На торфоперерабатывающих предприятиях чаще всего используют ленты типа 2, 3 и 4 (табл. 6).
Таблица 6
Обозначение типа | Вид ленты | Обозначение ленты | Класс прочности резины наружных обкладок | Температура, °C | |
груза | окружающего воздуха | ||||
Общего назначения Морозостойкая Повышенной теплостойкости Теплостойкая Пищевая Негорючая | 2М 2ПТ 2Т 2П 2Ш | Б, В, С В С С С Г, С | (-45)-(+60) (-25)-(+60) (-60)-(+60) (+200) (+100) (-25)-(+60) (-25)-(+60) | (-45)-(+б0) (-25)-(+60) (-60)-(+60) Не регла- ментируется (-25)-(+60) (-25)-(+60) | |
Общего назначения Пищевая | ЗП | В С С | (-45)-(+60) (-25)-(+60) (-25)-(+60) | (-45)-(+60) (-25)-(+60) (-25)-(+60) | |
Общего назначения Пищевая | 4П | С С | (-25)-(+60) (-25)-(+60) | (-25)-(+60) (-25)-(+60) |
Каркас лент делают из тканей с нитями основы и утка из синтетического волокна и комбинированных нитей (табл. 7)
Показатели максимально допустимой (расчетной) рабочей нагрузки тяговой прокладки в зависимости от среднего угла установки конвейера, вида ленты и числа тяговых прокладок каркаса приведены в таблице 8.
|
|
Ширину ленты и количество прокладок определяют, исходя из производительности конвейера и тягового расчета (4.1.5) в соответствии с данными табл. 9.
Толщину наружных резиновых обкладок в зависимости от типа ленты принимают в соответствии с таблицей 10.
Таблица 7
Прочность тканей по основе на разрыв σр, (Н/мм ширины) | Вид тканей | ||
с основой и утком из комбинированных нитей (полиэфир/хлопок) | с основой и утком из полиамидных нитей | с основой из полиэфирных нитей и утком из полиамидных нитей | |
(Марка – Б820) | БКНЛ-65 БКНЛ-65-2 | - | - |
(Марка – ОПБ) | БКНЛ-100 | ТА-100 TK-100 | - |
БКШЛ-150 | TA-150 TK-150 | - | |
- | ТК-200-2 | ТЛК-200 | |
- | ТА-300 ТК-300 A-I0-2-3T МК-300/100 | ТЛК-30 МКЛ-300/100 |
Общая толщина δл ленты равна
, (2.1)
где iп – общее число прокладок; δп, δ1 и δ2, – соответственно толщина прокладки, рабочей и нерабочей обкладок, мм. Толщина прокладки для ленты Б820 – 1,5 мм, ОПБ – 2,3 мм.
Таблица 8
Вид ленты | Угол установки конвейера (по осям концевых барабанов), град | Число тяговых прокладок | Максимально допустимая рабочая, (расчетная) нагрузка тяговой прокладки в зависимости от номинальной прочности прокладки, Н/мм ширины | ||||
Общего назначения, морозостойкая, пищевая и негорючая Теплостойкая Повышенной теплостойкости | До 10 - Более 10 - Любой - | До 5 Более 5 До 5 Более 5 Любое - | 7,5 | 5,5 5,5 2,8 |
Таблица 9
|
|
Ширина ленты B, мм | Количество тяговых прокладок номинальной прочности, Н/мм ширины прокладки, для лент типа | |||||||
100, 200 300, 400 | 3-6 3-6 3-7 3-8 | 3-4 3-6 3-8 3-8 3-8 | 3-5 3-8 3-8 3-8 3-8 | 3-5 3-5 3-6 3-8 3-8 3-8 3-8 | 3-5 3-4 3-5 3-6 5-6 3-6 | 3-4 3-5 3-5 3-6 3-8 3-8 3-8 3-8 | 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 | 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 |
Таблица 10
Обозначение типа | Вид ленты | Номинальная толщина наружных обкладок (мм) для класса прочности резины | ||||
А | Б | В | Г | С | ||
Общего назначения | 8,0 2,0 4,5 | 6,04,5 2,0 3,5 3,0 1,0 | 6,0 4,5 4,5 2,0 2,0 3,5 3,0 1,0 | - | 3,0 3,0 1,5 1,0 | |
Морозостойкая | - | - | 6,0 4,5 3,0 2,0 2,0 1,0 | - | - | |
Повышенной теплостойкости | - | - | - | - | 10,0 8,0 6,0 2,0 2,0 2,0 | |
Теплостойкая | - | - | - | - | 4,5 3,0 2,0 1,0 | |
Пищевая | - | - | - | - | 3,0 1,0 | |
Негорючая | - | - | - | 4,5 4,5 3,5 2,0 | 4,5 4,5 3,5 2,0 | |
Общего назначения | - | - | 2,0 | 3,0 2,0 | ||
Пищевая | - | - | - | 3,0 2,0 | ||
Общего, назначения | - | - | - | - | 3,0 2,0 1,0 1,0 1,0 1,0 | |
Пищевая | - | - | - | - | 3,0 2,0 1,0 |
Примечание. В числителе приведена номинальная толщина резиновой обкладки рабочей, в знаменателе - нерабочей поверхности ленты.
От величины относительного удлинения ε конвейерных лент зависит конструкция натяжного устройства. Поэтому эту величину регламентируют в зависимости от материала прокладок (табл. 11). Лента поступает на предприятия в рулонах.
Для получения конвейерной ленты определенной длины ее концы стыкуются. При монтаже на конвейере концы резинотканевых лент рекомендуется стыковать вулканизацией. Для этого концы ленты разделывают ступенчато по отдельным прокладкам под углой 20 – 25° к продольной оси ленты (рис. 4 а). Вулканизацию производят при температуре 140-150°С в течение 25-60 мин. Ленты из тканей типов БКНЛ-65, БКНЛ-100, БКНЛ-150, ТК-100, ТА-100 и ТА-150 шириной до 1200 мм допускается стыковать механическими способами с помощью скоб, шарниров внахлестку, заклепками ((рис 4 в, г).
При соединении концов резинотросовой ленты тросы очищают от резины и распределяют так, чтобы стыки их отдельных концов не находились в одном поперечном сечении. Место стыка обкладывают сырой резиной, текстильными прокладками, обкладками и вулканизируют.
Преимущества резинотканевых лент: большой их набор в зависимости от прочности, невысокая стоимость, простота выполнения стыкового соединения и замены части при ремонтах, высокая амортизирующая способность при динамических нагрузках. Недостатком является большая вытяжка в процессе эксплуатации (до 4%).
Таблица 11
Наименование ткани прокладок | Относительное удлинение при нагрузке 10% от номинальной прочности, % |
С основой и утком из комбинированных волокон С основой и утком из полиамидного волокна для тканей типа: ТА-100; TK-100; TA-I50; ТК-200 K-I0-2-3T; A1O-2-ЗТ ТК-300; ТА-300; ТК-400; ТА-400 С основой из полиэфирного и утком из полиамидных волокон | 3.5 3,5 3,0 4,0 2,0 |
Преимущества резинотросовых лент: высокая прочность, малое удлинение при работе, повышенный срок службы. Но эти ленты дороже, чем резинотканевые, имеют большую массу, сложнее в эксплуатации.
2.1.2. Тяговые цепи.
Наибольшее распространение на торфоперерабатывающих предприятиях получили пластинчатые цепи по ГОСТ588-81, которые по конструкции шарнира подразделяются на типы: 1 – втулочные; 2 – роликовые; 3 – катковые с гладкими катками на подшипниках скольжения и 4 – катковые с ребордами на катках на подшипниках скольжения (рис. 5, 6). По конструкции цепи каждого типа бывают следующих исполнений: 1 – неразборная цепь со сплошными валиками (индекс М); 2 – разборная цепь со сплошными валиками (индекс М); 3 – неразборная цепь с полыми валиками (индекс МС).
|
|
Во втулочных цепях внутренние пластины собираются на втулке. Втулка в месте установки пластин имеет лыски, вследствие чего не происходит их взаимного вращения. Наружные пластины собираются на валиках, также имеющих лыски. При взаимном повороте наружных и внутренних пластин трение происходит между втулкой и валиком.
В роликовых цепях на втулках устанавливают дополнительные детали – полые ролики, наружный диаметр которых меньше высоты пластин. Использование роликов позволяет уменьшить износ зубьев звездочки, так как трение скольжения втулки по зубу заменяется трением качения.
При работе конвейера пластины таких цепей перемещаются волоком по неподвижным направляющим.
В цепях 3 и 4 типов роликов на втулки устанавливают катки - ходовые опоры с наружным диаметром, равным или большим высоты цепи, поэтому тяговые цепи катками опираются на направляющие.
Применение катков позволяет заменить трение скольжения трением качения в соединении цепь-звездочка и в роликовых цепях, а также в месте касания тяговых цепей и настила.
В неразборной цепи (исполнение 1) валики с обеих сторон расклепываются. На валиках разборных цепей (исполнение 2) имеются лыски.
Стопорение валиков производится с помощью фиксирующих пластин, закрепленных болтами.
В пластинчатых цепях третьего исполнения полые валики, как и в цепях исполнения 2, с двух сторон расклепываются. В неразборных цепях 1 и 3 исполнения используют соединительные звенья: одну или две пластины надевают на валики свободно и крепят от осевого перемещения шплинтами.
Для крепления грузонесущего настила в пластинчатых конвейерах или скребков в скребковых чаще используются пластины с одним, двумя или тремя отверстиями (рис. 7а), а также специальные пластины с полками (рис. 7б).
В обозначении цепи эти конструктивные особенности соответственно обозначаются: 1,1; 1,2 и 1,3 – специальные пластины с одним, двумя или тремя отверстиями в полке; 2,1 и 2,2 и 2,3 – специальные пластины без полки с одним, двумя или тремя отверстиями.
|
|
Для присоединительных элементов установлено следующее их расположение в цепи: 1 – одностороннее и 2 – двухстороннее. Чередование присоединительных элементов определяется техническими условиями. Параметры наиболее часто применяемых пластинчатых цепей приведены в табл. 12.
Достоинства тяговых пластинчатых цепей – простота изготовления и крепления рабочих органов, высокая прочность и износостойкость.
Таблица 12
Номер | Разрушая нагрузка, кН | Масса 1 м цепи в кг для шага tц, мм | |||||||
М20 М28 М40 М56 М80 M112 М160 М224 | 1,14 1,27 1,58 1,84 - - - - - - | 1,05 1,15 1,45 1,64 2,1 2,38 3,34 3,23 - - - - | 0,96 1,04 1,34 1,5 2,05 2,28 3,06 3,45 4,8 5,4 7,26 8,4 - - | 0,93 1,00 1,26 1,4 1,9 2,1 2,82 3,15 4,4 4,9 6,0 6,4 9,15 10,6 - | 0,88 0,93 1,20 1,3 1,76 2,0 2,62 2,85 3,95 4,35 5,8 6,1 8,2 9,35 12,7 14,3 | 0,85 0,8 1,15 1,22 1,7 1,82 2,46 2,65 3,8 4,1 5,3 5,9 7,75 8,7 11,4 12,7 | - 1,10 1,16 1,65 1,75 2,38 2,55 3,66 3,9 5,05 5,46 7,05 7,8 10,7 11,7 | - - 1,58 1,70 2,3 3,37 3,47 3,67 4,8 5,15 6,64 7,25 9,8 10,6 |
Примечание. В числителе приведена масса цепей первогого типа, в знаменателе - второго. В номере цепи число обозначает величину разрушающего усилия, кН.
Круглозвенные сварные цепи по ГОСТ 2319-81 изготавливают из прутков круглого поперечного сечения двух типов: А – короткозвенные, в которых ширина звена приблизительно равна шагу, и В – длиннозвенные (рис. 8). По точности изготовления цепи бывают двух исполнений: 1 – калиброванные и 2 – некалиброванные.
Калиброванные цепи характеризуются повышенной точностью по шагу и нормированными предельными отклонениями длин участков при их нагружении колибровочной нагрузкой, некалиброванные цепи – калибром (диаметром прутка, из которого изготовлена цепь) и шагом.
Техническая характеристика круглозвенных цепей наиболее распространенных калибров приведена в табл. 13.
К достоинствам круглозвенных цепей относятся: простота конструкции, низкая стоимость, наличие открытого самоочищающегося шарнира, пространственная гибкость. Недостатки этих цепей – повышенный износ из-за малой площади контакта звеньев между собой, а также сложность крепления рабочих органов.
Круглозвенные цепи в качестве тяговых имеют ограниченное применение на торфоперерабатывающих предприятиях. Чаще их используют в подземных изгибающихся скребковых и пластинчатых конвейерах для транспортирования угля.
Таблица 13
Калибр цепи | Шаг цепи | Разрушающая нагрузка, кН | Масса 1 м цепи, кг | |||
тип А | тип В | |||||
тип А | тип В | |||||
9,5 | 18,5 18,5 | - - - - | 10,0 14,0 18,0 26,0 32,0 34,0 40,0 46,0 66,0 102,0 126,0 160,0 | 0,5 0,75 1,00 1,35 1,80 1,90 2,25 2,70 3,80 5,80 7,30 9,00 | 0,5 0,74 - 1,30 - - 2,05 - 3,45 5,20 6,50 8,20 |
Вильчатая цепь (ГОСТ 12996-76) состоит из звеньев в виде двухзубой вилки, соединенных пальцами (рис. 9). Цепь типа Р2 собирается с помощью штифта-шпонки при положении соседних звеньев под углом 90°. После выправления цепи в прямую линию штифт-шпонка не может выпасть, т.к. упирается в тело звена. Вильчатые цепи изготавливают штамповкой или литьем двух категорий прочности: нормальной (Н) и высокой (В). Эти цепи предназначены для скребковых конвейеров с погружными скребками. Поэтому скребки, привариваемые к звеньям, имеют одинаковую с ними высоту. Так как при работе цепи перемещаются волоком по дну желоба в среде материала, их выбирают с повышенныи запасом прочности (табл. 14).
Для увеличения срока службы скребок крепится к звеньям симметрично, чтобы при износе цепи с одной стороны ее можно было переворачивать. Цепи эксплуатируются таким образом, чтобы движение происходило в направлении стрелок, выштампованных на звеньях цепи типов Р1 и Р2. Максимально допустимый износ цепи с одной стороны звена по ширине – 10% от значения В, с обеих сторон звена – 20%.
Пробег цепи до предельного допустимого износа (при рабочих нагрузках, не превышающих указанных рекомендованных значений):
20000 км – при движении цепи в среде неабразивного насыпного груза со скоростью до 0,4 м/с;
10000 км – при движении в среде абразивного насыпного груза со скоростью до 0,16 м/с.
Достоинства вильчатых цепей – простота конструкции и высокая надежность. К недостаткам относятся повышенные удельные нагрузки в шарнирах и связанный с этим износ.
Разборные цепи (ГОСТ 589-74) изготавливают двух типов (рис.10): с вращающимся (Р1) и фиксированными валиками (Р2).
Разборные цепи собирают из парных секций, которые состоят из двух наружных, одного внутреннего звена и валика.
В цепях типа Р1 внутренним звеном служат две одинаковые сомкнутые друг с другом пластины. Внутреннее звено цепей типа Р2 в месте контакта с валиком имеет большую ширину, вследствие чего уменьшается удельное давление в шарнире и износ звена и валика.
Для разборки цепь немного стягивают, два соседних внутренних звена поворачивают на 90° так, чтобы они располагались перпендикулярно продольной оси цепи. В цепях типа Р1 наружные звенья опускают вниз до совмещения увеличенных отверстий, через которые вынимается валик. В цепях типа Р2 наружные звенья опускают до места, где соседние внутренние звенья имеют утонченную перемычку.
Затем наружные звенья сближают для того, чтобы фасонные головки валиков вышли из гнезд, далее поочередно валики поворачивают на 90°, совмещают узкую часть головки с отверстиями наружных и внутренних звеньев и извлекают валики. Сборку цепи производят в обратной последовательности.
Таблица 14
Шаг цени, tц мм | Ширина звена В, мм | Диаметр пальца, мм | Разрушающая (в числителе) и рекомендуемая рабочая (в знаменателе) нагрузка, кН. для цепи категории | Масса 1 м цепи, кг | |
Н | В | ||||
160/5,7 240/10,5 400/19 640/28 1000/46,5 | 220/10 330/18 550/33 880/50 1400/81 | 4,9 7,6 9,5 15,6 25,5 |
Звенья имеют односторонний контакт с валиками, поэтому возможен боковой изгиб цепи. Поворот соседних звеньев в плоскости осей ее шарниров составляет 2÷3°. Если на внутренних звеньях имеются скосы, то угол поворота увеличивается до 8÷10° и более, в связи с этим такие цепи могут быть использованы для конвейеров с пространственными трассами. Основные параметры разборных цепей приведены в таблице 15.
Достоинствами разборных цепей являются простота сборки и разборки, подвижность в двух взаимно перпендикулярных направлениях, наличие открытого шарнира. К недостаткам относятся сложность и невысокая точность изготовления.
Таблица 15
Наименование параметров | Шаг цепи, мм | |||||||
Ширина звена В, мм Разрушающая нагрузка, кН Масса 1 м цепи, кг | 1,4 | 3,2 | 8,7 | 3,8 | 5,2 | 5,7 | 9,1 | 8,0 |
2.2.Опорные и поддерживающие устройства
Давление от массы транспортируемого груза и движущихся частей конвейера на раму передается через опорные или поддерживающие устройства. В ленточных конвейерах и наклонных ковшовых элеваторах тяговый элемент – лента опирается на вращающиеся ролики стационарных поддерживающих опор. Тяговые цепи цепных конвейеров чаще всего перемещаются по направляющим с помощью опорных катков или роликов, установленных в шарнирах цепи. Конструкции опорных и поддерживающих устройств будут рассмотрены при изучении соответствующих конвейеров. Следует только отметить, что количество этих элементов в конвейерах велико, поэтому от их конструкции и правильности эксплуатации в значительной степени зависит расход энергии на транспортирование грузов. Например, трение в подшипниках качения опорных катков пластинчатого конвейера учитывается коэффициентом сопротивления движения, который в зависимости от условий работы изменяется от 0,01 до 0,045. При использовании в опорах подшипников скольжения в зависимости от условий эксплуатации он изменяется от 0,1 до 0,2. Расход энергии на транспортирование груза в горизонтальных пластинчатых конвейерах практически прямо пропорционален коэффициенту сопротивления движения. Поэтому применение в опорных катках подшипников качения вместо скольжения на порядок снижает расход энергии в таких конвейерах.
2.3.Приводы
Для сообщения движения рабочим элементам транспортирующие машины снабжены приводами, состоящими из двигателя, редуктора и приводного вала, на котором установлен приводной барабан в ленточных ковшовых элеваторах и конвейерах или приводные звездочки в цепных конвейерах,
Электродвигатель соединяется с редуктором при помощи муфт. Выходной вал редуктора соединяется с приводным валом конвейера через муфту или дополнительную передачу цепную, ременную или зубчатую. Приводы наклонных конвейеров снабжены колодочными тормозами для предотвращения обратного движения грузонесущего элемента при выключенном двигателе под действием оставленного на конвейере материала.
Для приводов конвейеров применяют чаще всего электродвигатели переменного тока. При транспортировании пылевидных грузов (торф, угольная мелочь, цемент) следует отдавать предпочтение двигателям в закрытом обдуваемом исполнении – типа 4А. В некоторых случаях, например, для регулирования производительности оборудования, установленного после конвейера, применяют многоскоростные электродвигатели переменного или двигатели постоянного тока. Так, для регулирования производительности брикетного завода в зависимости от физико-механических свойств поступающего сырья в приводе пластинчатого питателя (короткого конвейера) бункерной сырья используют электродвигатели постоянного тока.
По количеству установленных двигателей различают одно-, двух-, трехдвигательные приводы. На торфоперерабатывающих заводах в приводах транспортирующих машин используется по одному двигателю.
Приводы конвейеров с гибким тяговым органом подразделяются на фрикционные и с зубчатым зацеплением. В фрикционных приводах тяговое усилие передается на гибкий орган силами трения его о приводной барабан или блок. Такие приводы применяют для лент и круглозвенных некалиброванных цепей. Приводы с зубчатым зацеплением в виде звездочек применяют для остальных видов цепей.
Профиль зуба звездочек зависит от конструкции тяговых цепей и строится для пластинчатых втулочных, роликовых и катковых цепей по ГОСТ 592-81, для разборных цепей по ГОСТ 593-75.
2.4. Натяжные устройства
Натяжные устройства предназначены для создания необходимого минимального натяжения тягового элемента. Для конвейеров с фрикционным приводом, например ленточных или цепных с некалиброванными круглозвенными тяговыми цепями, натяжение необходимо для создания силы трения между приводным барабаном (приводными звездочками) и тяговым элементом. Кроме того, от натяжения тягового элемента ленточных конвейеров зависит величина прогиба ленты между роликоопорами, что в свою очередь влияет на долговечность работы ленты и подшипников роликоопор. В скребковых конвейерах с высокими скребками натяжение тягового элемента определяет положение скребка относительно материала. При недостаточном натяжении скребки отклоняются, вследствие чего производительность конвейера снижается.
Натяжные устройства подразделяются на грузовые и механические. Преимуществом грузовых натяжных устройств является автоматическая компенсация удлинения тягового элемента, но они громоздки. Механические натяжные устройства более простые и компактные, но имеют недостатки, т.к. требуют периодического наблюдения и регулировки.
По направлению натяжения грузовые натяжные устройства подразделяются на продольные и поперечные (рис. 9).
В первом типе грузового натяжного устройства (рис. 11а) барабан перемещается перпендикулярно трассе конвейера. Во втором натяжной барабан установлен на тележке (рис. 11б), к которой через систему блоков прикреплен груз.
Перемещение натяжного барабана происходит вдоль тягового элемента. Продольные грузовые натяжные устройства сложнее, чем поперечные, для перемещения груза необходима специальная шахта. Недостатком поперечных грузовых натяжных устройств по сравнению с продольными является повышенный расход энергии на преодоление дополнительных сопротивлений при огибании тяговым элементом отклоняющих барабанов. Кроме этого, на отклоняющих барабанах таких устройств происходит знакопеременная изгибная деформация тягового элемента, в связи с чем снижается срок его работы.
Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные (рамные) [11]. Каждое из натяжных устройств состоит из натяжной тележки (или натяжной рамы) и грузового устройства (рис. 12 а, б).
Грузовые устройства могут быть без полиспаста, с полиспастом или грузолебедочные.
Выбор типа натяжного устройства зависит от длины конвейера, схемы его трассы, условий размещения устройства и других условий.
Грузовые натяжные устройства чаще используются для конвейеров длиной более 100 м. На торфоперерабатывающих предприятиях применяются конвейеры длиной до 100 м, снабженные механическими натяжными устройствами винтовыми (рис. 12 в) или пружинно-винтовыми.
В винтовом натяжном устройстве ось 1 натяжного барабана для ленточных конвейеров или натяжных звездочек для цепных конвейеров устанавливают на ползунах 2, которые перемещаются в неподвижных направляющих 3. Головки двух натяжных винтов 4 входят в пазы ползунов. Натяжение тягового элемента происходит при вращении натяжных гаек 5, которые упираются в неподвижные стойки рамы конвейера.
Установка пружин по одной на каждый ползун между натяжной гайкой и стойкой увеличивает период между контрольными осмотрами устройства. Пружина также играет роль амортизатора, предохраняющего, например, тяговую цепь от разрушения при случайном попадании кусков груза между цепью и звездочкой. В цепных конвейерах одна звездочка на натяжном валу установлена на шпонке, а вторая свободно, что позволяет компенсировать неодинаковую вытяжку тяговых цепей.
2.5. Загрузочные и разгрузочные устройства
Конвейеры загружают с помощью загрузочных воронок и направляющих лотков. Для повышения долговечности конвейерных лент высота загрузочной воронки должна быть минимальной, а ее дно наклонным. При наклонной воронке груз приобретает скорость по направлению движения конвейерной ленты, что уменьшает ее проскальзывание относительно транспортируемого материала. Угол наклона дна должен быть на 10÷15° больше угла трения груза о стенки. Для центрирования материала на полотне конвейерной ленты используются направляющие лотки. Расстояние между боковыми стенками лотков принимают (0,5÷0,6) ширины ленты.
Разгрузка ковшовых элеваторов, пластинчатых и вибрационных конвейеров производится в конце их трассы. Скребковые и винтовые конвейеры могут разгружаться через люки в дне желоба, ленточные конвейеры – как через концевой барабан, так и в любом месте трассы с помощью специальных устройств: плужковых сбрасывателей или двухбарабанных сбрасывающих тележек.
3. ОСНОВЫ РАСЧЕТА КОНВЕЙЕРОВ
3.1. Производительность машин
Основными параметрами производительности машин непрерывного действия являются количество груза, находящегося на 1 м длины грузонесущего элемента – погонная нагрузка в единицах массы qгр (кг/м) или объема qгр об (л/м), и скорость перемещения груза υ (м/с). При известных значениях qгр и υ секундная производительность конвейера равна qгрυ (кг/с).
Производительность конвейеров принято выражать в единицах массы Q (т/ч) или объема V (м3/ч) за час работы машины. Тогда
, (3.1)
. (3,2)
Если материал перемещается на грузонесущем элементе желобчатой формы площадью поперечного сечения F0 (м2) сплошным потоком, то при коэффициенте заполнения желоба материалом ψ площадь поперечного сечения груза будет равна (м2):
F = F0 ψ.
В этом случае количество материала на 1 м длины конвейера
, (3.3)
. (3.4)
Подставив значения погонной нагрузки (3.3) (3.4) в соответствующие выражения (3.1) и (3.2), получим
, (3.5)
. (3.6)
При транспортировании груза отдельными порциями, например, в ковшах объемом i0 (л) с коэффициентом их заполнения ψ, объем i таких порций равен i =i0 ψ.
Тогда погонная нагрузка при шаге ковшей tк (м) в соответствующих единицах (л/м и кг/м) равна
, (3.7)
, (3.8)
и часовая производительность составляет
, (3.9)
. (3.10)
Таким образом, производительность машин непрерывного действия является функцией скорости транспортирования и геометрических размеров грузонесушего органа: площади поперечного сечения ленты F0 для ленточного конвейера или линейного объема ковшей i0/tк для ковшевого элеватора.
Обычно при проектировании машин непрерывного действия возникает задача – подобрать геометрические параметры конвейера заданной производительности для транспортирования определенного вида материала. В этом случае в зависимости от типа машины и физико-механических свойств груза выбирают рабочую скорость транспортирования, формулы (3.5), (3.6) или (3.9), (3.10) преобразуют и определяют геометрические параметры грузонесущего органа конвейера.
3.2. Мощность привода и коэффициент сопротивления движению
Мощность привода транспортирующей машины при подъеме материала на высоту H (м), т.е. полезная мощность Nп (кВт) без учета потерь на трение при известной производительности Q (т/ч) равна
. (3.11)
Потребная мощность двигателя
, (3.12)
где η – кпд транспортирующей машины и привода.
Чем совершеннее машина, тем выше ее кпд. Такое утверждение справедливо для машин, поднимающих материал вертикально вверх. Для конвейеров, транспортирующих грузы в направлении, близком к горизонтальному, дело обстоит иначе. Если рассмотреть несколько конвейеров, поднимающих материал на одну и ту же высоту, но с разной длиной транспортирования в горизонтальном направлении, то чем длиннее конвейер, тем больше в нем поддерживающих опор, и больше затраты энергии на преодоление трения в этих опорах. Полезная же мощность на подъем материала в них одинакова. Отсюда следует, что кпд с увеличением длины транспортирования уменьшается, и установка менее совершенна. Очевидно, такой вывод нельзя признать правильным, поэтому для конвейеров определяют мощность отдельно на подъем грузов (эта величина может быть равной 0 и даже отрицательной при H < 0) и на преодоление сопротивлений движению. Для этого используется коэффициент сопротивления движению (далее – коэффициент сопротивления), который равен отношению сил сопротивления Wсопр (Н) при перемещении груза к его силе тяжести. Для конвейера длиной L (м) и погонной нагрузке qгр (кг/м) коэффициент сопротивления
. (3.13)
Отсюда сила сопротивления движению
, (3.14)
и соответственно мощность на преодоление сопротивлений
. (3.15)
Из формулы (3.1)
,
тогда из (3.15)
. (3.16)
Общая мощность равна сумме мощностей (3.11) и (3.16) с учетом, что H может иметь любой знак,
, (3.17)
а мощность приводного двигателя, как и в (3.12) получим из (3.17)
, (3.18)
где η пр – кпд приводного механизма.
3.3. Сопротивление движению. Тяговый расчет
Цель тягового расчета – определение сил сопротивления движению на отдельных участках трассы конвейера, силы тяги, затрачиваемой на преодоление всех сил сопротивления движению, и необходимой мощности привода конвейера. Для этого применяют метод последовательного обхода по контуру. Суть его сводится к следующему. Весь контур трассы конвейера разбивают на отдельные участки с одинаковым видом сопротивления движению. Точки контура нумеруют последовательно по направлению движения тягового элемента, начиная с точки сбегания с приводного барабана, где S1 = Sсб. В каждой последующей точке контура натяжение тягового элемента равно сумме натяжения его в предыдущей точке и сопротивления движению на участке между этими точками, т.е.
. (3.19)
При этом следует учитывать правило знаков. Сопротивление считается положительным, если оно направлено навстречу движению.
Обходя последовательно по контуру, находим натяжение тягового элемента в точке набегания на приводной барабан Sнб как функцию от Sсб в виде
, (3.20)
где a и b – численные коэффициенты, получаемые в результате расчета.
В уравнении (3.20) - два неизвестных Sнб и Sсб, определяемых в соответствии с типом конвейера (способ определения Sнб и Sсб приводится ниже в тяговом расчете соответствующего конвейера). При известных Sнб и Sсб тяговая сила W0 (Н) равна
. (3.21)
Потребная мощность двигателя (кВт)
. (3.22)
Для использования рассмотренного метода тягового расчета следует определить сопротивления движению тягового элемента на различных участках.
Сопротивления движению подразделяются на распределенные, действующие на большой длине, и сосредоточенные – сопротивления на участках, длиной которых можно пренебречь, например, на поворотном пункте, в местах загрузки и разгрузки и др.
Распределенные сопротивления в свою очередь подразделяются на сопротивления на прямолинейном и криволинейном участках трассы. На заводах по переработке торфа применяются конвейеры относительно небольшой длины (конвейер из бункерной сырья в подготовительное отделение ТБЗ длиной 110 м, в то время как на открытых горных разработках используются конвейеры длиной 8-10 км). Криволинейные участки таких конвейеров имеют относительно небольшую протяженность, поэтому с достаточной степенью точности сопротивления движению на таких участках будем считать сосредоточенными и определять так же, как на поворотном пункте.
Сопротивления на прямолинейных участках определяют для двух случаев. В первом – груз перемещается на грузонесущем элементе и не входит в соприкосновение с неподвижными элементами конвейера, например, ленточный конвейер, ковшевой элеватор и др. На таких конвейерах коэффициент сопротивления движению для груза и движущихся элементов конвейера общий. Во втором случае – груз частично или полностью располагается на неподвижном желобе и перемещается волоком, коэффициенты сопротивления движению для груза и движущихся частей конвейера разные. Так, в скребковом конвейере с низкими скребками материал и тяговые цепи перемещаются волоком по дну неподвижного желоба. Коэффициенты сопротивления будут равны коэффициентам трения скольжения соответственно материала (например, торфа) по стали и стали по стали.
Рассмотрим случай транспортирования с общим коэффициентом w сопротивления движению для груза и движущихся частей конвейера по наклонному прямолинейному участку пути длиной L (рис. 13). Погонную массу груза обозначим через qгр, движущихся частей конвейера – q0 (кг/м).
Груз и движущиеся части конвейера общим весом при перемещении вдоль наклонного участка пути преодолевают две силы: составляющую веса груза
, (3.23)
направленную вдоль наклонного участка, и сопротивление движению от нормальной составляющей веса
. (3.24)
Знак первой силы зависит от направления движения конвейера: при подъеме – знак плюс, при движении вниз – минус.
Таким образом с учетом (3.23 и 3.24), сопротивление движению на наклонном прямолинейном участке груженой ветви конвейера равно
, (3.25)
где Lгр – длина конвейера по горизонтали; wгр – коэффициент сопротивления на грузовой ветви.
Сопротивление движению на обратной порожней ветви конвейера Wпор определяем по формуле (3.25), подставляя в нее qг р = 0 и изменив знак перед H на обратный (при подъеме груженой порожняя ветвь движется вниз):
. (3.26)
Для случая транспортирования материала с различными коэффициентами сопротивления движению для груза wгр и движущихся частей конвейера w0 выражения (3.24) и (3.25) преобразуем:
, (3.27)
. (3.28)
Для горизонтальных конвейеров в соответствующих выражениях следует подставить β = 0; H = 0; Lг = L.
Коэффициент сопротивления движению для некоторых типичных случаев перемещения груза: волоком w = f, где w – коэффициент трения скольжения на ходовых катках
, (3.29)
где μ ц – коэффициент трения в цапфах; на подшипниках качения со смазкой μ ц = 0,03÷0,06, на подшипниках скольжения μ ц = 0,15÷0,25; d – диаметр цапф; kк = (0,05÷0,2), см – коэффициент трения качения катков по направляющим; D – диаметр катка, c = 1,1÷1,4 – коэффициент, учитывающий трение скольжения реборд катков о направляющие.
Сопротивление на поворотном пункте Wпп возникает вследствие трения в подшипниках вала и изгиба тягового элемента, имеющего определенную жесткость, вокруг барабана для конвейерных лент, а также трения в шарнирах для цепей.
С достаточной степенью точности можно принять
, (3.30)
где Sнб – усилие в тяговом элементе в точке набегания на поворотный пункт; кпп – коэффициент сопротивления движению при углах обхвата тяговым элементом 90° и 180° соответственно: ленты – 1,02÷1,03 и 1,03÷1,04, цепи – 1,03 ÷ 1,05 и 1,05 ÷ 1,08.
Сопротивление в месте загрузки Wзаг (Н) складывается из двух составляющих: сил инерции Wзаг и и сил сопротивления от трения о борта Wзаг б:
. (3.31)
Рассмотрим загрузку материала на конвейер, имеющий скорость движения тягового элемента υ (м/с). Груз поступает на грузонесущий орган из вертикальной воронки, то есть скорость груза по направлению движения грузонесущего органа равна нулю. Сила трения между грузонесущим органом и материалом, за счет которой он постепенно разгоняется до скорости υ и преодолевает инерцию покоя – Wзаг и.
Кинетическая энергия, сообщаемая грузу, при производительности конвейера Q (т/ч) равна
. (3.32)
При разгоне груза от нулевой до скорости υ его движение – равномерно ускоренное (при условии, что поверхность грузонесущего органа ровная). За время разгона t он переместится на длину . Грузонесущий орган преодолевает сопротивление трения Wзаг и о материал. При равномерном движении за то же время t она переместится на длину . То есть, за счет проскальзывания материала перемещение ленты за одно и то же время в два раза больше, чем груза. Вследствие этого энергия Eпр, затрачиваемая приводом конвейера на разгон материала, с учетом его проскальзывания, в два раза больше, чем Eгр (3.32):
.
Отсюда сопротивление на преодоление сил инерции груза
. (3.33)
Если скорость груза в месте загрузки 0 < υ0 < υ, то приращение его кинетической энергии
.
В этом случае совершаемая приводом работа Eпр на разгон груза, с учетом его проскальзывания по грузонесущему органу, например конвейерной лепте, будет больше Eгр во столько раз, во сколько путь ленты lл = υt в период ускорения больше пути груза .
Отсюда
,
. (3.34)
Для определения сопротивления Wзаг б от трения груза о борта длиной Lб рассмотрим слой материала толщиной dh. Вертикальное давление на глубине залегания h этого слоя равно (рис. 14) , н/м2,
где ρ – плотность насыпного груза, т/м3.
Боковое давление на вертикальную стенку
,
где ε – коэффициент бокового давления.
Сила, с которой этот слой давит на борта длиной Lб
.
Тогда сила трения груза о борта
, (3.35)
где h = ψ hб; hб – высота борта; ψ = 0,5÷0,8 – коэффициент использования высоты бортов.
Общее сопротивление в месте загрузки с учетом (3.34 и 3.35)
. (3.36)
Для предварительных расчетов сопротивление от трения груза о борта можно учитывать с помощью коэффициента сб =1,1÷1,4.
Тогда
. (3.37)
Сопротивление на криволинейном участке Wкрив (Н) можно определить по формуле
, (3.38)
где w – коэффициент сопротивления движению; α – центральный угол криволинейного участка.
3.4. Расположение на конвейере привода и натяжного устройства
На выбор места установки привода нередко влияют местные условия, например, удобное расположение и простое обслуживание приводной станции. Так, в конвейерах для загрузки промежуточных бункеров привод устанавливают в нижней части, несмотря на то, что экономически выгоднее его располагать над бункером.
Если местные условия не имеют решающего значения, то при выборе места расположения привода стремятся к уменьшению наибольшего натяжения тягового элемента Smax, так как с ростом этой величины требуется более прочный тяговый элемент, поворотные устройства больших размеров, а следовательно, масса и стоимость конвейера возрастут.
В горизонтальных и пологонаклонных конвейерах (при подъеме груза) привод располагают таким образом, чтобы он тянул на себя наиболее груженую ветвь, то есть в головной части. Это дает возможность уменьшить тяговое усилие и, следовательно, энергозатраты на перемещение груза.
В подтверждение этого рассмотрим два одинаковых наклонных прямолинейных конвейера (рис. 15), отличающихся тем, что у первого привод расположен в верхней части, а у второго внизу.
Разобьем контуры конвейеров, начиная с точки сбегания с приводного барабана (звездочек).
1 вариант 2 вариант
Сопротивления движению на прямолинейных участках – груженом и порожнем, зависящие от погонных нагрузок qгр и q0 и параметров конвейеров, в обоих случаях соответственно равны:
и .
Сопротивления движению на натяжном барабане (звездочках), в качестве которого использован второй поворотный пункт, пропорциональны натяжению тягового элемента перед ним. Предположив, что
, ,
так как перед натяжным барабаном (звездочками) во втором варианте находится груженая ветвь, поэтому .
В точке 4 набегания тягового элемента на приводной барабан (звездочки) его натяжение равно . Так как во втором варианте одно из слагаемых больше: , то и потери на преодоление сопротивлении на приводном барабане (звездочках) во втором варианте также выше: .
Таким образом, при расположении привода внизу сопротивления на поворотных пунктах имеют большие значения, чем при расположении его в верхней части конвейера. Следовательно, тяговое усилие во втором случае больше, чем в первом.
Кроме этого, недостатком расположения привода в нижней части конвейера является увеличение натяжения тягового элемента в месте установки натяжного устройства, вследствие чего оно усложняется, и холостой ветви, что повышает ее износ.
В качестве натяжного барабана (звездочек) при механических натяжных устройствах используется второй поворотный пункт с углом обхвата тяговым элементом 1800. Поперечное грузовое натяжное устройство, которое удобнее располагать в верхней части конвейера (не требуется создание специальной шахты), в этом случае находится в месте минимального натяжения тягового элемента и, следовательно, величина груза будет меньше.
3.5. Динамика цепных конвейеров
Недостатком цепных конвейеров является неравномерность хода цепи, пульсирующий характер ее движения при постоянной скорости вращения приводной звездочки. Длительность цикла пульсации равна времени поворота звездочки на угол α, соответствующий одному звену цепи. Вследствие неравномерности движения тяговой цепи в ней возникают динамические усилия, величина которых зависит от ускорения и массы движущихся элементов конвейера и груза.
При угловой скорости приводной звездочки ω окружная скорость зуба υo и цепи υц соответственно равны (рис. 16 а)
; , (3.39)
где φ – переменный угол, образуемый радиусом 01 и вертикалью; φ=ω t, t – время поворота звездочки на этот угол; R0 – радиус начальной окружности звездочки. Ускорение цепи
. (3.40)
Рассмотрим три положения звездочки (рис. 16 б):
Графики изменения скорости и ускорения цепи при вращении звездочки показаны на рис. 17. В момент (третье положение), когда один зуб звездочки выходит из зацепления с шарниром цепи, а следующий входит, ускорение цепи мгновенно возрастает на величину 2jц max, динамическая составляющая Sдин и полное усилие Sрасч, действующее на цепь в этот момент, равны:
(3.41)
(3.42)
где mпр – приведенная масса груза и движущихся частей конвейера, подчиняющаяся закономерности (3.39); Sст – статическое усилие, определяемое методом последовательного обхода по контуру.
Из-за наличия зазоров в шарнирах цепи, ее провисания динамическое усилие передается не на всю длину цепи. В некоторых конвейерах, например скребковом, в пульсирующем движении участвует не вся масса груза [l, 2]. Величину приведенной массы определяем по формуле
, (3.43)
где к/ и к// – коэффициенты участия соответственно груза и движущихся частей конвейера в колебательном, пульсирующем движении: к/ = (0,3÷0,5) для скребкового, (0,7÷0,9) – для пластинчатого, (1) – для прочих конвейеров; к// = 2; 1,5; 1,0 при длине конвейера L соответственно до 25; (25÷60) и более 60 м.
Максимальное ускорение (3.40) c учетом того, что
и
равно
, (3.44)
где tц – шаг цепи, n – частота вращения звездочки, мин-1.
Ускорение цепи и, следовательно, динамическая составляющая нагрузки на цепь при постоянных размерах звездочки прямо пропорциональна квадрату скорости, а при постоянной скорости и диаметре звездочки обратно пропорциональны числу зубьев звездочки и прямо пропорциональны шагу цепи. Поэтому для высокой производительности цепных конвейеров (большой скорости) следует использовать короткозвенные цепи и звездочки с большим числом зубьев, то есть большего диаметра. С целью снижения массы цепи рекомендуется применять длиннозвенные цепи, но при этом необходимо уменьшить скорость конвейера.
Подставив в (3.41) выражения (3.43) и (3.44) получим для динамической составляющей силы Sдин, действующая на цепь,
. (3.45)
В связи с тем, что большинство торфоперерабатывающих предприятий работает в непрерывном режиме (мало остановок оборудования) и инструкциями по эксплуатации оборудования предусматривается остановка предварительно разгруженных конвейеров, расчет усилий в тяговом элементе цепных конвейеров в период пуска не производят.
4. КОНВЕЙЕРЫ С ГИБКИМ ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ
4.1. Ленточные конвейеры
Наибольшее распространение на заводах по переработке торфа получили ленточные конвейеры (ГОСТ 22644-77 - ГОСТ 22647-77).
В торфяных машинах ленточные конвейеры используются для перемещения фрезерного и кускового торфа (машины МТФ-62, МТФ-37) [9].
Это объясняется в первую очередь тем, что ленточные конвейеры из-за значительной скорости движения имеют производительность, во много раз превышающую производительность других конвейеров. Они бесшумны в работе, могут иметь сложную трассу с горизонтальными и наклонными участками, благодаря простоте конструкции и эксплуатации имеют высокую надежность.
К недостаткам ленточных конвейеров можно отнести высокую стоимость ленты (до 50% общей стоимости конвейера), сложность использования при транспортировании липких, горячих и тяжелых штучных грузов, малый угол наклона конвейеров, что значительно увеличивает длину конвейера и используемых для них наклонных галерей.
4.1.1. Устройство конвейера
Ленточный конвейер [2, 3] состоит из бесконечной ленты (рис. 18), которая огибает концевые приводной и натяжной барабаны. Лента опирается на поддерживающие ролики: верхние и нижние, которые закреплены на станине. Грузонесущей является верхняя ветвь ленты, она загружается материалом из загрузочной воронки, разгружается либо с помощью промежуточных разгрузочных устройств или через концевой барабан в разгрузочную воронку.
Очистка ленты от прилипшего материала производится очистным устройством.
Для устойчивого неподвижного положения груза на ленте угол наклона ленточных конвейеров не должен превышать на 10÷15° меньшего угла трения груза о ленту в покое. Для фрезерного торфа угол наклона конвейера с гладкой лентой желобчатой формы (при подъеме материала) принимают равным 22°, для торфяных брикетов 15°.
Конвейерная лента. В ленточных конвейерах лента является одновременно тяговым элементом и грузонесущим органом. Отсюда требования к конвейерным лентам: высокая прочность и износостойкость на истирание о транспортируемый груз и опорные устройства, малая масса и небольшое относительное удлинение, высокая эластичность как в продольном, так и в поперечном направлениях, стойкость к воздействию груза и окружающей среды. Этими требованиями и определяется конструкция конвейерной ленты.
На торфоперерабатывающих предприятиях применяют резинотканевые ленты как наиболее распространенные.
Срок службы конвейерных лент зависит от условий эксплуатации, но при трехсменной работе не должен быть меньше регламентированных значений (приложение 2) без учета вторичного их использования.
Для определения категорий условий эксплуатации конвейерных лент пользуются суммарной оценкой отдельных факторов (приложение 3).
Конвейерные ленты рассчитывают по максимальному статическому натяжению Smax, определяемому методом последовательного обхода по контуру. Расчетом определяют необходимое число in прокладок с учетом запаса n прочности (табл. 16) [1, 2] ленты на разрыв:
, (4.1)
где B – ширина ленты, м; σ p – предел прочности одного мм одной прокладки на разрыв, Н/мм (табл. 8).
Таблица 16
Тип ленты | Число прокладок | Коэффициент запаса прочности n при угле наклона конвейера | |
β ≤ 10° | β > I0° | ||
Резинотканевая, общего назначения и морозостойкая Теплостойкая Повышенной теплостойкости | До 5 Более 5 Любое Любое |
Относительно высокий коэффициент запаса прочности принимают в связи с ослаблением ленты в местах стыков, наличием неучтенных напряжений на изгиб, возникающих при огибании лентой поворотных пунктов, а также неравномерным распределением напряжения между всеми прокладками.
Если в результате расчета полученное число прокладок окажется больше максимального значения (табл. 16), то необходимо применять более прочную ленту или ленту большей ширины, уменьшив соответственно рабочую скорость конвейера.
Опорные устройства. В качестве опорных устройств чаще всего используются роликоопоры, реже настил – при транспортировании штучных грузов в месте их упаковки.
По назначению роликоопоры (рис. 19) делятся на рядовые (верхние и нижние), предназначенные для поддержания ленты между барабанами и придания ей необходимой желобчатой формы сечения, и специальные, выполняющие следующие функции: центрирующие – регулирование положения ленты относительно продольной оси; амортизирующие – смягчение ударов груза о ленту в местах загрузки; очистные – очистка ленты от частиц налипшего груза; переходные – изменение желобчатости ленты перед ко