Стратегия фокусирования, или узкой специализации, предполагает выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.
Данная стратегия предполагает концентрацию деятельности предприятия на относительно небольшой целевой группе потребителей, части товарного ассортимента, каком-либо аспекте деятельности. Она радикально отличается от предыдущих стратегий, поскольку основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночной ниши).
Ниша рынка может быть определена с точки зрения географической уникальности, специальных требований к использованию продукции или ее особых характеристик, важных для участников ниши.
Причина выбора такой стратегии – отсутствие или недостаток ресурсов, усиление барьеров входа в области или на рынок. Поэтому стратегия фокусирования присуща, как правило, небольшим предприятиям.
Выделяют три направления фокусирования: в пределах выбранного сегмента рынка предприятие старается достичь преимущества в издержках либо усиливает то и другое. Условия реализации и риски, присущие стратегии фокусирования, приведены в таблице.
| Характеристики стратегии фокусирования |
| Необходимые рыночные условия |
| • существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия; |
| • размер рыночной ниши обеспечивает прибыльность, ниша имеет потенциал для роста; |
| • конкуренты не рассматривают нишу рынка в качестве ключевого фактора успеха; |
| • ресурсы предприятия позволяют качественно обслуживать потребителей рыночной ниши |
| Риски |
| • рыночная ниша становится настолько привлекательной, что переполняется конкурентами; |
| • различия между потребностями целевого сегмента рынка и рынка в целом могут сократиться; |
| • конкуренты могут проникнуть на выбранный целевой рынок и достичь более высокого уровня специализации |






