Новая школа науки управления» или математическая школа управления (1950 – по настоящее время)

«Новая школа науки управления» объявляет своей задачей внедрение методов и аппарата точных наук в исследование уп­равленческой деятельности. Ее представители занимаются глав­ным образом исследованием процессов принятия такого класса решений, которые позволяют применять новейшие математи­ческие методы и технические средства. Цель, которую ставит перед собой эта школа, формулируется как повышение рациональности решений. Среди ее различных течений можно выде­лить такие направления, как «исследование операций», «систем­ный анализ», «общая теория систем», эконометрика и др. В качестве представителей данной школы можно назвать Л. Берталанфи, А. Рапопорта, Р. Акоффа, Л. Клейна, А. Гольдбергера, В. Леонтьева и др.

Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) зародилась в начале 40-х годов и прежде всего в управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные коли­чественные методы были перенесены на управление гражданскими организациями. Первые шаги «новой школы» были связаны с применением метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моде­лей наиболее часто встречающихся задач управления, процес­сов принятия решений, оптимизации их, а также попытки при­менить статистические методы, теорию игр и т. д.

Многие фирмы начали использовать некоторые математические инструменты при найме служащих, при расстанов­ке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций. То есть математика носила прикладной харак­тер в некоторых областях менеджмента.

Математическая школа характеризуется прежде всего использова­нием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа использует количественные методы для реше­ния управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений, экономической эффектив­ности, формальных математических моделях и использовании ком­пьютеров.

Исследование операций в области менеджмента — это примене­ние количественных методов к операционным проблемам органи­зации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, кото­рая приближенно отражает существенные свойства реальности, т.е. упрощает. Это позволяет придать переменным количественные зна­чения и объективно сравнить и описать каждую переменную, а также взаимозависимости между ними. Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного ана­лиза моделями, символами и количественными значениями.

Формирование и развитие этой школы связано с такими имена­ми, как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследова­ниями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники». Существуют десятки определений ключевых слов, раскрывающих суть данного подхода. Остановимся лишь на некоторых из них, по­зволяющих его понять. Система — это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из кото­рых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономи­ко-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей. Системотехника — прикладная наука, ис­следующая задачи реального создания сложных управляющих сис­тем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:

1. Системный анализ;

2. Системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;

3. Системное проектирование — реальное проектирование систе­мы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;

4. Создание программ математического обеспечения;

5. Ввод системы в действие и ее проверка;

6. Обслуживание системы.

Таким образом, можно сказать, что зарождение и развитие управ­ленческой мысли может быть описано как взаимопереплетённая цепь трех различных философий: классическая (научная и админи­стративная школы); философия человеческих отношений или бихевиоральное направление; математическая школа. В то или иное время каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. Эволюция управленческой мысли доказала, что все три звена взаи­мосвязаны и необходимы.

Таблица7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: