Оформление теоретического чертежа

Теоретический чертеж выполняется на удлиненных листах производных форматов по ГОСТ 2.301-68: 1189x1682; 1189х2523; 841x1783; 841x2378; 594x1261; 594x1682; 594x2102; 420x891; 420x1189; 420x1486; 420x1783; 420x2080; 297x630; 297x841; 297x1051; 297x1261; 297x1471; 297x1682; 297x1892.

Наименование проекций на теоретическом чертеже не указывают.

На проекциях теоретического чертежа принимают следующие обозначения.

Батоксы обозначает римскими цифрами. Номера батоксов на проекциях «Корпус» и «Полуширота» проставляются за габаритами сетки, а на проекции «Бок» — над линиями батоксов, перпендикулярно касательным к кривым. Нумерацию батоксов начинают от ДП.

Ватерлинии обозначают арабскими цифрами. На проекциях «Бок» и «Корпус» номера ватерлиний проставляет за габаритными линиями сетки, а на проекции «Полуширота» — над линиями ватерлиний. Нумерацию ватерлиний натчинают от основной плоскости. Нумерация ватерлиний ниже основной плоскости должна быть отрицательной.

Шпангоуты обозначают арабскими цифрами. Номера шпангоутов проставляют: на проекции «Бок» — вне обводов; на проекции «Полуширота» — под следом ДП; на проекции «Корпус» — над линиями шпангоутов. Нумерация шпангоутов — нарастающая от носового перпендикуляра, в корму — положительная, а в нос — отрицательная.

Рыбины обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная от ближайшей к ДП. Обозначения рыбин на проекции «Корпус» проставляют над следом секущей плоскости, а на проекциях «Бок» или «Полуширота» — над линиями рыбин.

Промежуточные батоксы, ватерлинии и шпангоуты нумеруются дробными числами.

При большой насыщенности чертежей линиями обводов обозначения проставляют на линиях-выносках.

На проекциях теоретического чертежа допускается делать поясняющие надписи отдельных элементов обводов, например: «Верхняя палуба», «Козырек», «Линия слома» и т.п.

На поле теоретического чертежа приводится таблица главных размерений судна, в которой указываются:

— длина наибольшая — L max;
— длина по конструктивной ватерлинии — LКВЛ;
— длина между перпендикулярами — LПП;
— ширина наибольшая — В max;
— осадка по конструктивную ватерлинию — dКВЛ;
— высота борта при мидель-шпангоуте — D;
— водоизмещение объемное — Ñ.

Таблицу главных размерений судна располагают над основной надписью под проекцией «Корпус». Если «Корпус» расположен посредине проекции «Бок», то таблицу выполняют в промежутке между проекциями «Бок» и «Полуширота».

Обводы теоретического чертежа необходимо выполнять тонкими линиями для точного согласования проекций и уменьшения погрешности определения истинных размеров элементов судна.

Толщины линий теоретического чертежа после обводки должны быть не более: для сетки — 0,2 мм; все прочие линии теоретического чертежа — 0,3 мм. Целесообразно обводы конструктивной ватерлинии, мидель-шпангоута, килевой и бортовых палубных линий выполнять линией толщиной 0,3 мм, а все остальное обводы — линией толщиной 0,2 мм.

Все цифры на теоретическом чертеже должны быть написаны шрифтом № 3, главные размеры судна и надписи выполняются шрифтом № 5.

Оформление теоретического чертежа должно быть выполнено в соответствии с действующими ГОСТ ЕСНД, ГОСТ и ОСТ.

3.2. Специальный инструмент, применяемый при построении теоретического чертежа

Линии сетки теоретического чертежа выполняются твердым карандашом, заточенным «лопаточкой». Для обводки прочих линий теоретического чертежа применяются карандаши твердостью 3Т-4Т. Для вычерчивания сетки теоретического чертежа пользуются стальной линейкой или рейсшиной, рабочая кромка которой должна быть строго прямолинейной и без вмятин. Прямолинейность рабочей кромки линейки (рейсшины) проверяется совмещением этой кромки при повороте линейки на 180° около ее рабочей кромки, с двумя точками А и Б, расположенными по концам линейки. При этом линии, проведенные по рабочей кромке при обоих положениях линейки, должны совпадать по всей длине, в противном случае линейкой (рейсшиной) пользоваться нельзя (рис. 3.1).
Для обводки кривых линий теоретического чертежа служат корабельные лекала. Применяемые лекала не должны иметь вмятин и надрезов по рабочим кромкам (рис. 3.2). Для обводки линий большой длины, но малой кривизны (например, ватерлиний, палуб) применяются гибкие рейки постоянного сечения без вмятин и сучков (рис. 3.3).
Для удержания реек в определенном положении применяют свинцовые или чугунные грузики (рис. 3.4). Порядок обводки кривых линий по рейке следующий: подобрав нужную рейку, накладывают ее на чертеж и устанавливают рабочую кромку рейки на начальной точке кривой линии.

Выступом грузика прижимают рейку к поверхности чертежа, затем, осторожно изгибая рейку, подводят ее к соседней точке, а другим грузиком в районе точки прижимают рейку к поверхности чертежа. Таким образом, постепенно изгибая рейку и прижимая ее грузиками к поверхности чертежа в каждой точке, получают в первом приближении контур обвода кривой линии.

Для того, чтобы сохранить требуемую кривизну линии в ее оконечностях, за пределами концов кривой линии устанавливают по одному или по два дополнительных грузика. Все грузики следует располагать с противоположной стороны от рабочей кромки рейки (рис. 3.5). Проверив, через все ли точки проходит изогнутая и прижатая грузиками рейка, поднимают и снова опускают на прежнее место последовательно каждый грузик в отдельности

(исключение составляют грузики, установленные на рейке за пределами кривой линии) и следят за тем, сойдет ли рейка с замеченной точки. На линиях с малой кривизной поднимают и опускают по два смежных грузика и так же следят за положением рейки. Рейка в силу своей упругости, стремясь выпрямиться, придает кривой линии плавность.

Если во время проверки какая-либо точка выходит за контур рабочей кромки рейки, то это свидетельствует о том, что либо рейка установлена неправильно, либо неверно намечена точка.

Работая с лекалами, важно уметь подбирать их таким образом, чтобы участок линии, который можно провести за один прием без передвижки лекал, проходил через большое число намеченных точек. При этом рекомендуется не доводить каждый участок кривой линии на один промежуток между крайними подобранными точками, исключая начало конец линии. При выполнении нового участка на кривой линии следует так накладывать лекала, чтобы они намного перекрывали старый и новый участки. Такой прием исключает на кривой линии малозаметные изломы в местах стыка отдельных участков и придает плавность всей кривой линии.

При выполнении теоретического чертежа приходится снимать много размеров, взятых от какой-либо базы. Например, при вычерчивании ватерлиний и обводов палуб необходимо снимать много ординат с проекции «Корпус» теоретического чертежа, где за основную базу принимают ДП.

В таких случаях снимать ординаты удобней и быстрей при помощи бумажной полоски с ровными и прямыми кромками (рис. 3.6). Для того, чтобы снять какие-либо размеры (ординаты) на полоску, следует прямую кромку полоски точно совместить с тем сечением, которое должно быть снято и, плотно придерживая полоску, остро отточенным карандашом отметить на полоске черточками основную базу и все ординаты. При этом у каждой черточки на полоске необходимо делать цифровые или буквенные обозначения, гарантирующие от возможных ошибок при перенесении размеров и облегчающие работу. Снятые на полоску размеры переносят на нужное изображение чертежа, при этом отмеченная черточкой база на полоске бумаги должна точно совпадать с такой же базой на нужном изображении.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: