проведения и возможности систематических обзоров.
  11. Кокрановские центры, Кокрановское сообщество, их цели, принципы деятельности?
  12. Кокрановская электронная библиотека

№6 тема

Тема: Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. Формулирование клинической проблемы с использованием принципа PICO. Второй и третий этапы ДМ. Поиск информации в Интернете и электронной базе данных. Система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline. Анализ статей и их критическая оценка.

Цель занятия: Ознакомиться этапами доказательной медицины. Знать необходимость каждого этапа. Уметь составлять правильный клинический вопрос. Знать как правильно искать информацию с интернета и электронной базы данных. Научиться правильно разбирать, оценивать и читать научную статью.

Основные вопросы темы:

11. Как необходимо вести поиск информации в Интернете и электронной базе данных?

12. Что включают система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline.?

13. Какие этапы клинических испытаний вы знаете?

14. Охарактеризовать каждый из этапов клинических испытаний.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: В младших курсах студенты мало обращают внимания на медицинские статьи.потому что они не участвуют в ходе лечения пациентов. На ІІ-ом этапе доказательной медицины имеется два режима поиска информации. На ІІІ-ем этапе оценивается достоверность, точность, используемость различных работ.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001

2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.

3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.

2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Основные принципы поиска и анализа доказательной информации?

2. Какие существуют базы данных доказательной информации?

  1. Алгоритм поиска и оценки статей. Специальные критерии отбора.
  2. Степени достоверности данных клинических исследований.
  3. Кокрановские центры, Кокрановское сообщество, их цели, принципы деятельности?
  4. Кокрановская электронная библиотека

№7 тема

Тема: Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных

в практику.

Цель занятия: Ознакомиться этапами доказательной медицины. Знать необходимость каждого этапа. Уметь составлять правильный клинический вопрос. Знать как правильно искать информацию с интернета и электронной базы данных. Научиться правильно разбирать, оценивать и читать научную статью.

Основные вопросы темы:

1. Какие этапы клинических испытаний вы знаете?

2. Охарактеризовать каждый из этапов клинических испытаний.

3. Чем характеризуются четвертый и пятый этапы ДМ.

4. Применение полученных данных в практике.

5. Как необходимо вести поик информации в Интернете и электронной базе данных?

6. Что включают система библиографичекого поиска медицинской информации – Medline.?

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: На этом этапе применяется результаты научных исследований для лечения. В младших курсах студенты мало обращают внимания на медицинские статьи.потому что они не участвуют в ходе лечения пациентов. На ІІ-ом этапе доказательной медицины имеется два режима поиска информации. На ІІІ-ем этапе оценивается достоверность, точность, используемость различных работ.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Основные принципы поиска и анализа доказательной информации?

  1. Алгоритм поиска и оценки статей. Специальные критерии отбора.
  2. Степени достоверности данных клинических исследований.
  3. Охарактеризовать каждый из этапов клинических испытаний.
  4. Чем характеризуются четвертый и пятый этапы ДМ.
  5. Применение полученных данных в практике.

№8 тема

Тема: Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок и планирование повторного аудита.

Цель занятия: Знать значение примерного планирование и проведение аудита. Ознакомиться видами аудита и их направлениями. Ознакомиться анализом ошибок и планирование повторного аудита.

.

Основные вопросы темы:

· Стандарты лечения основных заболеваний.

· Основы Интернет-связи.

· Основные понятия о проведении клинической экспертизы.

· Протоколы клинической практики.

· Аудит. Вид и задачи аудита.

· Аудит клинического исследования. Отрицательные моменты.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: В последние годы издавались довольно прогрессивные приказы, отношение к ним исполнителей оставалось стереотипным и предписания серьезно не воспринимались. Главная проблема сложившейся ситуации заключалась в том, что в этих документах не содержались принципы деятельности, приказы издавались как документы, не подлежащие обсуждению, а только беспрекословному выполнению без учета мнения самих исполнителей о возможности выполнимости, проблемах и рациональных путях выполнения. Большая роль уделялась экспертам, то есть лицам, проводящим комиссию выполнения приказов. Зачастую, эксперты, не вникая в суть приказов, проводили проверку по своему усмотрению, так как не было унифицированных форм проверки. Очень часто одна проверка противоречила другой и приводила к еще большему недоразумению исполнителей.

Такая ситуация сложилась не только в нашей стране, но и во многих других странах. Поэтому появилась более прогрессивное направление в создании нормативных документов по системе стандартов и протоколов, прежде всего основанных на данных методологически адекватно поставленных исследований, то есть на основании результатов доказательной медицины. Поэтому сегодня становится актуальным создание нормативных документов именно по этому принципу. Очень важно, что при создании стандартов и протоколов в них также заложена система мониторинга и контроля, аудита

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Примерное планирование клинического аудита

2. Проведение клинического аудита

3. Анализ ошибок

4. Планирование проведения повторного аудита.

5. Аудит. Вид и задачи аудита.

6. Аудит клинического исследования. Отрицательные моменты.

№9 тема

Тема: Систематические обзоры и мета-анализы.

Цель занятия: Ознакомиться определением систематического обзора и метаанализа. Знать значимость для доказательной медицины. Разделить их по различиям. Ознакомиться с их видами.

Основные вопросы темы:

  1. Что представляет собой метаанализ.
  2. Какие цели должны быть для проведения метаанализа
  3. Преимущества и сложности метаанализа?
  4. Определение систематического обзора.
  5. Цели проведения и возможности систематических обзоров.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: Систематический обзор –это исследование которое исследует всех первичных исследований с помощью современных методов. Исследование, которое оценивает результаты лечения и их качества. Метаанализ – количественный анализ обобщенных результатаов нескольких исследований. Это исследование имеет значение для выбора методов профилактики, лечения и диагностики заболевания.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

  1. Определение метаанализа.
  2. Цели проведения метаанализа?
  3. Разновидности метаанализа и их возможности?
  4. Преимущества и сложности метаанализа?
  5. Определение систематического обзора.
  6. Цели проведения и возможности систематических обзоров.

№10 тема

Тема: Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Преимущества и недостатки клинических руководств. Основы статистического анализа медицинских данных.

Цель занятия: Ознакомление с определением клинического руководства, основными принципами разработки и внедрения в практику. Усвоить преиумщества и недостатки клинических руководств. Разделить на виды клинических руководств.знать основы статистического анализа медицинских данных.

Основные вопросы темы:

1. Что представляет собой клинические руководства.

2. Какие цели должны быть для разработки клинических руководств.

3. Основные принципы разработки клинических руководств.

4. Преимущества и недостатки клинических руководств.

5. Основы статистического анализа медицинских данных.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: Клиническое руководство-инструмент для улучшения результатов лечения, для улучшения работы медицинских служб. Виды клинического руководства:

1) Основанное на лучшие результаты

2) Клинические результаты

3) Основанное на консенсус

4) Основанное на доказательствах

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой клинические руководства.

2. Какие цели должны быть для разработки клинических руководств.

3. Основные принципы разработки клинических руководств.

4. Преимущества и недостатки клинических руководств.

5. Основы статистического анализа медицинских данных.

№11 тема

Тема: Эпидемиология и общественное здоровье. Этические проблемы эпидемиологии.

Цель занятия: Знать определение Эпидемиологии. Роль общественного здоровья в развитии доказательной медицины.Ознакомиться этическими проблемами эпидемиологии.

Актуальность темы:

Основные вопросы темы:

1. Что изучает клиническая эпидемиология.

2. Современные принципы клинической эпидемиологии.

3. Эпидемиология и общественное здоровье.

4. Область применения клинической эпидемиологии в общественном здравоохранении.

5. Этические проблемы эпидемиологии.

Методы обучения и преподавания: SGL, обратная связь.

Информационно-дидактический блок: Тенденция к широкому распространению в последние годы в России методов лечения и диагностики с научно не доказанной эффективностью, а в худшем случае и вредных для здоровья пациентов свидетельствует о низком иммунитете российских врачей к рекламируемым сомнительным методам диагностики и лечения.

Научно-обоснованная медицинская практика и клиническая эпидемиология учат врача искусству критического анализа информации и умению соотнести результаты исследования с конкретной клинической ситуацией. Для современного врача навыки критической оценки столь же важны и необходимы, как, например, умение проводить аускультацию больного.

Принципы медицины, основанной на доказательствах, имеют важное значение для преподавания. Студенты и молодые врачи, не имеющие опыта лечения больных, наиболее подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому у них достаточно легко формируются ложные представления о подходах к лечению тех или иных болезней. Клиническую эпидемиологию следует рассматривать как одну из фундаментальных наук, на которой зиждется здание современной медицины.

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», М., 2001
  2. В.В.Власов «Эпидемиология», М., 2004.
  3. Т.Гринхальх «Основы доказательной медицины», М., 2006

Дополнительная:

  1. Принципы клинической практики, основанной на доказанном. Рабочая группа по доказательной медицине под ред. Гордона Гайятта, Драммонда Ренни., М., 2003.
  2. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. М., 2002.

Контрольные вопросы:

1. Клиническая медицина и эпидемиология.

2. Основные положения клинической эпидемиологии.

3. Социальный аспект клинической эпидемиологии.

4. Область применения клинической эпидемиологии в общественном здравоохранении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: