Гражданское законодательство: понятие, система, проблемы совершенствования

ГЗ представляет собой совокупность НПА (а не норм права, как отрасль права). Система законодательства – внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему НПА. 2 подхода: в узком смысле в ГЗ относится только Конституция, ГК, ФЗ напрямую регулирующие гражданско-правовые отношения; в широком смысле – все НПА, которые тем или иным образом регулируют эти отношения.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (ч.1 ст.2 ГК РФ). Акты ГЗ не имеют обратной силы.

Принципиальной особенностью ГЗ является наличие в нем большого числа диспозитивных норм, действующих только тогда, когда участники отношений не предусмотрели иной порядок поведения. В тоже время в ГЗ имеется значительное количество императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания. В случае сомнения в юридической природе конкретной нормы следует исходить из ее императивного характера, т.к. диспозитивность должна быть прямо и недвусмысленно выражена в ней, будучи особенностью, а не общим правилом ГП регулирования. Г НПА составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. В соответствии с п. «о» ст.71 КРФ ГЗ составляет «предмет исключительной федеральной компетенции». Приоритетом по отношению к внутреннему ГЗ имеют международные договоры, заключенные РФ. По своей юридической силе Г НПА распределяются на 3 группы: а) ФКЗ и ФЗ, принятые ГД РФ, обладающие высшей юридической силой (ГК РФ, и принятые в соответствии с ним ФЗ РФ); б) указы президента и постановления правительства, носящие подзаконный характер; в) НПА иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), подлежащих обязательной государственной регистрации в Минюсте РФ. + обычаи, международные договора. Не являются источниками: прецеденты, правовая доктрина и пр.

ГК предусмотрел принятие нескольких десятков ФЗ, в основном о статусе юрлиц, часть из которых уже принята. При наличии прямого указания в ГК иной ФЗ может регулировать соответствующие отноешния иначе, чем это предусмотрено ГК. Входящие в ГЗ НА составляют по своему объему очень значительный законодательный массив. Это неизбежное многообразие вызвано широтой и сложностью самого предмета ГП регулирования. Поэтому именно для ГЗ большое значение имеет проблема его систематизации и упорядочения. К основным способам систематизации относятся: инкорпорация (сведение раннее изданных НПА в единый сборник без изменения их содержания (Свод законов РИ или Собрание действующего законодательства СССР), консолидация (объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов в единый НПА (Положение о безналичных расчетах – ЦБР в 1992 г. – возможность «расчистки» НПА)) и кодификация (высшая форма систематизации, при которой принимается единый новый закон, отменяющий действие старых НА). Вариант консолидации – новелизация, т.е. повторное официальное издание НПА, в который внесено много изменений, при которой старая редакция теряет силу. Кодекс строится по особой системе, с выделением общих положений и становится главным источником соответствующей отрасли. В ГП кодификация может носить общий (принятие ГК, охватывающего все нормы и институты отрасли права) либо частный характер (принятие закона (и в форме Кодекса), регулирующего узкую группу общественных отноешений (ЖК, СК, кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и т.д.)).

В гражданском праве применяется аналогия закона и аналогия права (ст.6 ГК). Аналогия закона - это применение к отношениям, прямо не урегулированным законодательством, соглашением сторон или обычаями, норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). В новом ГК указывается обычай, а не обычай делового оборота, т.к. источником ГП является правовой обычай без указания на сферу деятельности, в которой он сложился и применяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: