Основные составляющие глобального кризиса 8 страница

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на ТО.

Таким образом, завершается эпоха системы тотального таможенного контроля и наступает период либерализации всего таможенного дела.

Таможенные риски – это вероятность невыполнения таможенных правил, что создает теневой импорт (Лоуренс Клейн – Нобелевский лауреат, глава компании «Глобал Инзигт»). В этой связи необходимо анализировать торговые потоки в разрезе товаров и стран, выявлять ранние сигналы, предупреждающие о таможенных рисках.

Новый Таможенный кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ 2003 г.)был принят 25 апреля 2003 года, подписан Президентом РФ 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Работа над ним шла более 2-х лет. В ней участвовали как таможенники, так и бизнесмены. Старый Таможенный Кодекс был принят еще в 1993 г., до принятия Конституции Российской Федерации. Он перестал отвечать не только международным требованиям, но и не вписывается в российскую действительность. Высокие таможенные тарифы вызывают увеличение серого импорта, а сложность оформления таможенной декларации приводит к тому, что импортеры и экспортеры несут огромные убытки из-за очередей на границе.

В ТК РФ 2003 г. 439 статей; 6 разделов, 42 главы. Он регулирует отношения в области таможенного дела, в т.ч. отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Суть изменений ТК РФ 2003 г. заключается в том, что этот акт стал законом прямого действия. В его основе заложены принципы таможенного контроля, которые применяются в ВТО с 1999 года (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 г.). Т.е. государственное таможенное администрирование должно не регулировать, а лишь контролировать систему экспорта-импорта. Ранее приоритетной задачей был сбор таможенных платежей, теперь – целью таможенных органов является всемерное содействие торговле.

По некоторым оценкам, действовавшая система таможенного администрирования порождала нелегальный товарооборот от 7 до 10 млрд долл.

После вступления в силу ТК РФ 2003 г. устранено более 7000 постановлений и инструкций, принятых непосредственно таможенными органами. До сих пор ГТК имел право в любое время принимать «разъяснительные» постановления, которые вступали в силу уже на следующий день, достаточно сильно мешали застигнутым врасплох импортерам, если только им или их таможенным брокерам не удавалось «отблагодарить» таможенников. Теперь если возникнет необходимость в разъяснениях, то они будут публиковаться за 90 дней до вступления в силу.

Среди основных новаций ТК РФ 2003 г.:

новая глава о перемещении товаров физическими лицами, где содержатся подробные правила перемещения пассажирами своего багажа через таможенную границу (норма беспошлинного ввоза товаров в пределах 65 тыс. руб. (около 2000 евро);

срок доставки товаров будет определяться по заявлению перевозчика с учетом вида транспорта; в случае аварии или других форс-мажорных обстоятельств срок доставки может быть продлен; обязательные маршруты для внутреннего транзита будут устанавливаться в исключительных случаях и определяться по заявлению самого перевозчика;

отменено лицензирование околотаможенной инфраструктуры: магазинов беспошлинной торговли; складов временного хранения; таможенных брокеров;

экспортеры-импортеры получили возможность самостоятельно выбирать склады и поверенных лиц, представляющих их интересы в таможенных органах;

прописан механизм контроля за таможенной стоимостью;

изменено положение о внутреннем таможенном транзите при экспорте. Документы внутреннего таможенного транзита экспортеры оформлять не будут;

таможенные режимы подразделены на 4 группы: а) основные таможенные режимы (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит); б) экономические таможенные режимы (переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад); в) завершающие таможенные режимы (реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства); г) специальные таможенные режимы (временный ввоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные режимы).

С 1 января 1997 года начал действовать новый Уголовный кодекс. Он в значительной мере аккумулировал изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в 90-е годы по сравнению с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года. Все вышеперечисленные кодексы будут изучаться в соответствующих специальных юридических дисциплинах.

Происходит обновление законодательства и по другим отраслям права. Приняты и действуют Кодекс об административных правонарушениях, Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы.

Продолжается работа над третьей частью Гражданского кодекса, включающей вопросы авторского, изобретательского и наследственного права. Но процесс законотворчества идет не просто. По ряду отраслей права развитие законодательства ведется медленными темпами и явно отстает от динамики современных процессов.

Таким образом, с начала 1990-х годов под влиянием определенных объективных и, главным образом субъективных факторов, российское общество вступает на путь реставрации капитализма.

Происходит резкая социальная дифференциация. Незначительная по численности группа населения превращается в богачей, а на противоположном полюсе растет безработица, нищета, бездомность.

Развитие капитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняется система советов. Реализуется идея разделения властей.

Трансформируется и право. Принимается новая конституция, воссоздается многопартийная система, провозглашаются демократические свободы, урезаются социальные права.


Лекция 20. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И СОДРУЖЕСТВО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: