Сказкотерапия

Вы когда-нибудь встречали людей, которые постоянно совершают одни и те же ошибки? Раз за разом, сохраняя при этом уверенность, что сами они тут ни при чём. Что виноваты обстоятельства, злая воля или несчастливая звезда… На самом деле они совершают определённые действия, отыгрывая сюжеты Золушки, Гадкого утенка, Алисы в Стране Чудес и многие другие, которые на первый взгляд заканчиваются хорошо, но развиваются крайне неудачно.

Сказкотерапия – метод психотерапевтической работы с образами. Одной из её задач является осознание повторяющихся паттернов поведения, из-за которых люди совершают одни и те же ошибки, приводящие к неудаче. Или к удаче, но сами ошибки уж очень неприятные. Осознание и осмысление своего сценария дает возможность выбора, ведь, если мы можем сказать себе: «Это всего лишь сценарий», – мы можем сбросить его, будто змеиную кожу.

Итак, человека просят придумать сказку. Иногда ещё, и это часто используют при работе с детьми, просят рассказать, какая сказка у него любимая, или была любимой в детстве, если речь идёт о взрослом. И, если это знакомый с детства сюжет, – важно, КАК он его расскажет. Что для него в этой истории существенно, а какие детали он пропустит. Никогда два человека одну и ту же сказку не расскажут одинаково, потому что каждый объясняет поступки сказочных героев и происходящие с ними события, исходя из собственного понимания, опыта, поведенческих схем.

Часто, особенно на начальном этапе работы, люди рассказывают сказки почти без сюжета и без завершения. То есть «ну вот жил-был персонаж, допустим… Э-э-э… Полуэкт… И пошёл он однажды счастья искать, и упал в яму… А дальше – ну, не знаю я… Как-нибудь выбрался». Выглядит такая сказка, мягко говоря, незаконченной. Это потому что автор знать не знает, что в ней произойдёт дальше. Потому что сидит он в центре круга на занятии терапевтической группы – в непонятном каком-то месте, куда его неведомо как занесло, и неуютно ему очень, и надо выбираться. Сказка его именно об этом. И работа терапевта направлена на самом деле на осознание этого факта. Когда человек поймёт, что за историю он рассказывает (что за сюжет он сейчас реализует), – найдётся и концовка.

Неважно, придумана сказка или пересказана всем известная, — люди всегда рассказывают о себе. Каких персонажей они описывают? Почему на роль главного героя выбран тигр, или дерево, или лягушка? Какие они, что они означают для автора? Анализируя сказку, мы, в общем-то, ищем ответы на два вопроса: КТО её герои (что они символизируют, какие архетипы задействованы, а значит, какие функции они несут), и ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ (какой сюжет реализуют). Таким образом, при анализе сказок неизбежно сочетаются элементы юнгианской аналитической психологии и сценарного анализа Эрика Берна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: