double arrow

Форд Генри

2

Форд Генри (Ford Henry) (1863—1947) — американский промышленник, «ко­роль» автомобилестроения США, один из создателей менеджмента.

Родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. В 15 лет оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательность проявились в нем очень рано.

В 1893г. Форд становится главным инженером Эдисоновской ком­пании, специализировавшейся на освещении Детройта, а в 1899 г. — главным инженером Детройтской автомобильной компании, из кото­рой уходит в 1902 г. Год спустя он основал «Форд мотор компани». К этому времени Форд уже имеет репутацию изобретателя скоростных моделей автомобиля, завоеванную благодаря участию его машин в ав­томобильных гонках. В 1906 г. Форд приобрел контрольный пакет ак­ций своей компании.

Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели «Т», озна­чавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Мас­совое производство требовало стандартизации и унификации всех тех­нологических процессов. «Террор машины» — так Форд характеризовал внедренную им систему управления. Четкая система контроля и плани­рования, конвейерное производство, непрерывные технологические це­почки — все это способствовало тому, что империя Форда действовала в режиме автомата.




В 1945 г. Форд передал руководство компанией своему внуку и тезке Генри Форду II и отошел от дел. Спустя два года Форд скончался.

В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» (рус. пер., 1924) и «Сегодня и завтра» Форд разработал теорию, получившую название «фордизм». Фордизм — это система организации поточно-массового производства. Основой его стало введение конвейерной сборки, что наряду с другими техническими новшествами (унификация деталей, типизация продукции и т. д.) резко увеличило рост производительно­сти труда и снизило себестоимость продукции. Форд считал необходи­мым: хорошо оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, что­бы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечивать наи­лучшее состояние всех машин, настаивать на абсолютной чистоте, приучать людей уважать орудия труда, окружающую обстановку и са­мих себя. Принципиально важно заявление Форда о том, что индуст­рия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных. Вслед за Тейлором он — активный сторонник масштабного использования разносторонних научных знаний в организа­ции производства и управления.

Особый пафос присущ словам Форда о том, что Америка живет трудом, что она обладает талантливыми людьми, а потому важнейшая задача бизнесменов — создать условия, благодаря которым в полной мере смогут проявиться возможности ее народа. Не отдельных людей или каких-то социальных слоев, а наибольшего их числа. Как пишет Форд, одна из целей промышленности — это не только снабжать потре­бителей, но и создавать их. Известен факт, когда в 1914 г. Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, чем вызвал возмущение многих предпринимателей. Его пояснение на этот счет было таково: если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть актив­ными потребителями наших товаров, а потому в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамическое развитие экономики страны.



Спекулянты, отмечал Форд, не в состоянии создавать обществен­но значимые ценности, любители воспользоваться моментом и взвин­тить цены занимаются столь же преступной деятельностью, сколь пре­ступно извлечение выгоды из войн. Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, ибо они считают, что наивысшая деловая мудрость заключается в том, чтобы нажиться как можно быст­рее и любыми средствами.

На всех предприятиях Форда главенствует принцип: тяжелые ра­боты — на плечи машин; жестким требованием организации производ­ства является оперативное внедрение лучших научно-технических нов­шеств; чистота, гигиеничность, уют — обязательные параметры произ­водственной среды; строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим опера­циям.



Организация промышленности, утверждал Форд, есть наука, и все прочие науки служат этому делу. И сам автор являл собой пример ши­рокого применения самых разнообразных знаний в предпринимательс­кой деятельности.

Историческое место Форда лучше всего можно показать, если его взгляды сравнить со взглядами Тейлора и Файоля. «Тейлор, — отмечал А. Гастев, — разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейло­ризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип адми­нистративного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее сло­во тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью».

Теория научного управления предприятием «снизу», по Тейлору, соединенная с теорией управления предприятием «сверху», по Файолю, применение на практике этих теорий у Форда с его открытиями создали фундамент менеджмента. Собственно, эти три «кита» — Тейлор, Файоль и Форд — являются основателями современного менеджмента.

Генри Форд — американский пред­приниматель, основатель автомобильной промышленности. Родился в семье ирландских эмигрантов. С 15 лет работал механиком. В 1899 г. стал главным инженером Дейтройтской автомобильной компании. В 1903 г. основал «Форд Мотор Компани» (с 1906 г. — владелец конт­рольного пакета акций). Сторонник масштабного использования разно­образных научных знаний в организации производства и управления. Организовал массовое производство автомобилей на основе использо­вания конвейерных линий, стандартизации и унификации технологических процессов, четкой системы контроля и планирования, создания непрерывных технологических цепочек. Развивал сеть технического сервиса. К 1921 г. компания Форда контролировала 56% рынка авто­мобилей. Он первым установил на своих заводах минимальный уро­вень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Форд был сторон­ником патерналистских отношений руководителей и подчиненных. На его заводах создано одно из первых ремесленных училищ в США. Предпринимал меры по улучшению социального положения работни­ков. Впервые была создана социологическая служба со штатом 60 чело­век для изучения условий труда, быта, досуга работников. Игнорировал действия профсоюзов, что привело к затяжному конфликту с ними в 1937—1941 гг. В конце 20-х годов компания Форда утратила свои лидирующие позиции. Форд разработал теорию, получившую назва­ние «фордизм» и изложенную в его книгах «Мои достижения», «Моя жизнь», «Сегодня и завтра». Форд занимался политической деятель­ностью, носившей преимущественно скандальный характер.



2




Сейчас читают про: