Искусство спора

Занятие 5.

Практика различных видов спора

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия:

Подготовка участников:

1. Выберите вид (виды) спора, в котором вы будете принимать участие.

2. Выберите роль (роли): пропонент, оппонент или слушатель (самостоятельный или в составе аудитории). Подготовьте себя к выбранной роли.

3. Подготовьте текст (тексты), выстройте и проверьте схему аргументации.

4. Продумайте возможные возражения и линию поведения своего оппонента, постарайтесь подготовиться к защите своего тезиса.

5. Если Вы не укладываетесь в регламент, продумайте фразы, которые спровоцируют у Вашего собеседника (аудитории) нужный Вам вопрос.

Практическая подготовка игры:

В процессе подготовки к игре определяются:

– виды спора (диспут магистрантов, научная дискуссия, судебная полемика, дебаты логика и софиста и пр.),

– количество участников того или иного вида спора,

– последовательность ситуаций,

– регламент.

Основные действующие лица оговариваются заранее.

Речь готовится заранее.

Форма игры: практика различных видов спора.

Условия игры: рекомендации во время игры не допускаются.

Итоги подводятся коллективно.

Оформление игры:

Сентенция: « Кому недоступно убеждение ( дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влиянием». В.Ф. Одоевский

Ситуативные ролевые игры

1. Игра «Приглашение» [13]

Проводится в парах. Первым дается инструкция: «Вам нужно пригласить члена группы в гости, используя как можно больше доводов». Тот, кого приглашают, реагирует по ситуации по желанию: либо соглашается, либо нет. Остальные подсчитывают, сколько аргументов было использовано, достиг ли цели приглашающий. Если да, то благодаря чему, если нет, то почему.

2. Игра «Верное решение» [14]

Группепредлагается математическая задача, в которой есть некоторые логические сложности: «Индеец Джо купил лошадь за $6, на следующий день продал ее за $7. Занял один доллар у соседа и купил лошадь за $8, после чего продал ее за $9. Вопрос: каков доход индейца Джо?»

Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении 3 минут участникам предлагается вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах. Например: «Мой ответ – один доллар, и я уверен в этом на сто процентов, или: «Мой ответ три доллара, но я уверен в этом только на пятьдесят процентов».

Попробуйте доказать всей группе свое решение методом положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Например, «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял шесть долларов?». Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Согласны ли вы с тем, что…». Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколько назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Пример:

· Согласны ли вы с тем, что индеец Джо вложил шесть долларов, а в конечном итоге получил девять долларов?

· Нет, не согласен. Один доллар ему пришлось отдать, потому что он его занимал. И вообще я не понимаю…

· Простите, что я не совсем удачно сформулировал вопрос. Согласны ли вы рассмотреть каждую отдельную операцию индейца Джо?

· Согласен.

· Согласны ли вы с тем, что в первой операции он истратил шесть долларов?

· Согласен (и т. п.).

В процессе доказательства у некоторых участников могут изменяться ответы. Эти изменения фиксируются ведущим.

К анализу

· Как чувствуют себя те, кто выступал с доказательством своего решения?

· Какие чувства у остальных участников?

· Как в целом группа оценивает полезность и применимость данного инструмента?

· Какие выводы вы сделали из этого упражнения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: